Реинжиниринг в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:56, дипломная работа

Краткое описание

Сфера услуг – одна из наиболее быстроразвивающихся сфер мировой экономики. Уровень экономического развития страны определяется степенью развитости сектора услуг в ее экономике. Эта сфера охватила практически все направления человеческой деятельности, потому что является наиболее оптимальной моделью взаимодействия потребителя и производителя в существующих рыночных условиях.
Таможенная служба, как часть государственного аппарата, должна быть готовой ответить на угрозы со стороны внешнего мира. Для этого необходимо соответствовать высоким стандартам развития, продиктованным мировым сообществом. Система должна стать более гибкой, более коммуникабельной с участниками ВЭД, более транспарентной и, наконец, более эффективной. Поэтому появление услуг в таможенной деятельности является лишь следствием процессов модернизации службы. Вхождение услуг в сферу деятельности таможенной структуры привнесло элемент рыночного механизма в таможенную систему, что добавило на нее нагрузки и обязанностей.

Файлы: 1 файл

Проба _ Диплом.doc

— 460.50 Кб (Скачать)
 

     Данные  показатели станут отправной точкой для анализа качества таможенных услуг. Они имеют двустороннее применение: одни применяются для оценки самого персонала (подготовка, профессионализм, знания), другие – для оценки их деятельности (или результатов деятельности). Однако оценка должна вестись постоянно и комплексно. 

1.3. Мониторинг и его основные характеристики. 

     Мировые стандарты качества, а также быстрые  изменения в экономике ставят перед таможенной службой задачу – постоянно улучшать качество своей деятельности (оказание услуг). Наиболее разработанным способом решения данной задачи является постоянное отслеживание результатов деятельности таможенной системы, или мониторинг.

     Понятие «мониторинг» (от англ. monitoring в переводе – отслеживание, на базе латинского корня — monitor — напоминающий, предостерегающий) стало общепризнанным как в науке, так и в других областях общественной практики. Речь идет о постоянном наблюдении за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Иначе говоря, если диагностика ситуации осуществляется систематически с определенной заданной периодичностью и с использованием одной и той же (во всяком случае, базовой) системы индикаторов, мы имеем дело с мониторингом. [10]

     Понятие мониторинга претерпело за время  своего существования ряд изменений  в своем понятийном аппарате. Сначала  данный термин употреблялся только в  значении «надзора». Однако если обратиться к современным толкованиям, то можно встретить следующие значения:

    • наблюдение;
    • отслеживание;
    • надзор;
    • управление. [8]

     Впервые мониторинг был использован в  почвоведении, затем в экологии и  других смежных науках. В настоящее  время, он изучается и используется и в технических, в социальных науках, и в различных сферах практической деятельности. Есть основания говорить, что осталось мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.

     Понятие мониторинга менялось в зависимости  от вида деятельности. Так в экологии понятие «мониторинг» определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. Например, В.Е. Лукина трактует экологический мониторинг как информационную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданную с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов. [10]

     В рамках социологии понятие мониторинга  получило практическую нацеленность в рамках социологического исследования. Можно выделить следующие понятия:

     1. Мониторинг (предупредительный, предохраняющий) — система регулярного измерения  изменений, происходящих в обществе  или каких-то его подгруппах, при  условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных.

     2. Социально-политический мониторинг  — постоянный, систематический сбор  информации в целях наблюдения  и контроля за ходом развития  какого-либо социально-политического явления или процесса и его прогнозирования.

     3. Кейс-стади — исследование единичных  случаев изучаемого феномена  и их интенсивный анализ, включающий  интервьюирование индивидуума, изучение  документов его жизни или случая, который с ним произошел, анализ социальной ситуации в свете поставленной проблемы и формулировки основных выводов и рекомендаций по разрешению возникшей проблемы. [8]

     Таким образом, мониторинг – система сбора  данных о сложном явлении, процессе, которые описываются с помощью  определенных ключевых показателей в целях оперативной диагностики состояния объекта исследования и оценки его в динамике.

     Основная  сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом, обладает общими характеристиками и свойствами:

     1. Мониторинг – это непрерывный  процесс, который никогда не завершается

     2. Мониторинг связан с проблемами  принятия решений

     3. Мониторинг должен быть всеобъемлющим,  т.е. осуществляется на всех  уровнях иерархии организации.

     Мониторинг  как процесс включает в себя:

     1. Сбор, накопление, обработку и анализ  информации

     2. Подготовку адекватных управленческих  решений по устранению проблем.

     Для наиболее объективного и эффективного проведения мониторинга можно выделить следующие основные принципы его  проведения:

     1. Целенаправленность – все задачи  структурных единиц организации должны быть подчинены единой цели

     2. Целостность и системность –  мониторинг проводиться поэтапно  на все уровнях иерархии организации

     3. Методическое единство – мониторинг  проводиться на основе единой  методики

     4. Транспарентность – мониторинг проводится в условиях открытости и доступности процесса и результатов для потребителей результатов деятельности организации

     5. Информационное единство – мониторинг  проводится на основе единой  информации, полученной на всех  уровнях организации. [4]

     Как и любой процесс, мониторинг можно классифицировать по разным признакам (см. табл. 3.1). [8]

     Таблица 3.1.

     Классификация видов мониторинга

Признаки Примеры
Цель  проведения мониторинга - с целью  будущей реформы, оценка текущего  состояния, улучшение процессов  и т.д.
Заинтересованные  стороны - сама организация  или ее конкретные отделы, потребители  и т.д. 
Круг  вопросов, представляющих интерес - угрозы (риски  потерь), потенциальные возможности  (будущий рост), сильные и слабые  стороны и т.д.
Географический  охват - локальный,  региональный, федеральный
Принадлежность  субъекта мониторинга - внутриорганизационный,  внешний или смешанный
Объект  мониторинга - отдел (отделы), подразделение (подразделения), проекты,  вся организация
Метод мониторинга - интервьюирование, тестирование, анкетирование, анализ статистических данных
Степень объективности, полученных результатов - крайне субъективные, субъективные, включают субъективную  оценку, объективные и т.д.
Периодичность - ежегодная,  ежемесячная, ежедневная и т.д.

 

     Как видно из определения, основных характеристик и принципов мониторинга для разработки системы необходимо выделить следующий круг основополагающих пунктов:

     1. Ряд показателей, по которым  будет отслеживаться качество  оказания таможенных услуг 

     2. Круг субъектов мониторинга, их принадлежность (из организации или с внешней стороны)

     3. Круг остальных лиц, вовлеченных  в процесс

     4. Степень охвата процесса (вся  система или ее часть)

     5. Метод мониторинга

     6. Периодичность проведения мониторинга.

     Подводя итог всему вышеизложенному, можно констатировать, что разработка мониторинга качества услуг, оказываемых участнику ВЭД – очень сложный и многоаспектный процесс. Он охватывает деятельность не только таможенных органов, но и самих компаний (участников ВЭД). Таможенные органы, в первую очередь, оказывают услуги государству по обеспечению безопасности. Поэтому соблюдение государственного интереса в процессе оценки результатов мониторинга не должно перекрываться содействием деятельности участникам ВЭД.

     В следующей главе будет представлен алгоритм мониторинга, который позволит следить за изменениями качественных показателей и принимать эффективные управленческие решения при их негативном изменении.

       
 
 
 
 
 
 

     2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ  МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА  ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ,  ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УЧАСТНИКАМ ВЭД. 

     2.1. Методика проведения  мониторинга 

     Таможенный  кодекс, Концепция развития таможенных органов до 2010 года и, в особенности, Рамочные стандарты безопасности и  облегчения мировой торговли ориентируют  таможенную структуру на активное сотрудничество и взаимодействие с бизнес-структурами.

     Если  рассматривать Рамочные стандарты, то базисом проектируемой этим документом системы являются две «опоры»: системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Такая политика дает много преимуществ.

     Главная цель данного документа – построить такую систему взаимоотношений участников ВЭД и таможни, которая была бы взаимовыгодна и тем, и другим. С точки зрения таможни – это соблюдение норм и правил таможенного законодательства лицами, пересекающими таможенную границу РФ. С позиции участника ВЭД – это ускорение времени, затрачиваемое на проведение таможенных процедур.

     Как прописано в пункте 3.3 Рамочных стандартов: «Риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшается в той мере, в какой таможенные службы могут полагаться на меры, принимаемые их партнерами в торговом сообществе с целью оценки и минимизации угроз для собственной цепи поставок товаров. Поэтому компании, которые проявляют подлинную готовность повышать безопасность цепи поставок товаров, оказываются в выигрыше. Минимизация рисков, таким образом, позволяет таможенным службам выполнять свои функции по обеспечению безопасности и по облегчению законной торговли». [19]

     Другими словами, выполнение задачи по сокращению времени таможенных процедур лежит  в плоскости деятельности самих  компаний. Таможенная служба перекладывает  часть своих рисков (по недостоверному декларированию, борьбе с контрабандой и т.д.) на участников ВЭД и получает возможность сократить время процедур. Здесь идет речь о доверии, высокой репутации компаний, поэтому далеко не всем будет предоставляться это право. Но в идеале, его может получить любой положительно зарекомендовавший себя участник ВЭД.

     Таким образом, первую часть системы мониторинга  будут проводить сами участники  ВЭД. В их обязательства будет  включено:

     1. Обеспечение безопасности грузов (отсутствие вредных, отравляющих,  радиоактивных или взрывчатых  веществ и т.п.)

     2. Обеспечение однозначности и однородности содержимого груза (отсутствие «серого» товара)

     3.   Отсутствие контрабанды в грузе

     4. Правильное декларирование товаров  (при этом необходимо консультироваться  с таможенными структурами).

     Они будут контролировать движение собственного грузопотока вплоть до входа в зону таможенного контроля (таможенную систему). Поэтому показатели данного этапа могут устанавливаться участниками ВЭД самостоятельно, главное – соблюдение всех возложенных на себя обязательств в полном объеме.

     Вторую часть мониторинга представляется целесообразным проводить в смешанной форме, т.е. при участии участников ВЭД и таможенных структур, так можно будет достичь максимальной объективности при оценке. Здесь рекомендуется использовать круг показателей, приведенный в предыдущей главе:

     1. Надежность и оперативность

     2. Компетентность

Информация о работе Реинжиниринг в таможенных органах