Аттестация государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:28, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации. Лица, к ведению которых отнесена указанная государственно-служебная деятельность, являются должностными лицами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Аттестация государственных служащих……………………………….…3
Общая характеристика аттестации государственных служащих……..…3
Квалификационные разряды государственных служащих…………...…8
Заключение……………………………………………………………...….11
Список использованной литературы……………………………………..12

Файлы: 1 файл

трудовое право.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….2

Аттестация государственных  служащих……………………………….…3

Общая характеристика аттестации государственных служащих……..…3

Квалификационные разряды  государственных служащих…………...…8

Заключение……………………………………………………………...….11

Список использованной литературы……………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации. Лица, к ведению которых отнесена указанная государственно-служебная деятельность, являются должностными лицами.

Аттестация  государственных служащих декларируется  современным законодательством в качестве обязательной нормы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда.

К основным задачам аттестации государственных служащих относятся:

Определение уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих замещаемой государственной должности государственной  службы.

Стимулирования  профессионального роста государственных служащих.

Выявление перспективы  применения профессиональных способностей государственных служащих (продвижение  по службе, зачисление в резерв, установление надбавок).

Определение необходимости  повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки государственных служащих.

Аттестация  государственных служащих является актуальным вопросом и в настоящее  время, именно поэтому видна практическая ценность данной работы, прежде всего  в возможности осознать и воспринять теоретические и практические аспекты разрабатываемой темы в ее единстве и соотношении с современностью. Что касается разработанности темы исследования работы в юридической литературе, то хочется отметить, что по вопросам работы имеется довольно большое количество различных исследований, монографий и научных статей.

Аттестация  государственных служащих

Общая характеристика аттестации государственных  служащих

 

Правовой институт аттестации государственных, муниципальных  служащих тесно связан с другими  правовыми институтами, поэтому с аттестация взаимодействует с вопросами, связанные с дисциплинарной ответственностью, поощрением, трудовым договором (проблемы перевода, изменения существенных условий труда, увольнения); с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных (муниципальных) служащих и др.

В правовом регулировании  аттестации государственных служащих большое значение имеют не только правовые нормы, но и понятийный аппарат, призванный обеспечить единство в нормотворчестве.

Понятие аттестации государственного служащего имеет большое значение также и для обеспечения единства при реализации и правоприменении соответствующих норм, поскольку напрямую связано с содержанием аттестации.

Аттестация  это комплексное понятие, и его  необходимо рассматривать в нескольких аспектах.

Аттестация - это  специальный термин, с помощью  которого устанавливается специфика  правового регулирования труда  государственных (муниципальных) служащих.

Аттестация  является обязательным правовым условием работы не только для государственных служащих, но и для ряда работников и служащих государственных ведомств и учреждений, а в некоторых случаях и других организаций, независимо от форм собственности.

К ним относятся: судьи Российской Федерации; лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, педагогические работники государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации и др.

Определение понятия «аттестация государственного служащего» дано в ФЗ № 19 «Об основах государственной службы в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями): для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Аттестацию  государственных служащих нужно  рассматривать как правовой институт – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие с аттестацией.

Многие правоведы  рассматривают институт аттестации в качестве структурного образования (правового института) трудового права. Например, В.И. Курилов пишет: «Нормы, регулирующие аттестацию работников в рамках правового института трудового договора, составляют группу, внутреннее единство которой обусловлено общностью целей и содержания названных норм». По мнению В.Н.Скобелкина, аттестационные комиссии выступают в качестве субъектов трудовых правоотношений.

В соответствии с ФЗ «Об основах государственной  службы в РФ» (п. 2 ст. 4) могут устанавливаться  особенности правового регулирования  аттестации государственных служащих в отдельных государственных органах.

Аттестация  государственных служащих субъектов  РФ регулируется не только федеральным  законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Аттестация  государственных служащих – это  не просто односторонние действия работодателя – соответствующего органа, а система правоотношений. При рассмотрении аттестации в этом аспекте необходимо выделить, прежде всего, субъектов аттестации.

Во-первых, это  государственные служащие, замещающие в государственном органе государственные должности государственной службы. Аттестации не подлежат только те государственные служащие, которые прямо указаны в соответствующих нормативных правовых актах. Во-вторых, это аттестационная комиссия и государственный орган в лице соответствующего руководителя.

Каждый субъект  правоотношений обладает правовым статусом, в содержание которого входят правоспособность (т.е. их возможность иметь субъективные права и нести юридические  обязанности) и сами права и обязанности, предусмотренные законодательством, регулирующим аттестацию.

Как правоотношение, аттестация возникает в связи  с принятием соответствующего решения  руководителя государственного органа и прекращается после вынесения  аттестационной комиссией оценки государственному служащему.

Необходимо  отметить, что, как указывалось ранее, при проведении аттестации возникает  правоотношение не только между аттестационной комиссией (государственным органом, органом муниципального самоуправления) и аттестуемым, но и между аттестационной комиссией и руководителем государственного органа.

Аттестацию  государственного служащего можно  рассматривать как правовую гарантию государственного органа для обеспечения  исполнения его полномочий.

Так, ФЗ «Об основах  государственной службы в РФ»  определяет государственную службу, как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (п.1 ст.2), в качестве одного из принципов государственной службы закрепляет «профессионализм и компетентность государственных служащих» (п.8 ст.5). Именно поэтому устанавливаются квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственным служащим (ст. 6 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»), предусматривается в качестве одной из основных обязанностей государственного служащего - обязанность «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей» (п.7 ст.10) и правовой механизм определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих занимаемой государственного должности государственного служащего – периодическая аттестация (ст.24), которая одновременно является и «персональной оценкой профессиональных качеств государственного служащего».

Аттестация  для государственного служащего  может быть рассмотрена как юридическая обязанность - пройти в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку его уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности.

Вышеназванный аспект аттестации вытекает из основной обязанности государственного служащего – «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей (п.7 ст. 10 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»). В случае неисполнения данной обязанности государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 14 ФЗ «Об основах государственной службы в РФ»). При неявке его на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин он может быть аттестован в его отсутствие (п.8 Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего).

С другой стороны, аттестация для государственного служащего  является и дополнительной гарантией.

Исходя из смысла ФЗ «Об основах государственной  службы» (ст.24), Положения (п.15), Трудового  Кодекса РФ (п.п. «б» п.3 ст.81) государственного служащего, как и другого работника, нельзя уволить по инициативе администрации  государственного органа (в связи  с обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) без проведения аттестации и соответствующего решения аттестационной комиссии.

В случае увольнения государственного служащего по указанному ранее основанию без проведения аттестации, он в соответствии с ч.1 ст. 394 ТК РФ подлежит восстановлению на прежней работе.

Увольнение  государственного служащего, члена  профсоюза, по данному основанию  производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 ТК РФ (ч.2 ст.82 ТК РФ). Поскольку при проведении аттестации в отношении указанного государственного служащего она может послужить основанием для соответствующего увольнения, то в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч.3 ст.82 ТК РФ).

Аттестация  проводится также для решения  вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, в соответствии с которым устанавливается соответствующая надбавка к должностному окладу (ст.17 ФЗ «Об основах государственной службы»). В данном случае аттестация выполняет функцию стимулирования.

Аттестация  государственного служащего (ее результаты) являются юридическим фактом для возможного изменения и (даже) прекращения соответствующих трудовых правоотношений, возникновения новых трудовых правоотношений.

Так, в зависимости  от оценки аттестационной комиссии руководитель государственного органа принимает решение с согласия государственного служащего о переводе государственного служащего на другую государственную должность государственной службы, о присвоении государственному служащему очередного квалификационного разряда, об изменении соответствующей надбавки, о повышении квалификации или переподготовке, об увольнении и др. (п.14, 15 Положения).

Аттестацию  можно рассматривать и в виде деятельности, как системы, состоящей  из различных элементов: 1) субъекта; 2) объекта; 3) процедуры. Она имеет свои задачи, принципы.

Формирование  государственной службы в России, которая бы соответствовала мировым  стандартам, требует решения задачи по созданию качественно новой системы  аттестации государственных служащих, основанной на принципах, принятых в  мировой практике. Анализ опыта Франции, Германии, США и некоторых других стран свидетельствует о том, что аттестация в этих государствах играет особую роль при замещении должностей и продвижения по службе, поскольку присвоение классификационных разрядов производится именно по результатам аттестации.

«Целям поддержания  высокого уровня государственной службы служат правила об аттестации. В  США, например, до каждого служащего  ежегодно доводятся сведения о требованиях, предъявляемых к его должности. Критериями оценки деятельности высшего руководящего состава являются: совершенствование эффективности и качества работы, в том числе сокращение объема делопроизводства; экономия средств; своевременность исполнения обязанностей по должности; иные показатели эффективности работы. Аттестация служащих проводится ежегодно. В случае неудовлетворительной оценки работы служащий может быть либо уволен, либо переведен на другую должность. Однако такой перевод запрещен, если в течение 5 лет деятельность служащего на руководящем посту дважды оценивалась неудовлетворительно».

 

Квалификационные  разряды государственных служащих

 

Критерием для  подразделения государственных  служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они  присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории “Б” или “В”, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия.

Квалификационные  разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной  службы. В этом выражается неразрывность  сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории “Б” или “В”, зависимость разряда от занимаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

Информация о работе Аттестация государственных служащих