Организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:37, реферат

Краткое описание

Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без
овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает
поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе
ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику,
менеджмент и ряд других.

Файлы: 1 файл

Организационное поведение.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Действия руководителей  по отношению к подчиненным (методы удовлетворения

потребностей  подчиненных):

Социальные потребности.

1) Давайте сотрудникам  такую работу, которая позволяла  бы им общаться.

2) Создайте на  рабочих местах дух единой  команды.

3) Проводите  с подчиненными периодические  совещания.

4) Не старайтесь  разрушить возникшие неформальные  группы, если они не

наносят организации  ущерб.

5) Создайте условия  для социальной активности членов  организации вне

работы.

Потребность в  уважении.

1) Предлагайте  подчиненным более содержательную  работу;

2) Обеспечивайте  им положительную обратную связь  с достигнутыми

результатами.

3) Высоко оценивайте  и поощряйте достигнутые подчиненными  результаты.

4) Привлекайте  подчиненных к формированию целей  и выработке решений.

5) Делегируйте  подчиненным дополнительные права  и полномочия. 

16.03.2002

Методические  и методологические основы

организационного  поведения. 

1. Виды социологических  исследований:

Разведывательные  исследования. Наиболее простой вид  конкретно

социологического  анализа. Решает весьма ограниченные задачи, охватывает

небольшие группы людей, основывается на упрощенной программе и сжатом

инструментарии (понимаются различные документы  по сбору первичной

информации –  анкеты, бланки интервью, опросные листы  и т.д.) Данный метод

используется  для получения предварительных  сведений о предмете и объекте

исследований  в углубленных исследованиях.

Описательные  исследования. Более сложный вид  конкретно социологического

анализа. Предполагает получение целостного представления  об изучаемом

явлении, его  структурных элементах. Проводится по полной достаточно

подробно разработанной программе и на базе опробованного инструментария.

Применяется, когда  объект исследования достаточно большая  группа людей

(например, коллектив  предприятия: люди разных профессий  и возрастных

категорий, разного  уровня образования и т.д.).

Аналитические исследования. Наиболее углубленный вид социологического

анализа. Ставит своей целью выявление причин и факторов, влияющих на

исследуемые явления  или процесс. Подготовка этого исследования связана с

разработкой полной программы и соответствующего инструментария.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является

эксперимент. Создается  экспериментальная ситуация путем  изменения обычных

условий функционирования объекта. В ходе эксперимента изучается  поведение

задействованных факторов, которые придают объекту новые черты и свойства. 

2. Методы сбора  эмпирических данных:

Опрос. Наиболее распространенный вид социологического исследования.

Широко используется для сбора первичной информации (90% всех

социологических данных собираются с помощью этого  вида).

Опрос подразделяется:

. Анкетирование;

. Интервьюирование.

При анкетировании  заранее формируются вопросы  для респондентов.

Интервьюирование  используется в том случае, когда  последующий вопрос для

респондента зависит  от ответа на предыдущий вопрос.

Социологическое наблюдение. Представляет собой целенаправленное и

систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства или

особенности. Формы  фиксации могут быть различны (бланк, дневник наблюдения,

фото- или киноаппаратура и т.д.).

Анализ документов. Источником информации выступают текстовые сообщения.

Этот метод  позволяет получать сведения о прошедших  событиях. Может выявлять

тенденцию и  динамику изменений отдельных черт объекта, последствий. 

3. Подготовка  социологического исследования. Программы и план

исследований.

Социологические исследования требуют тщательной подготовки. При этом

необходимо:

1) Позаботиться  о теоретической основе исследования;

2) Продумать  общую логику его поведения;

3) Разработать  методические документы для сбора

информации;

4) Сформировать  рабочую группу исследователей;

5) Предусмотреть  необходимые ресурсы (финансовые,

трудовые ресурсы  и т.д.). 

Программа социологического исследования:

Является стратегическим документом, который раскрывает концепцию

исследования  и намерения организаторов по проведению анализа исследуемой

проблемы. Программа  социологического исследования включает:

1. Методологическую  часть:

1. Обоснование  проблем исследования. Проблемой  исследования называют

поставленную  самой жизнью противоречивую ситуацию, которая

затрагивает интересы исследуемой группы людей.

2. Объект и  предмет исследования. Объектом  исследования выступает

носитель той  или иной проблемы. Предмет исследования включает в

себя стороны  и свойства объекта, которые выражают исследуемую

проблему (скрывающиеся в ней противоречия).

3. Цель исследования. Ставится в зависимости от  исследуемых свойств

объекта исследования (если исследуется состояние производственной

дисциплины на предприятии, то целью исследования будет анализ

факторов, влияющих на состояние производственной дисциплины и

разработка рекомендаций, направленных на укрепление этой

дисциплины).

4. Логический  анализ основных понятий. Прибегает  к косвенным методам

расчленения предмета анализа. Расчленяется не само исследуемое

явление, а понятие, символизирующее это явление. Логический анализ

включает две  процедуры:

o Интерпретацию  основных понятий;

o Операционализацию  основных понятий.

Пример: состояние  производственной дисциплины – степень

сознательного соблюдения правил и норм трудового  процесса и

технологии труда. 
 
 

Состояние производственной дисциплины

(структурная  операционализация) 
 
 

Состояние производственной дисциплины

(аналитическая  операционализация) 
 
 

Состояние производственной дисциплины

(факторная операционализация) 
 
 

5. Гипотеза исследований. Научное предположение, выдвигаемое для

объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которые  надо

подтвердить или  опровергнуть. Гипотезы:

. Основные;

. Дополнительные.

6. Задачи исследования. На основе сформулированных гипотез  ставится

задача исследования, они так же могут быть:

. Основные;

. Дополнительные.

7. Определение  выборочных совокупностей. Необходимо  обосновать размер

(проект) выборки.  Выборка должны быть репрезентативной (отражать

свойства генеральной  совокупности), чтобы можно было распространить

результаты исследований на всю группу людей.

8. Методы сбора  первичной информации:

1) Вторичный  анализ статистических материалов  по заводским данным по

результатам предыдущих исследований;

2) Сбор первичной  информации при помощи анкет.

9. Логическая  структура инструментария и сбора  первичной информации.

Логическая структура  анкеты рабочего.

|№ |Операционные |Индикатор |Тип шкалы|№ |

| |понятия | |измерений|вопроса  |

| | | | |в анкете|

| |I. Профессия, | | | |

| |квалификация, | | | |

| |удовлетворение | | | |

| |работой | | | |

|1.|Профессия  |Вид |Номинальн|1. |

| | |профессии  |ая шкала | |

|2.|Соответствие |Индивидуаль|Ранговая |2. |

| |профессии  и |ная оценка |шкала | |

| |базового |степени  | | |

| |образования  |соответстви| | |

| | |я | | | 
 

Вопросы в анкете:

1) Кем Вы работаете  в настоящее время? (профессия  для рабочих, должность

для ИТР).

001 (например, слесарь)

002

003

…..

009

2) Соответствует  ли Ваша нынешняя профессия  Вашему полученному

профессиональному образованию?

010 соответствует полностью

011 соответствует  частично

012 не соответствует

013 затрудняюсь  ответить

10. Логическая  схема обработки информации на  ЭВМ. 

Парные 
 

распределения 

Составляются  подобные блоки по всем выдвинутым задачам. 
 

2. Методическая  часть программы содержит характеристику используемых

методов сбора  первичной информации, рабочий план исследования,

включающий подготовку к полевому исследованию, полевое  исследование,

подготовка информации к обработке, ее обработка на ЭВМ  и анализ

результатов исследований с выводами и рекомендациями, подготовка

вспомогательных документов и выбор нормативов исследований (готовятся

инструкции для  анкетеров, кодировщиков, производятся расчеты ресурсов

по действующим  нормативам). 

4. Типы шкал  и правила их построения.

Номинальная шкала – измеряются преимущества, объективные признаки

респондента.

Ранговая (порядковая) шкала – измеряется большинство  субъективных свойств

и признаков  респондента, так как для них  трудно найти объективные признаки.

Позиции ранговой шкалы располагаются в порядке от наиболее значимой к

наименее значимой (или наоборот).

Интервальная  шкала – измеримо небольшое число  свойств и признаков

Информация о работе Организационное поведение