Реинжиниринг в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:56, дипломная работа

Краткое описание

Сфера услуг – одна из наиболее быстроразвивающихся сфер мировой экономики. Уровень экономического развития страны определяется степенью развитости сектора услуг в ее экономике. Эта сфера охватила практически все направления человеческой деятельности, потому что является наиболее оптимальной моделью взаимодействия потребителя и производителя в существующих рыночных условиях.
Таможенная служба, как часть государственного аппарата, должна быть готовой ответить на угрозы со стороны внешнего мира. Для этого необходимо соответствовать высоким стандартам развития, продиктованным мировым сообществом. Система должна стать более гибкой, более коммуникабельной с участниками ВЭД, более транспарентной и, наконец, более эффективной. Поэтому появление услуг в таможенной деятельности является лишь следствием процессов модернизации службы. Вхождение услуг в сферу деятельности таможенной структуры привнесло элемент рыночного механизма в таможенную систему, что добавило на нее нагрузки и обязанностей.

Файлы: 1 файл

Проба _ Диплом.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     Как становится ясно, без сочетания показателей  непосредственных и конечных результатов  деятельности, добиться ясной и полной картины о направлении в области повышения качества услуг таможенным ведомством достаточно сложно. Поэтому предлагается следующий подход.

     Основой для постановки целей совершенствования  и выделения бюджетных средств  должны стать показатели непосредственных результатов. Он должны стать индикаторами полезности действий сотрудников таможни в краткосрочно и среднесрочной перспективе. Однако степень достижения целей должна отражаться показателями конечных результатов труда. В качестве измерителей решения тактических задач могут использоваться показатели как непосредственных, так и конечных результатов, в зависимости от степени конкретности этих задач.

     Взаимосвязь между показателями непосредственных и конечных результатов обеспечивается следующим образом. На этапе планирования таможенное ведомство составляет прогнозные величины влияния непосредственных показателей на конечные результаты труда.

     Процесс прогнозирования затрагивает всю  вертикаль таможенной системы. Начиная  с таможенных постов, высылаются предложения  по возможности модернизации, усовершенствованию процессов таможенного контроля. Это достаточно распространенная и постоянная практика. Только теперь у них будет возможность оперировать реальными показателями. Например, на сколько сократится время, затрачиваемое на таможенный контроль, если пост будет модернизирован необходимым оборудованием для электронного декларирования.

     Отчет об исполнении показателей результативности должен включать как информацию о  выполнении показателей непосредственных результатов, так и динамику показателей конечных результатов. В случае если выполнение показателей непосредственных результатов не привело к ожидаемому достижению конечных результатов, таможенное ведомство должно проанализировать причины подобного расхождения.

     Кроме того, оцениваются предпринятые таможенным ведомством действия по улучшению ситуации, другими словами, управленческие решения по результатам анализа полученных данных. Причем оценка ведется не только всей таможенной системы, но и внутрисистемно по регионам деятельности. В результате, возможны разные пути решения.

     С надсистемной точки зрения, это возможно снижение уровня плановых показателей, сокращение финансирования. С внутрисистеменой точки зрения, это определенные управленческие решения (стратегического, тактического или оперативного уровня), которые могут позволить улучшить ситуацию по одному из 5 направлений качества услуг: надежность и оперативность, компетентность, безопасность, культура обслуживания, информативность.

     В следующей главе будет представлен  разработанный алгоритм в действии на примере Ногинской таможни. Можно будет оценить информацию об уровне качества услуг в таможне, а также проанализировать эффективность решений, принимаемых руководителями ведомства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ  МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА  ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УЧАСТНИКАМ ВЭД, НА ПРИМЕРЕ НОГИНСКОЙ ТАМОЖНИ. 

     3.1. Ногинская таможня  в системе таможенных  органов РФ 

     Ногинская таможня является одной из крупнейших таможен Центрального таможенного  управления. За истекший год этим таможенным ведомством было перечислено в Федеральный бюджет РФ таможенных платежей на сумму 26 085,04 млн. руб. Это составляет 0,006% всех платежей перечисленных таможенными ведомствами в 2008 году.

     В структуру Ногинской таможни  входят 9 таможенных постов. Сфера их деятельности – товары, перемещаемые железнодорожным и автомобильным транспортом. Автомобильный транспорт существенно превалирует над железнодорожным, примерно 80% приходится на автотранспорт.

     Структура непосредственно самой таможни  состоит из 3-х основных блоков: функциональный, экономический и правоохранительный. Полная схема структуры таможни приведена в Приложении 1.

     Набор услуг, предоставляемых таможней, достаточно широк. Он включает не только услуги, предоставляемые непосредственно таможней, но и услуги, предоставляемые ее структурными единицами – таможенными постами. Опираясь на приведенные в первой главе подход, можно структурировать услуги следующим образом:

     I. Основные услуги:

    1. Таможенное оформление

     За 2008 год было произведено оформление 73804 деклараций, из них 82,4% пришлось на импортные операции и 17,6% - на экспортные. Всего было оформлено 301080 товаров, из которых импортные составили 89,3%, а 10,7 – экспортные.

     Столь существенное превалирование импорта  над экспортом – достаточно частое явление практически на всех таможнях РФ. Причины этому низкий уровень производства на территории страны. Высокий уровень доходной части Бюджета от таможенных платежей, в основном, за счет больших объемов экспорта нефти и газа.

     2. Хранение товаров на таможенном складе таможенного органа

     3. Таможенное сопровождение

     II. Вспомогательные услуги:

     1. Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела.

     Только  отделом таможенных процедур и таможенного  контроля было подготовлено 68 ответов  на запросы других таможен и организаций, 315 ответов на запросы органов ГИБДД, 5 ответов на запросы Прокуратуры Российской Федерации. Отделом подготовлены и направлены на таможенные посты  и в отделы таможни 20 служебных записок с разъяснением действующего законодательства.

     Консультирование и информирование – одна из услуг, которая довольно быстро вошла в основную деятельность таможенной службы. Несмотря на свою вспомогательную роль, объемы запросов и ответов с каждым годом только увеличиваются. Это свидетельствует о хорошем уровне ее развития, в том числе, и в данной таможне.

     2. Реестрирование таможенных посредников, банков, субъектов ВЭД (создание временных и постоянных ЗТК в регионе деятельности участника ВЭД)

     Таможней  было подготовлено 290 приказов по созданию временных зон таможенного контроля. Практика временных ЗТК достаточно распространена в Ногиснкой таможне, потому что во многих постах имеются подъездные пути на железной дороги, которые позволяют хранить товары прямо в транспорте.

     Также было рассмотрено 16 обращений о хранении товаров на складе получателе товаров, 12 заявлений организаций о включении в Реестр  владельцев складов временного хранения. В 7 случаях было отказано во включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

     Кроме того, исключено из Реестра владельцев складов временного хранения  фирма А, в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     3. Услуги по сертификации (выдача свидетельств и лицензий на определенные виды деятельности)

     За  отчетный период было проверено и зарегистрировано 545 заключений ВНИИС, 9 заключений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 77 заключений  Министерства обороны, 65 заключений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, 3 заключения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, 25 заключений Главного радиочастотного центра, 38 заключений Минсельхоза России.

     За  отчетный период проверено и принято  к регистрации 307 лицензий, выданных Министерством экономического развития и торговли, из них 48 лицензий выданы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю,  61  лицензия, выданная Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству на продукцию военного назначения.

     4. Услуги по идентификации (таможенный досмотр и осмотр)

     За  прошедший год было произведено 6570 досмотров, из них 89,2% при импортных операциях, 10,1% - при экспортных операциях, 0,7% - при прочих. Досмотр приходился примерно на каждый 46 товар. Практически все они приводятся только по профилям риска.

     Осмотров  было произведено 1343.

     5. Принятие предварительных решений по запросу заинтересованных лиц (идентификация товаров по ТН ВЭД России)

     За  отчетный период было выдано 57 предварительных  решений по идентификации товаров  по ТНВЭД России. Около 10 запросов были продлены по мотивированному запросу  участника ВЭД. Это касается больших партий товаров, которые будут продолжать поступать и в течение следующего года.

     Если  структурировать по подходу, основанному  на форме представления услуг, то большая часть услуг приходится на традиционные. Только 5 из 9 таможенных постов обладают достаточной технической оснащенностью для использования электронного декларирования. Доля ГТД, оформленных в электронном виде, по этим постам составляет 3,14% от общего количества деклараций. Это наглядно демонстрирует доминирующую часть традиционного представления услуг.

     При детальном рассмотрении структуру таможни (см. Приложение), то основной поток информации по интересующим нас статистическим показателям сосредотачивается в отделе таможенных процедур и таможенного контроля. Это наглядно демонстрируют следующие положения из Должностной Инструкции отдела. Основные задачи отдела таможенных процедур и таможенного контроля:

     1. Контроль за применением и совершенствованием в пределах своей компетенции таможенных процедур и таможенного контроля

     2. Участие в осуществлении мер, способствующих повышению эффективности таможенного контроля в регионе деятельности таможни

     3. Участие в подготовке предложений по совершенствованию структуры таможни, а также системы управления ее структурными подразделениями (в пределах своей компетенции)

     4. Контроль за исполнением  таможенного законодательства РФ при осуществлении таможенных процедур, связанных с:

     - временным хранением товаров и транспортных средств;

     - декларированием товаров;

     - помещением товаров по основные таможенные режимы;

     - выпуском товаров;

     - перемещением транспортных средств;

     - перемещением товаров физическими лицами;

     - перемещением товаров отдельными категориями иностранных лиц.

     5. Анализ и оценка эффективности применения форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков в регионе деятельности таможни, подготовка предложений руководству таможни о необходимости актуализации профилей риска

     6. Координация проведения таможенного контроля таможенными постами в регионе деятельности таможни

     7. Сбор, анализ и оценка информации о результатах применения форм таможенного контроля, подготовка предложений руководству таможни по результатам анализа

     Основные  функции отдела:

     1. Участвует в разработке и подготовке предложений, направленных на совершенствование и упрощение таможенных процедур и таможенного контроля

     2. Подготавливает предложения руководству таможни и осуществляет контроль за соблюдением таможенными постами таможенного законодательства по следующим вопросам:

     - применение упрощенного порядка таможенного оформления;

     - унификация процедур таможенного оформления и таможенного контроля;

     - организация временного хранения товаров и транспортных средств;

     - осуществление таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств;

     - перемещением товаров под таможенным контролем;

     - производство таможенного оформления товаров отдельных категорий и осуществление таможенного контроля за ними;

     - осуществление таможенного оформления товаров отдельных категорий и осуществление таможенного контроля над ними;

Информация о работе Реинжиниринг в таможенных органах