Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:58, дипломная работа
Цель работы заключается в разработке урока облуживающего труда с использованием технологии мультимедиа.
Задачи:
Изучить основы преподавания обслуживающего труда;
Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
Рассмотреть значение применения мультимедийных средств в учебном процессе;
Определить методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда;
Разработать уроки технологии с применением мультимедийных технологий.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда
1. Основы преподавания обслуживающего труда ……………….5
2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………….11
3. Использование мультимедиа в учебном процессе ……………..25
Выводы по главе 1 ………………………………………………….….32
Глава 2. Методика применения мультимедиа на уроках технологии
1. Методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда…………………………………………34
2. Разработка урока «Интерьер жилого дома» ……………………40
3. Разработка урока «Стили в интерьере» ………………………..47
Выводы по главе 2 ……………………………………………………...62
Заключение ………………………………………………………………63
Список литературы …………………………………………………….66
На первых порах в основе
самосознания подростка лежат
суждения о нем других взрослых
(учителей и родителей), коллектива,
товарищей. Младший подросток
словно смотрит на себя
На
основе развития самовоспитания роста
требований к подростку, его нового
положения в коллективе у подростка
возникает стремление к самовоспитанию,
к сознательному и
Важная
особенность подросткового
Сознание собственной взрослости возникают у подростка неслучайно. Он замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например, своих родителей, а порой некоторых учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому их реальных возможностей.
Чувство
взрослости вызывает стремление подростков
к самостоятельности и
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику, и в манере поведения взрослых. Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитет, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.
Учителям
надо иметь в виду, что чувство
взрослости – это здоровое и ценное
в своей основе чувство. Поэтому
его нужно не подавлять, а стараться
ввести в правильное русло. Взаимопонимание
с подростками надо постепенно и
разумно перестраивать, признавая
их права на относительно большую
независимость и
Слово
«социализация» означает совокупность
всех социальных и психологических
процессов, посредством которых
индивид усваивает систему
Следует отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными и сугубо современными, на самом деле информационные перегрузки, разнообразные воспитательные воздействия.
Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа. Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родителей.
Проблема эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной эффективностью.
Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:
О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные предпосылки.
Отношения старших и младших, родителей и детей всегда были отношениями власти и зависимости, господства и подчинения. Идея иерархии заложена в самой природе возрастных категорий и связанных с ними социальных привилегиях, правах и обязанностях.
Общий дух социально-возрастных отношений любого общества – это плоть от плоти отношения господства.
Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм лигитимного господства (узаконенного):
«вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно для религиозных сект.
Хотя эти типы господства не встречаются в чистом виде, каждый из них по- своему определяет формы социализации – формальное обучение, иерархические отношения между учителем и учеником.
В основе
педагогики сотрудничества лежит принцип
социального равенства. Это предполагает
преодоление некоторых
Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко представлять себе тенденции и развитие каждого.
С переходом
ребенка в среднюю школу, его
связи с окружающими людьми, как
взрослыми, так и детьми, расширяются
и усложняются. Характерной особенностью
подростков по сравнению с младшими
школьниками является усиленное
стремление к общению с товарищами.
Подростка невозможно удержать в
рамках узкого семейного коллектива.
Особую роль в его жизни начинает
играть коллектив сверстников и
складывающиеся в нем взаимоотношения.
Подросток хочет заслужить
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
Родительская семья – важнейший институт социализации детства. Однако современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в предыдущую эпоху. Это зависело как от системы общественного воспитания, так и от изменения самой семьи. Меняется стиль внутрисемейных отношений. Моральный авторитет родителей поддерживать труднее, чем власть, опирающуюся на силу [21, с. 372].
Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора оценок близких.
Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения.
Характер
подростка из семьи с высокой
рефлексивностью и
Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним, и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения [21, с. 277].
Подросток
в такой семье чувствует себя
лишним. По большей части он устремляется
на улицу к своим сверстникам,
где ищет удовлетворение в общении.
Отчужденная семья может
Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве [21, с. 284]. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.
Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его несостоятельным в реальных отношениях с другими.
Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям.
Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.
Информация о работе Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда