Реинжиниринг в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:56, дипломная работа

Краткое описание

Сфера услуг – одна из наиболее быстроразвивающихся сфер мировой экономики. Уровень экономического развития страны определяется степенью развитости сектора услуг в ее экономике. Эта сфера охватила практически все направления человеческой деятельности, потому что является наиболее оптимальной моделью взаимодействия потребителя и производителя в существующих рыночных условиях.
Таможенная служба, как часть государственного аппарата, должна быть готовой ответить на угрозы со стороны внешнего мира. Для этого необходимо соответствовать высоким стандартам развития, продиктованным мировым сообществом. Система должна стать более гибкой, более коммуникабельной с участниками ВЭД, более транспарентной и, наконец, более эффективной. Поэтому появление услуг в таможенной деятельности является лишь следствием процессов модернизации службы. Вхождение услуг в сферу деятельности таможенной структуры привнесло элемент рыночного механизма в таможенную систему, что добавило на нее нагрузки и обязанностей.

Файлы: 1 файл

Проба _ Диплом.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     Однако, рассматривая понятие качества, нельзя не отметить, что его природа достаточно неоднозначна. С разных точек зрения, можно выделить некоторые особенности или аспекты.

     1. Национальный аспект.

     Здесь можно выделить две позиции. С  одной стороны, это определенные национальные черты, которые влияют на стандарты требований к качеству. Например, в Советском Союзе существовала жесткая бюрократическая чиновничья система, направленная на максимальную регламентацию всей деятельности рабочих, включая размер окна или ширину стола. Несоблюдение даже таких второстепенных указаний несло жесткие санкции.

     С другой стороны, в зависимости от образа мышления, той или иной нации может быть присуще определенное отношение к функции управления качеством. Так в США доминантой будет выступать максимизация прибыли, а в Японии – завоевание доли рынка, даже при первичной потери определенной доли прибыли.

     2. Политический аспект.

     Уровень качества влияет на конкурентоспособность  отдельных фирм, а, следовательно, и  самих стран. Это ведет к повышению  уровня жизни населения и возрастания  доверия к государству, а также  повышению рейтинга в мире.

     3. Технический аспект.

     Уровень научно-технического развития на прямую взаимосвязан и взаимозависим с  уровнем развития качества. Улучшение  одного непременно повышает развитие другого, и наоборот.

     4. Социально-экономический аспект.

     Качество, как одна из наиболее всеобъемлющих характеристик товара, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Уровень качества продуктов отдельных фирм демонстрирует уровень жизни в стране, повышает доверие к отечественному производителю. А со стороны иностранных государств, это ведет к повышению инвестиционной активности.

     5. Моральный аспект.

     Наиболее  показательно данный аспект можно описать  при создании предметов культуры. В данном случае организация несет  ответственность за морально-этическое  развитие населения, уровень его  культуры, поэтому высокое качество будет включать и этот аспект.

     6. Экологический аспект.

     На  сегодняшний день, данный аспект является наиболее актуальным. Безотходность  производства, сокращение выбросов в  окружающую среду, безопасная утилизация – все это наиважнейшие глобальные проблемы, которые также включаются в понятие качество. [13]

     Таким образом, многоаспектность качества свидетельствует  о  сложности и многогранности данной категории. Поэтому при подходе  к качеству деятельности таможенных органов, нужно учитывать его специфику. 

     Говоря  о качестве результатов труда, то под результатом понимают разработку, работу или услугу. Применительно  к таможенным органам, под результатом  труда следует понимать таможенную услугу. Следовательно, таможенная деятельность – это своеобразная государственная услуга, предоставляемая участникам ВЭД.

     Как и любой вид деятельности, таможенная услуга должна соответствовать определенным критериям качества. Критерии качества таможенной деятельности в соответствии с ее видом должны определяться заказчиком и потребителем. В данном случае и заказчик, и потребитель является одной и той же стороной. Однако, исходя из рассмотренного в предыдущей главе, можно выделить следующие 2-х участников (заказчик/потребитель):

    1. Правительство РФ или от его именем ФТС России
    2. Участники ВЭД или от их имени объединения производителей и предпринимателей.

     Таможенные  процессы, осуществляющиеся в различных  таможенных органах, являются продуктом  труда персонала таможенных органов, поэтому обладают определенными  показателями качества: оперативность и полнота выполнения, объективность, конфиденциальность, наличие ошибок, наличие претензий и жалоб со стороны участников ВЭД, гарантированность защиты от вывоза запрещенных к экспорту товаров и технологий, гарантированность защиты от ввоза вредных, опасных и некачественных товаров. [7]

     Стремление  РФ интегрироваться в международную  экономику ведет к необходимости  унификации текущего национального  законодательства с международными нормами и правилами, в частности  таможенного администрирования. Возникшая объективная необходимость в изменении философии, идеологии и целеполагания в управлении таможенной деятельностью, освоении комплексного подхода к процессам управления, создании норм и эффективных систем управления по критерию качества результатов труда, привела к изменениям в текущем законодательстве. Это нашло свое отражение в выпуске новой редакции Таможенного кодекса в 2004 году, а также Концепции развития таможенных органов до 2010 года и ряда других нормативных правовых актов. [2], [18]

     Реализация  этих начал уже позволила существенно  повысить эффективность работы таможни.

     Система управления таможенными процессами должна обеспечить достижение целей, определенных государственной таможенной политикой, и необходимый уровень качества таможенной деятельности. При этом требования к качеству таможенных услуг со стороны государства и участников ВЭД, как уже отмечалось, в определенной степени противоположны. Участники ВЭД рассматривают все требования государства в части государственного регулирования внешней торговли, в лучшем случае, как необходимость. Однако в большинстве случаев присутствует негативная оценка. В то же время они хотят быть уверенным в том, что услуги таможенных органов оказываются профессионально и качественно. Что, как правило, значит – минимум времени при минимальном контроле. 

     Некачественное  предоставление таможенными органами услуг приводит к серьезным негативным последствиям. Для государства –  это потеря репутации, повышенный риск незаконного провоза через границу некачественных, вредных и опасных товаров и услуг, ухудшение инвестиционного климата и, как следствие, снижение объемов таможенных платежей. Для участников ВЭД – это все виды издержек, начиная от временных и заканчивая финансовыми.

     Качество  таможенной деятельности также определяется и тем, насколько обеспечивается соблюдение таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ. [7]

     Опираясь  на все вышеизложенное, можно сделать  вывод, что качество оказания таможенных услуг является многосторонней проблемой, требующей всеобъемлющего решения, возможно, на основе комплексного подхода.

     В первую очередь, это относится к  самим работникам таможенных органов. Они должны постоянно работать над  повышением качества своего труда:

     1) отрабатывать процедуры общения с участниками ВЭД, а также внутренние процессы таможенных органов и постоянно их рационализировать;

     2) постоянно совершенствовать технологию  таможенных процессов и систему  управления их качеством;

     3) постоянно повышать квалификацию персонала таможенных органов;

     4) отрабатывать и постоянно совершенствовать  внутренний мотивационный механизм  с целью воспитания добросовестного  интереса таможенников к обеспечению  качества своего труда;

     5) отрабатывать механизм систематической  внутренней проверки качества таможенных процессов с целью постоянного совершенствования процедур работы с участниками ВЭД и системы управления таможенным органом.

     Таким образом, качество продукции или  услуг – это совокупность свойств, обуславливающих ее потребительскую ценность. В то же время, качество процесса – это совокупность свойств, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

     Как известно, любой изучаемый (оцениваемый) объект обладает набором свойств, которые делятся на признаки (качественные показатели) и параметры (количественные показатели). Наибольшей сложностью при оценке обладают качественные показатели, поскольку они наиболее абстрактны в анализе объема, размера. Следовательно, многие качественные параметры необходимо, по возможности описывать количественно. Это сложный процесс, но он важен для дальнейшего совершенствования качества услуг.

     Как отмечает, В.В. Барамзин в своей монографии, номенклатура показателей качества продукции, услуги или процесса довольна обширна. Выделяют девять групп показателей качества, значимость которых зависит от объекта и цели оценки.

     1. Показатели назначения.

     2. Показатели надежности (безотказность,  долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость).

     3. Показатели технологичности.

     4. Эргономические показатели (гигиеническая,  антропометрическая, физиологическая  и психофизиологическая, психологическая).

     5. Экологические показатели.

     6. Эстетические показатели.

     7. Показатели стандартизации и  унификации.

     8. Патентно-правовые показатели.

     9. Экономические показатели. [7]

     Однако  этот набор показателей характерен для любой сферы человеческой деятельности, он не учитывает специфику  таможенной деятельности. Кроме того, качество таможенных услуг в данном исследовании нас интересует только с позиции одного потребителя – участника ВЭД.

     Таким образом, опираясь на цели, задачи, принципы и основные функции таможни и  адаптировав их под специфику  таможенной деятельности, можно выделить следующие основные группы показателей  качества таможенных услуг (см. табл. 2.1). 
 

     Таблица 2.1.

     Показатели  качества таможенных услуг

Характеристика  показателей Общие требования
1. Надежность  и оперативность 1.1. Точное соблюдение  установленных сроков обслуживания  со сроком выпуска всех товаров,  не позднее 3-х рабочих дней со дня принятия таможенной декларации

1.2. Точное и  правильное заполнение документов  в электронном и бумажном виде

1.3. Предоставления  услуг с использованием прогрессивных  форм декларирования товаров  и специальных упрощенных процедур  ТО (по желанию участника ВЭД)

2. Компетентность 2.1. Всестороннее  знание актов таможенного законодательства  и умение их применять на  практике

2.2. Предоставление  клиентам полных и достоверных  сведений в доступной форме

2.3. Материальная  и моральная заинтересованность персонала в конечных результатах труда

2.4. Высшее профессиональное  образование всего персонала

2.5. Наличие системы  профессиональной и повышения  квалификации 

3. Безопасность 3.1. Наличие и  неукоснительное исполнение системы  требований, гарантирующих конфиденциальность предоставляемой клиентами информации

3.2. Обеспечение  безопасности имущества клиента

3.3. Обеспечения  заблаговременного выполнения всеми  лицами, осуществляющими деятельность  в области ТД, устанавливающих  требования к размеру таможенных  платежей и размеру страховой суммы

4. Культура  обслуживания 4.1. Доброжелательность  по отношению к клиенту

4.2. Аккуратный  внешний вид

5. Информативность 5.1. Наличие размещенных  в доступном месте для клиента  бланков и образцов заполнения  документов

5.2. Наличие размещенной в доступном месте для клиента информации о стоимости обслуживания (например, таможенные сборы, таможенное сопровождение)

5.3. Наличие размещенной  в доступном месте для клиента  информации о телефонах персонала

5.4. Наличие размещенных  в доступном месте для клиента копий свидетельств о государственной регистрации и включении в реестр

Информация о работе Реинжиниринг в таможенных органах