Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке урока облуживающего труда с использованием технологии мультимедиа.
Задачи:
Изучить основы преподавания обслуживающего труда;
Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
Рассмотреть значение применения мультимедийных средств в учебном процессе;
Определить методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда;
Разработать уроки технологии с применением мультимедийных технологий.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда
1. Основы преподавания обслуживающего труда ……………….5
2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………….11
3. Использование мультимедиа в учебном процессе ……………..25
Выводы по главе 1 ………………………………………………….….32
Глава 2. Методика применения мультимедиа на уроках технологии
1. Методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда…………………………………………34
2. Разработка урока «Интерьер жилого дома» ……………………40
3. Разработка урока «Стили в интерьере» ………………………..47
Выводы по главе 2 ……………………………………………………...62
Заключение ………………………………………………………………63
Список литературы …………………………………………………….66

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

  На первых порах в основе  самосознания подростка лежат  суждения о нем других взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток   словно смотрит на себя глазами  окружающих. С возрастом, помимо  этого, начинает складываться  тенденция самостоятельно анализировать  и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще  не обладает достаточным умением   правильно анализировать собственные  личностные проявления, то на  этой основе порой возможны  конфликты, порождаемые противоречием  между уровнем притязаний подростка,  его мнением о себе и его  реальным положением в коллективе, отношением, отношением к нему  со стороны взрослых и товарищей.

На  основе развития самовоспитания роста  требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка  возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному  развитию у себя положительных качеств  и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков [21, с. 64]. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные формы, для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно пытаются причинить себе, Заставляют себя прекратить чтение какой – либо книги на самом интересном месте, надолго задерживают дыхание. А некоторые заявляют, что лучший способ развивать в себе волю - это никогда, никому, ни в чем не уступать. Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведения.

Важная  особенность подросткового возраста – формирование центрального новообразования  этого возраста, своеобразного чувства  взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а  становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и  равноправного участника этой жизни [21, с. 68].

Сознание  собственной взрослости возникают  у подростка неслучайно. Он замечает, как быстро увеличивается его  рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей  половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении  он превосходит многих взрослых, например, своих родителей, а порой некоторых  учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни  взрослых людей становится значительно  большим, он активно участвует в  школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки  нередко приходят к убеждению, что  они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы  и взрослые относились к ним как  к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать  в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому  их реальных возможностей.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной  независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить  их достоинства, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы  взрослые считались с его мыслями, уважая их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых в наличии собственных  взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику, и в манере поведения взрослых. Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитет, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.

Учителям  надо иметь в виду, что чувство  взрослости – это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому  его нужно не подавлять, а стараться  ввести в правильное русло. Взаимопонимание  с подростками надо постепенно и  разумно перестраивать, признавая  их права на относительно большую  независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как  подросток очень нуждается  в  твердом и постоянном руководстве  со стороны взрослых. Подростков нужно  освобождать от мелочной опеки, излишнего  контроля, навязчивой  заботливости, назойливого руководства – всего  того, что в  какой-то мере было бы оправдано по отношению к дошкольнику  или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов, безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного достоинства, самоуважение подростка.

Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и психологических  процессов, посредством которых  индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноправного  члена общества [15, с. 54].

Следует отметить, что многие проблемы, кажущиеся  нам уникальными и сугубо современными, на самом деле информационные перегрузки, разнообразные воспитательные воздействия.

Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни  и культуры народа. Молодежи предстоит  жить в обществе, отличном от того, в  котором жили родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родителей.

Проблема  эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты констатируют разрыв между стоимостью образования  и недостаточной социальной эффективностью.

Чтобы жить и успешно функционировать  в чрезвычайно мобильном и  динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:

      1. обладать устойчивым мировоззрением, нравственными убеждениями;
      2. должен обладать высокой психической лабильностью, гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без этого личность отстанет от хода истории и станет тормозом общественного прогресса.
      3. воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой активности, ответственности [35, с. 432].

О преодолении  формализма в воспитании писали все  классики педагогики и психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные предпосылки.

Отношения старших и младших, родителей  и детей всегда были отношениями  власти и зависимости, господства и  подчинения. Идея иерархии заложена в  самой природе возрастных категорий  и связанных с ними социальных привилегиях, правах и обязанностях.

Общий дух социально-возрастных отношений  любого общества – это плоть от плоти отношения господства.

Выдающийся  немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм лигитимного господства (узаконенного):

    • «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.
    • «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил, порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.
    • «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем» [21, с. 364].

«вождем»  только ему присущих способностей требует  безоговорочного подчинения, но уже  в силу личной привязанности. Такое  лидерство характерно для религиозных  сект.

Хотя  эти типы господства не встречаются  в чистом виде, каждый из них по- своему определяет формы социализации –  формальное обучение, иерархические  отношения между учителем и учеником.

В основе педагогики сотрудничества лежит принцип  социального равенства. Это предполагает преодоление некоторых стереотипов  сознания.

Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко представлять себе тенденции  и развитие каждого.

С переходом  ребенка в среднюю школу, его  связи с окружающими людьми, как  взрослыми, так и детьми, расширяются  и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное  стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в  рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и  складывающиеся в нем взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив  предъявляет ребенку высокие  требования, и завоевать авторитет  и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно  важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения  со сверстниками дают подростку незаменимый  опыт социального общения, практику жизни в коллективе.

Родительская  семья – важнейший институт социализации детства. Однако современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в предыдущую эпоху. Это зависело как от системы общественного воспитания, так и от изменения самой семьи. Меняется стиль внутрисемейных отношений. Моральный авторитет родителей поддерживать труднее, чем власть, опирающуюся на силу [21, с. 372].

Подросток, как правило, живет вместе со своей  семьей. Он вошел в семью через  свое рождение, привык к близким  так, как привыкают к ним в  детстве. Теперь наступает пора оценок близких.

Обычно  семья относится к подростку  в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями.

Семья с  высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения.

Характер  подростка из семьи с высокой  рефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет угнетающих это  развитие предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми  и сверстниками) преимущественно  по адекватно лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой  семье направлены на проникновение  в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самого социального пространства непосредственных отношении людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним, и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения [21, с. 277].

Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве.  Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве [21, с. 284]. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его несостоятельным в реальных отношениях с другими.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям.

Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.

Информация о работе Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда