Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке урока облуживающего труда с использованием технологии мультимедиа.
Задачи:
Изучить основы преподавания обслуживающего труда;
Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
Рассмотреть значение применения мультимедийных средств в учебном процессе;
Определить методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда;
Разработать уроки технологии с применением мультимедийных технологий.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда
1. Основы преподавания обслуживающего труда ……………….5
2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………….11
3. Использование мультимедиа в учебном процессе ……………..25
Выводы по главе 1 ………………………………………………….….32
Глава 2. Методика применения мультимедиа на уроках технологии
1. Методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда…………………………………………34
2. Разработка урока «Интерьер жилого дома» ……………………40
3. Разработка урока «Стили в интерьере» ………………………..47
Выводы по главе 2 ……………………………………………………...62
Заключение ………………………………………………………………63
Список литературы …………………………………………………….66

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

Мультимедиа дает учащимся:

  • повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;
  • возможности включения игрового момента: позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;
  • сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе;
  • освоение учащимися современных информационных технологий.

На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер. С его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это – возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

 

Выводы по главе 1.

Обслуживающий труд является составной частью образовательной  области «Технология».

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослости. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

Учителям надо иметь в  виду, что чувство взрослости –  это здоровое и ценное в своей  основе чувство. Поэтому его нужно  не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание  с подростками надо постепенно и  разумно перестраивать, признавая  их права на относительно большую  независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как  подросток очень нуждается  в  твердом и постоянном руководстве  со стороны взрослых.

Мультимедиа должны выступать как средство или инструмент познания на уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим.

Мультимедиа является исключительно  плодотворной образовательной технологией  благодаря присущим ей качествам  интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности  учитывать индивидуальные особенности  учащихся.

Глава 2. Методика применения мультимедиа на уроках технологии

    1. Методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда

 

Государственный образовательный  стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии.

Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.

На уроках технологии применяю компьютер как средство обучения учащихся. При условии правильного применения, компьютерные возможности позволяют существенно повысить эффективность учебного процесса.

Использование современных  мультимедиа - технологий в преподавании позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций), позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения [20, с. 62].

Формы и место использования  мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

1. При изучении нового  материала. Позволяет иллюстрировать  разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При закреплении новой  темы

3. Для проверки знаний. Компьютерное тестирование –  это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал  к урокам.

5. При проверке фронтальных  самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов. 6. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

7. Средство эмоциональной  разгрузки. Во время проведения  блочных уроков или длительных консультаций - стоит включить видеозаставки экспериментов, физкультминутки при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа-материалы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

8. Как средство для  изготовления раздаточного дидактического  материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.

9. Ресурс мультимедийных библиотек, позволяет использовать компьютерные программы для создания уроков-презентаций. Информация в них размещена в файлах стандартных форматов, так, что любой материал с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Образовательные диски содержат в себе различные звуковые и видео фрагменты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.

Такие средства обучения, как  видеофильмы, слайды во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждает у них интерес к изучаемым темам. Применение средств информационных технологий с использованием мультимедиа делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной.

Собирая нужные документы  по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, их можно использовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint.

Прежде всего, речь идет об использовании мультимедиа презентаций, создание которых – процесс творческий, требующий умений, времени, фантазии, достаточное количество иллюстративного материала. Хорошая презентация - отличное методическое средство, позволяющее ученикам лучше усвоить теоретическую часть урока. В медиотеке школьного кабинета технологиисобраны презентации по разным темам:

    • Материаловедение,
    • Машиноведение
    • Моделирование
    • Лоскутная техника
    • Праздничные бутерброды
    • Технологическая викторина
    • Проектные работы по технологии и другие.

Все они скомпонованы по разделам: «Для уроков», «Классное Руководство» и «Конкурсы». Презентации для уроков почти все – авторские.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

− образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

− развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать; активизация творческой деятельности учащихся;

− воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи [20, с. 102].

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Традиционным является демонстрация изделий, сшитых на уроках и внеклассных занятиях. Использование компьютерных журналов помогает повысить мотивацию учащихся, сэкономить время на внеклассных мероприятиях и уроках. Компьютерные журналы моделей дают возможность распечатать не только выкройку по размеру, но и технологическую последовательность изготовления изделия. Поэтому учащиеся заинтересованы выучить швейную терминологию. Это ведёт к повышению качества знаний.

Без всякого сомненья, экономит время урока компьютерное тестирование. И быстро, и интересно. Но для эффективной работы, как показывает практика, одного компьютера в кабинете мало, но в этом случае можно использовать мультимедийный кабинет.

На сегодняшний день активно  используется педагогами на уроках технологии метод проектов, как наиболее перспективная педагогическая технология, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения [20, с. 114].

Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Использование информационных технологий при проведении проекта в школе и, безусловно, при разработке материалов для него, стало определяющим, вдохнуло новую жизнь в известную уже давно проектную методику. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности. Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия.

Работая с мультимедиа  инструментарием школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует творческий подход к процессу усвоения и представления знаний. В работу вовлекаются новые знания, информация и приобретённый опыт.

Таким образом, учащимся предоставляется в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой новый объект труда при консультативной помощи учителя.

С началом изучения информатики  в школе стало возможным уже с пятого класса создавать мультимедиа презентации. Поэтому итоговые уроки по технологии превращаются в фестиваль проектов.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта – выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт: видят пример, образец к которому надо стремиться.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Информация о работе Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда