Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:37, реферат
Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без
овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает
поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе
ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику,
менеджмент и ряд других.
должностных инструкциях);
- Моральные (отражают
идеалы социальной справедливости).
06.04.2002
Конфликты. Управление
конфликтами.
Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая
сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или
цели, и помешать другой стороне - сделать то же самое.
Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при котором
действия одной стороны столкнувшись с другой, препятствуют реализации цели.
Конфликт следует отличать от обычных противоречий (простого несогласия,
несовпадения позиций, противоположность мнений по той или иной проблеме).
Трудовой конфликт возникает если:
a) Противоречие
отражает взаимоисключающие
b) Степень противоборства достаточно высока;
c) Противоречие доступно для понимания или непонятно;
d) Противоречие
возникает мгновенно,
довольно долго,
прежде чем возникнут социальные
столкновения.
Субъекты и участники конфликта.
Эти два понятия не всегда тождественны.
Субъект конфликта – активная сторона, способная создать конфликтную
ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Участник конфликта может:
a) Сознательно или не вполне сознавая цели, задачи противостояния принять
участие в конфликте;
b) Быть случайно
или помимо его воли
В ходе конфликта статусы участников и субъектов конфликта могут меняться
местами.
Участников конфликта различают:
. Прямые;
. Косвенные.
Косвенные участники преследуют свои личные интересы и могут:
. Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
. Содействовать
уменьшению интенсивности
прекращению;
. Поддерживать
ту или иную сторону конфликта,
одновременно.
Термин «сторона конфликта» включает в себя, как прямых, так и косвенных
участников конфликта. В качестве первичных субъектов трудового конфликта
оказываются отдельные работники, трудовые группы, коллективы организаций,
если их цели сталкиваются в процессе труда и в распределительных
отношениях. Именно они осознают и принципиально относятся к возникающим
противоречиям. Присоединение участников к конфликту происходит по множеству
мотивов (заинтересованное отношение, поддержка правой стороны, просто
желание поучаствовать в событиях).
Организационный конфликт может принимать множество форм. Но независимо от
природы конфликта менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и
управлять им.
Классификация организационных конфликтов.
Классификация может быть осуществлена по ряду признаков:
I. По количеству участников:
. Внутриличностные;
. Межличностные;
. Между личностью и группой;
. Межгрупповые;
. Межорганизационные.
II. По статусу участников:
. Горизонтальные
(между сторонами, имеющими
положение);
. Вертикальные
(между сторонами,
управленческой иерархии).
III. По особенностям социальных отношений:
. Деловые (по поводу выполняемых функций);
. Эмоциональные
(связанные с личным
IV. По степени выраженности конфликтов:
. Открытые;
. Скрытые (латентные).
V. По организационной
оформленности:
. Стихийные;
. Организационно
оформленные (письменно
VI. По преобладающим последствиям для организации:
. Диструктивные
(тормозят деятельность
. Конструктивные
(способствуют развитию
Структура конфликта.
Составляющими элементами конфликта являются:
1. Оппоненты
– субъекты и участники
2. Конфликтная ситуация – база для конфликта;
3. Объект конфликта
– конкретная причина
Объекты могут быть трех видов:
1) Объекты, которые не могут быть разделены на части;
2) Объекты, которые
могут быть разделены в
участниками;
3) Объекты, которыми участники могут владеть совместно.
4. Причина конфликта – могут быть внутренними и внешними, объективными и
субъективными.
Объективные:
. Ограниченность ресурсов;
. Структурная
зависимость участников
друга и другие моменты.
Субъективные:
. Различия в
ценностях, в ценностных
работников;
. Личностные особенности характера.
5. Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения
сторон. Может произойти случайно или может быть спровоцирован
субъектами конфликта. Инцидент знаменует переход конфликта в новое
качество, при этом возможно 3 варианта поведения сторон конфликта:
. Стороны стремятся уладить возникшие разногласия и найти
компромиссное решение;
. Одна из сторон делает вид, что ничего не произошло (уход от
конфликта);
. Инцидент становится
сигналом к началу открытых
столкновений.
Этапы протекания конфликта.
Первая стадия – предконфликтная (скрытая). На этой стадии участники
оценивают свои ресурсы и ищут сторонников.
Вторая стадия развития (восприятия конфликта). Люди ощущают потенциальные
несогласия, раздражение, злость, тревогу. Ощущение тревоги является
свидетельством восприятия ситуации, как конфликтной. Угрозы связаны с тем,
что другая сторона препятствует достижению целей, блокирует намерения и
средства для достижения целей. У сторон возникают сомнения, могут ли они
доверять друг другу.
Третья стадия открытого конфликта. Характеризуется заявлениями,
действиями и
реакциями конфликтующих
выраженного вызова (угрозы) и заканчивается критической точкой (пиком,
кульминационным моментом) конфликта.
Четвертая стадия разрешение конфликта. Выход из конфликтной ситуации
возможен при устранении причин конфликта. Для этого необходимы переговоры.
Если стороны не могут договориться, то возможно привлечение посредников,
использование примирительной комиссии, обращение к трудовому арбитражу. При
Министерстве
труда создано специальное
конфликтов, имеющих
свои структуры в регионах.
Причины конфликта.
См. схему «Источники
возникновения конфликта».
Методы разрешения конфликтов.
В идеале менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и
эффективно использовать его. См. рисунок «Действия руководителя при
разрешении конфликта».
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников.
После определения причин конфликта руководитель должен минимизировать
количество участников. Если в процессе анализа конфликта руководитель не
может установить его природные источники, то имеется возможность привлечь
его компетентных специалистов и экспертов. Существует три точки зрения в
отношении конфликта:
1. Менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит организации только
вред. Задача менеджера устранить конфликт любыми способами;
2. Менеджер считает, что конфликт это нежелательно, но распространенный
побочный продукт организации. Задача менеджера устранить конфликт;
3. Менеджер считает,
что конфликт не только
потенциально полезен.
В зависимости от того, какой точки зрения придерживается менеджер,
зависит процедура преодоления конфликта. Способы управления конфликтами
разделяют на 2 группы:
Особенную сложность для менеджеров представляет нахождение способов
разрешения межличностных конфликтов. Существует несколько стратегий
поведения и соответствующих тактик поведения менеджера в конфликтной
ситуации. Поведение менеджера в условии конфликта имеет по существу два
независимых измерения.
Стратегии:
Напористость (настойчивость). Стратегия направлена на реализацию
собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных, целей.
Партнерство (кооперативность). Характеризуется поведением личности,
направлением на учет интересов других лиц. Это стратегия согласия, поиска и
приумножения
общих интересов.
Сочетание стратегий при различной степени их выраженности
определяют 5 основных тактик разрешения менеджером межличностных
конфликтов:
1) Тактика «избегание». Действия менеджера направлены на то, чтобы выйти
из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от
вступления в споры и дискуссии, от высказывания своей позиции. В ответ
на предъявление менеджеру обвинения, он переводит разговор на другую
тему, отрицает наличие конфликта, считает его бесполезным.
2) Противоборство
характеризуется стремлением
путем открытой борьбы за свои интересы, занятие им жесткой позиции
непримиримого антагонизма в случае сопротивления, применение власти,