Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:37, реферат
Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без
овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает
поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе
ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику,
менеджмент и ряд других.
VI. Социальные структуры:
. Производственно-
. Социально-профессиональная;
. Социально-экономическая;
. Социально-психологическая;
. Социально-демографическая;
. Общественно-организационная.
VII. Сплоченность:
. Сплоченные;
. Расчлененные;
. Разобщенные.
Важнейшие функции трудового коллектива.
Трудовые коллективы реализуют следующие основные функции:
Целевая – основополагающая функция, для реализации которой и создается
трудовой коллектив.
Условия социальных потребностей реализуются в обеспечении работников
материальными благами, в удовлетворении потребностей членов коллектива в
общении, в повышении квалификации, развитии способностей, повышении статуса
и т.д.
Социально-интегративная
функция реализуется в
коллектива ради достижения поставленной цели, ради воздействия на поведение
работников и принятия ими определенных ценностей и норм коллектива.
Участие в производственной, хозяйственной, общественной жизни региона, в
рамках которой функционирует трудовой коллектив. Необходимо оптимальное
сочетание всех названных функций, так как от их согласования зависит
трудовое поведение работников. При оптимальном сочетании этих функций
предприятие оказывается
способным производить
обеспечивать духовные и материальные запросы, как членов трудового
коллектива, так
и жителей региона страны.
Социальная структура трудового коллектива.
Социальная структура трудового коллектива – совокупность его элементов и
отношение между этими элементами. В качестве элементов социальной структуры
выступают социальные группы, представляющие собой совокупность индивидов,
обладающих различными социальными признаками. Выделяют следующие наиболее
важные социальные структуры:
1) Производственно-
подразделений, в рамках которых складываются производственно-
функциональные
отношения между членами
носить горизонтальный характер (отношения между работниками с
одинаковым социальным статусом) и вертикальный характер (отношения
между работниками с различным социальным статусом). В результате
такого сочетания взаимоотношений в трудовом коллективе возникают с
одной стороны чувство взаимной ответственности, сотрудничества,
состязательности и т.д., а с другой стороны отношение между
руководителями и подчиненными.
2) Социально-профессиональная структура. Члены коллектива – это люди
разных профессий, разных квалификаций и не одинакового мышления.
Профессионально квалификационные различия оказывают существенное
влияние на социальные отношения между членами коллектива на их
взаимопонимание и в конечном счете существенно влияет на трудовое
поведение.
3) Социально-экономическая
структура. Члены трудового
в оплате труда, правах, собственности, участие в прибылях, условия
труда и т.д. В результате в трудовом коллективе экономические
отношения между членами коллектива могут носить характер социального
партнерства или характер конфликта (противостояния). Все это
существенным образом влияет на трудовое поведение работника.
4) Социально-психологическая
структура. Образуется на
симпатий, дружбы, общих ценностных ориентаций, увлечений и интересов.
Это, по сути, неформальная структура, существующая в связи с тем, что
трудовой коллектив представляет собой сложный мир социально-
психологических отношений.
5) Социально-демографическая
структура проявляется во
совокупности групп в зависимости от пола, возраста, семейного
положения, стажа работы. Каждая из данных групп имеет свои ценностные
ориентации, поведенческие особенности.
6) Общественно-организационные
структуры. Коллективы
действующими
на предприятии общественными
Складывающиеся трудовые отношения в коллективе определяются значительной
степенью социальной структуры трудового коллектива и являются сложным
переплетением
и взаимопроникновением различных
отношений.
Внутриколлективная сплоченность и ее влияние
на эффективность деятельности.
Сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой.
Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство трудового
поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и
норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива. Составными
элементами, которые выступают сработанность членов коллектива, их
ответственность и обязанность друг перед другом, согласованность действий и
взаимопомощь в процессе труда. В процессе сплочения трудового коллектива
происходит формирование единства интересов, норм трудового поведения,
коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве
мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, помощи и
поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения. В
зависимости от уровня сплочения трудовые коллективы делятся:
1) Сплоченные трудовые коллективы характеризуются стабильностью своего
состава, поддержанием дружеских контактов в рабочее и нерабочее
время, высоким уровнем трудовой и общественной активности,
высокими производственными показателями. В результате возникает
коллективное самосознание, определяющее трудовое поведение
работников.
2) Расчлененные
трудовые коллективы
социально-психологических групп, недружно относящихся друг к другу.
Эти коллективы
характеризуются большим
дисциплины и инициативы.
3) Разобщенные
трудовые коллективы –
отношения, а
социально-психологические
коллективы отличаются большой текучестью кадров, конфликтностью.
Для оценки уровня сплоченности трудового коллектива используют такие
частные показатели, как коэффициенты фактической и потенциальной текучести
кадров, число нарушений трудовой и технологической дисциплины, количество
конфликтов, групповые
индексы социометрического
экспансивности.
Факторы сплочения трудового коллектива.
Регулировать уровень сплочения трудового коллектива возможно на основе
воздействия на факторы сплоченности. Эти факторы разделяются:
. Общие;
. Локальные.
К общим факторам относятся форма собственности на средства производства,
характер труда, особенности хозяйственного механизма, социокультурные
атрибуты (ценности, нормы, традиции), которые в совокупности действуют на
макроуровне.
Локальные факторы могут быть объединены в 4 группы:
1. Организационно-технические;
2. Экономические;
3. Социально-психологические;
4. Психологические.
Организационно-технические факторы связаны с техническими составляющими
предприятия и
характеризуются уровнем
условий для ритмичной работы, обеспечение рабочих мест вещественными
элементами труда, системой обслуживания и т.д.) и труда (выбор той или иной
формы организации трудового процесса: индивидуальная или коллективная),
пространственным расположением рабочих мест (зависит частота контактов
между работниками, определяют способы общения в процессе труда),
организационным порядком (характеризуют существующие в коллективе
функциональные отношения и связи).
Экономические
факторы характеризуются
и системами оплаты труда, особенностями премирования. Здесь важно, чтобы
работники воспринимали действующие распределительные отношения в коллективе
как справедливые и участвовали в этом процессе.
Социально-психологические факторы включают в свой состав социально-
производственное информирование членов коллектива (заключается в доведении
до каждого работника общих целей, заданий, норм, способов определения и
т.д.). Эти факторы обуславливают психологический климат коллектива
(эмоциональный настрой коллектива, социально-психологическая атмосфера в
коллективе, которая
может быть благоприятной и
и неоптимальной). Эти факторы определяются так же стилем руководства, то
есть особенностью поведения руководителя, его организаторскими
способностями, умением работать с людьми.
Психологические
факторы проявляются в
членов, благоприятном сочетании свойств работников, способствующих
эффективности совместной деятельности.
Выделяют два вида совместимости:
. Психологическая совместимость, которая предполагает оптимальное
сочетание личных психологических свойств (черт характера,
темперамента, способностей и т.д.).
. Психофизиологическая
совместимость, которая
индивидуальной психической деятельностью работников, с уровнем
развития их психических процессов (восприятие, мышление, внимание и
т.д.).
13.04.2002
Переговоры.
Переговоры – это процесс поиска совместных решений двух или нескольких
сторон с различными точками зрения, предпочтениями, приоритетами.