Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке урока облуживающего труда с использованием технологии мультимедиа.
Задачи:
Изучить основы преподавания обслуживающего труда;
Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
Рассмотреть значение применения мультимедийных средств в учебном процессе;
Определить методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда;
Разработать уроки технологии с применением мультимедийных технологий.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты использования технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда
1. Основы преподавания обслуживающего труда ……………….5
2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………….11
3. Использование мультимедиа в учебном процессе ……………..25
Выводы по главе 1 ………………………………………………….….32
Глава 2. Методика применения мультимедиа на уроках технологии
1. Методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда…………………………………………34
2. Разработка урока «Интерьер жилого дома» ……………………40
3. Разработка урока «Стили в интерьере» ………………………..47
Выводы по главе 2 ……………………………………………………...62
Заключение ………………………………………………………………63
Список литературы …………………………………………………….66

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

Содержание 

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  аспекты использования технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда

    1. Основы преподавания обслуживающего труда ……………….5
    2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………….11
    3. Использование мультимедиа в учебном процессе ……………..25

Выводы по главе 1 ………………………………………………….….32

Глава 2. Методика применения мультимедиа на уроках технологии

  1. Методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда…………………………………………………………34
  2. Разработка урока «Интерьер жилого дома» ……………………40
  3. Разработка урока  «Стили в интерьере» ………………………..47

Выводы по главе 2 ……………………………………………………...62

Заключение ………………………………………………………………63

Список литературы …………………………………………………….66

Приложение ……………………………………………………………..69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать  систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции.

Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые  несут с собой эти информационные и коммуникационные технологии и  новые модели деятельности вкупе  с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. А для этого необходимо создать принципиально новую технологию приобретения научных знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний, новые курсы обучения и методики преподавания. Все это должно способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения индивида — полноправного члена информационного общества.

Однако само по себе одно лишь применение новых информационных и коммуникационных технологий автоматически не повысит качества образования, поэтому педагогам и методистам необходимо осваивать, развивать и активно применять в своей практической деятельности компьютерную психологию, компьютерную дидактику и компьютерную этику.

Одним из важнейших направлений  применения информационных и коммуникационных  технологий в образовании является использование мультимедийных возможностей  компьютерной техники. Использование  мультимедийных средств обучения позволяет  активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания  логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность  мультимедийных технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно-ориентированных моделей обучения.

Объектом работы является методы использования технологии мультимедиа  на уроке обслуживающего труда.

Предмет – урок обслуживающего труда  с применением мульмедийных технологии.

Цель работы заключается  в разработке урока облуживающего  труда с использованием технологии мультимедиа.

Задачи:

  1. Изучить основы преподавания обслуживающего труда;
  2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
  3. Рассмотреть значение применения мультимедийных средств в учебном процессе;
  4. Определить методы использования технологии мульимедиа на уроках обслуживающего труда;
  5. Разработать уроки технологии с применением мультимедийных технологий.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации урока с применением мультимедийных технологий.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие урока с применением мультимедийных технологий; разработаны комбинированные уроки с применением мультимедиа для 7класса.

Практическая значимость состоит в возможном практическом  применении разработанной программы  занятий по технологии 7 класса.

Глава 1. Теоретические  аспекты использования технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда

    1. Основы преподавания обслуживающего труда

 

Обслуживающий труд является составной  частью образовательной области  «Технология». Программа курса составлена на основе программы, утвержденной Министерством  образования Российской Федерации  с учетом учебно-материальной базы мастерских, имеющихся в них средств  обучения и тенденции их развития.

Цели курса – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

  1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
  2. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов в конечный потребительский продукт в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
  3. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  4. Развитие разносторонних качеств личности [5, с. 12].

Задачи курса:

  1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.
  2. Совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем.
  3. Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел.
  4. Развитие художественной инициативы.
  5. Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
  6. Воспитание уважения к народным традициям и обычаям.

Весь объем материала разделен по темам:

  1. Кулинария.
  2. Декоративно-прикладное творчество.
  3. Машиноведение.
  4. Материаловедение.
  5. Конструирование швейного изделия.
  6. Моделирование.
  7. Технология изготовления.

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень  или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически  завершенный этап на пути овладения  учащимися знаниями, умениями и навыками.

Главные требования к уроку  технологии:

  1. Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.
  2. Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики.
  3. Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.
  4. Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.
  5. Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока [5, с. 34].

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или  практических работ, по доминирующим дидактическим  целям и задачам, по основным методам  обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический  урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических  задач, контрольно-проверочный урок [5, с. 42].

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные  типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий.

Структура комбинированного урока следующая: организационная  часть; сообщение темы и целей  занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть.

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад.ч., поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На этих занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.

Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Урок-лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер [5, с. 44]. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.

Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная  часть; сообщение целей и темы занятия; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача задания на лабораторную работу; выполнение ее учащимися; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических  задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт. Примерная структура урока решения технических задач такова: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала.

Контрольно-проверочный  урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии [5, с. 52].

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение  темы и целей занятия; выдача задания  на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Выдающийся психолог П.П. Блонский считал, что основное заблуждение  учителей состоит в том, что они  будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в  школе, – это не подготовка, а  сама жизнь [5, с. 67]. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому – слабое дидактическое обеспечение.

Информация о работе Использование технологии мультимедиа на уроках обслуживающего труда