Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке урока облуживающего труда с использованием технологии мультимедиа.
Задачи:
Изучить основы преподавания обслуживающего труда;
Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
Рассмотреть значение применения мультимедийных средств в учебном процессе;
Определить методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда;
Разработать уроки технологии с применением мультимедийных технологий.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда
1. Основы преподавания обслуживающего труда ……………….5
2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………….11
3. Использование мультимедиа в учебном процессе ……………..25
Выводы по главе 1 ………………………………………………….….32
Глава 2. Методика применения мультимедиа на уроках технологии
1. Методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда…………………………………………34
2. Разработка урока «Интерьер жилого дома» ……………………40
3. Разработка урока «Стили в интерьере» ………………………..47
Выводы по главе 2 ……………………………………………………...62
Заключение ………………………………………………………………63
Список литературы …………………………………………………….66

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

Как бы не складывались условия жизни  в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней  в этот период жизни чрезвычайные.

Школа – еще один важнейший общественный институт, дающий детям систематическое образование, подготовку к труду [31, с. 488].

В подростковом возрасте, как и в детстве, ребенок  продолжает посещать школу или переходит  в училище. Однако меняется его внутренняя позиция по отношению к школе  и учению. Так, если в детстве в  младших классах, ребенок был  психологически поглощен самой учебной  деятельностью, то теперь подростка  в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой  внутреннего интереса в отрочестве.

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток  постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии  на возможные результаты своего и  чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Если в детстве особая школа социальных отношений –  игра, то в подростковом возрасте этой школой становится общение. Именно в  этот период подросток учится осмысливать  свои конформные и негативные реакции  на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор  возможного поведения, учится подавлять  импульсивные действия.

 

    1. Использование мультимедиа в учебном процессе

 

Современное образование  призвано формировать самостоятельную, полноценную личность, способную к постоянному самостоятельному обучению в течение жизни, к адаптации и социализации в окружающей меняющейся действительности. Для достижения этой цели должно меняться и образовательное пространство урока. Ни для кого не секрет, что воспитать активную личность с помощью только традиционных технологий невозможно, на помощь педагогам приходит великое множество инновационных технологий [19, с. 4].

В чем суть всех инноваций  в области педагогических технологий? Это особая организация урока, отличная от традиционных методик. Самое важное отличие - это организация взаимодействия учащихся и учителя на уроке и выполнение совершенно других ролей по сравнению с традиционной методикой учителем и учащихся. Педагог организует образовательное пространство урока, создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они понимают важность цели урока, мотивируются и определяют сами, что они должны сделать и как именно, чтобы этой цели достичь. При этом они должны научиться или продуктивно использовать межличностное общение, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе.

Кроме организатора учитель  выступает в процессе урока как  консультант, эксперт: организует дискуссии, направляет процесс поиска истины/знания, оказывает техническую, информационную и оценочную поддержку ученикам. В данной статье не хотелось бы уделять много внимания вопросу, что дает такая организация урока ученикам (эта позиция уже обозначена выше), так как хотелось бы больше внимания уделить именно мультимедиа в образовательном пространстве урока, которое организует педагог.

С одной стороны все  просто и обычно, как в традиционной методике: у каждого урока есть свои цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены в процессе урока – тут ничего не изменилось (кроме самих формулировок типа формировать навыки добывания, обсуждения информации и ее интерпретации и т.д. ). Учителю необходимо в процессе подготовки урока отобрать теоретический и практический материал для конкретного урока, набор приемов и методов (инструментов/технологий), с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть – тут тоже ничего нового нет, все как обычно. Кроме одного – организации работы на уроке, инновационная организация образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий.

Мультимедиа должны выступать как средство или инструмент познания на уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим [19, с. 6]. Мульимедиа призвано решать различные проблемы данного конкретного класса на данном конкретном уроке. Проблемы могут быть разного плана: мотивации к обучению, развитие коммуникативных способностей, получение знаний, накоплению фактического и информационного материала, формирование информационной грамотности и т.д. Для того чтобы использование мультимедиа в образовательном процессе было не только возможно, но и необходимо и уместно, важно соблюдение следующих условий.

Схема использования мультимедиа на уроке – это общение по теме учебного материала по моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования, так как она обеспечивает:

  • организующую функцию учителя, его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока, технического эксперта;
  • активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает или определяет границы своего знания и пути, способы и скорость достижения нового;
  • развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт продуктивного межличностного общения: общение в группе, парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в процессе деятельности [20, с. 21].

В выделенных позициях очень  важной представляется обеспечение  субъективной позиции ученика на уроке с помощью средств мультимедиа.

Подготовка к таким урокам - трудоемкий процесс, так как речь идет об организации образовательного процесса урока, когда продумывается сценарий и обеспечивается траектория развития каждого ребенка (насколько это возможно), продумывается создание условий, при которых ученик будет вынужден совершать шаги к получению нового знания и использовать при этом разные способы и виды общения, открывать для себя лично все новые и новые горизонты. Роль учителя при этом – направление движения к получению знаний, консультационная и экспертная помощь.

Естественно, одна и та же цель урока может быть достигнута разными способами. Мультимедиа является исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это только при одном очень важном условии: учитель и ученики владеют ИКТ – технологиями на необходимом уровне. Если учитель слабо владеет ИКТ – технологиями или учащиеся испытывают значительные затруднения в работе с компьютером и необходимым программным обеспечением и т.д., то тогда использование в уроке данного инструмента нерационально, неуместно.

Учитель составляет план урока  исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее:

1) принцип адаптивности: приспособление компьютера киндивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость: в любой  момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3) интерактивность и диалоговый  характер обучения; – ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

4) оптимальное сочетание  индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у ученика  состояния психологического комфорта  при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и  приложения сколько угодно велики [20, с. 32].

Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, в течение всего процесса – при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом компьютер выполняет следующие функции. В функции учителя компьютер представляет собой:

    • источник учебной информации;
    • наглядное пособие;
    • тренажер;
    • средство диагностики и контроля.
    • в функции рабочего инструмента:
    • средство подготовки текстов, их хранение;
    • графический редактор;
    • средство подготовки выступлений;
    • вычислительная машина больших возможностей.

Педагоги активно используют презентации в процессе урока. Их назначение:

    • иллюстрация материала урока,
    • роль школьной доски демонстрация различного материала без обсуждения;
    • демонстрация материала урока для дальнейшего обсуждения в классе, группах;
    • работа с материалом, использование возможностей интерактивной доски для осуществления работы с материалом презентаций (заполнение таблиц, работа с тестами и т.д.);
    • использование в презентациях различных возможностей для обучения –  локальных образовательных ресурсов [20, с. 36].

Данный перечень составлен  по мере убывания количества работ  с такими мультимедийными ресурсами. Он показывает, что интерактивные возможности мультимедиа используются не в полную меру. Тут есть куда еще двигаться педагогам: повышение квалификации в этом направлении должно идти по линии практического навыка использования интерактивности мультимедиа в образовательном процессе. Применение всех преимуществ мультимедиа в образовательной среде урока.

Педагоги используют мультимедиа потому, что их применение позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:

    • стимулирование таких аспектов обучения, как восприятие и осознание информации;
    • повышение мотивации учащихся;
    • развитие навыков совместной работы и коллективного познания у учащихся;
    • развитие у учащихся более глубокого подхода к обучению [20, с. 44].

Мультимедиа могут быть использованы учащимися с различными каналами восприятия учебного материала: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. К тому же качественное использование мультимедиа педагогом в процессе урока может дать возможность учащимся работать над учебными материалам и по-разному – создает условия выбора для ученика решать, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, ученики становятся активными участниками образовательного процесса.

Использование качественных мультимедиа, таким образом, позволяет  сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам.

В подавляющем количестве материалов отсутствует характеристика класса, нет описания ориентации материала урока на определенный класс с определенными проблемами, а также обоснования для решения каких проблем класса используется мультимедиа - компонент. А это одно из самых важных составляющих урока! Вообще основное преимущество мультимедиа – компонента в его возможности комплексно подходить к решению задач урока или занятия – он решает комплекс задач как по отношению к ученикам, так и по отношению к педагогам.

Преимущества использования  мультимедиа на уроке:

    • индивидуализация обучения;
    • интенсификация самостоятельной работы учащихся;
    • рост объема выполненных на уроке заданий;
    • расширение информационных потоков при использовании [20, с. 50].

Мультимедиа дает учителю возможность:

    1. переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным: становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;
    2. помогает оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение возможностей мультимедиа;
    3. за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.

Информация о работе Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда