Реинжиниринг в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:56, дипломная работа

Краткое описание

Сфера услуг – одна из наиболее быстроразвивающихся сфер мировой экономики. Уровень экономического развития страны определяется степенью развитости сектора услуг в ее экономике. Эта сфера охватила практически все направления человеческой деятельности, потому что является наиболее оптимальной моделью взаимодействия потребителя и производителя в существующих рыночных условиях.
Таможенная служба, как часть государственного аппарата, должна быть готовой ответить на угрозы со стороны внешнего мира. Для этого необходимо соответствовать высоким стандартам развития, продиктованным мировым сообществом. Система должна стать более гибкой, более коммуникабельной с участниками ВЭД, более транспарентной и, наконец, более эффективной. Поэтому появление услуг в таможенной деятельности является лишь следствием процессов модернизации службы. Вхождение услуг в сферу деятельности таможенной структуры привнесло элемент рыночного механизма в таможенную систему, что добавило на нее нагрузки и обязанностей.

Файлы: 1 файл

Проба _ Диплом.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     - осуществление таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.

     3. Взаимодействуют с другими подразделениями таможни при осуществлении таможенных процедур и таможенного контроля в регионе деятельности таможни

     4. Участвует в плановых и внеплановых проверках таможенных постов в регионе деятельности таможни по вопросам применения таможенных процедур и таможенного контроля

     5. Проверяет сведения, представленные в таможню заинтересованными лицами, по обустройству, оборудованию и технической оснащенности СВХ, подготавливает документы о целесообразности  включения заинтересованных лиц в Реестр владельцев СВХ

     6. Участвует в подготовке и рассмотрении предложений о включении отдельных участников ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме

     7. Участвует в проведении таможенного контроля товаров, как до выпуска, так и после их выпуска в случае выявления при таможенном оформлении профилей рисков, содержащих указание о проведении такого контроля

     8. Проводит анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности таможни.

     Информация  об исполнении контрольных показателей эффективности деятельности поступает с таможенных постов ежедневно, а также других отделов ведомства. Там же происходит анализ данных и представление их в определенной форме вышестоящему ведомству. Поэтому целесообразно будет создать один из секторов мониторинга именно в этом отделе.

     Данный  сектор будет отвечать только за второе направление мониторинга, т.е. сбор статистических показателей деятельности. Это будет и экономичным, и  практичным решением, потому что это  уже входит в обязанности отдела. В отдел таможенных процедур и таможенного контроля входило (до начала реструктуризации московских таможен) 5 сотрудников: начальник отдела, главный государственный таможенный инспектор (заместитель начальника), старший государственный таможенный инспектор и 2 государственных таможенных инспектора.

     Ответственность за составление отчетов по выполнению контрольных показателей лежит  на одном из двух государственных  таможенных инспекторов; на другом –  данные из форм статистических отчетностей (например, форма №2-загрузка). Таким образом, один из инспекторов, задействованных в этом процессе, может сделать подобную сводку по показателям непосредственных результатов труда. Кроме того, алгоритм анализ этих показателей практически идентичен.

     Стоит также отметить, что часть информации, касающейся непосредственно сотрудников таможни, будет поступать из отдела по кадрам. Какие конкретно показатели необходимо будет представлять, будет указано в работе несколько позже.

     Ответственным за второе направление мониторинга  рекомендуется назначить организационно-аналитическое отделение. Ввиду того, что во всей таможенной системе идет оптимизация структуры, создавать специальный отдел (отделение) нецелесообразно. Кроме того, реструктуризация московских таможен повлекла за собой увеличение штатной численности всех отделов, поэтому введение дополнительных обязанностей не должно стать существенным отягощением.

     Как уже отмечалось в предыдущей главе, второе направление наиболее затратное  как с точки зрения финансов, так  и с точки зрения рабочих ресурсов. Поскольку данный сектор мониторинга должен также обеспечить интерес со стороны участников ВЭД. Хотя сбор данных должен вестись на уровне таможенных постов, стимулирование к участию в данном направлении исследования должно вестись и на вышестоящих уровнях. Это позволит создать некую концептуальную базу и продемонстрировать общую нацеленность на достижение конечной цели мониторинга.

     В тот же сектор организационно-аналитического отделения должна поступать и  полученная в отделе таможенных процедур и таможенного контроля и отделе по работе с кадрами информация для анализа общей ситуации в таможенном ведомстве.

     В данной работе анализ показателей будет  проводиться следующим образом:

     1. Анализ динамики статистических  показателей за 4 квартала 2008 года

     2. Анализ удовлетворенности качеством  таможенных услуг (в разовом  режиме)

     3. Выводы и предложения по совершенствованию процессов в таможне. 

         3.2. Анализ статистических показателей 

     1. Надежность и оперативность

     Наиболее  важное направление деятельности ввиду того, что сокращение времени, затрачиваемое на проведение таможенных процедур продиктовано всеми основополагающими документами таможенной структуры. Это и Рамочные стандарты, и Концепция развития таможенных органов, и Таможенный Кодекс РФ. Обратимся к таблице, в которой приведена градация показателей качества.

     Первый  показатель по направлению «Надежность и оперативность» количество таможенных постов, обладающих достаточной технической оснащенностью для использования электронного декларирования, стабилен в течение всего года. Он составляет 5 единиц – это Егорьевский, Жуковский, Коломенский, Люберецкий, Обуховский таможенные посты. В процентном выражении это составляет 50% от общего числа постов. Количество ГТД, оформленных с помощью электронного декларирования, в суммарном выражении за 1 квартал, составляет 3,6% от общего объема ГТД. Это почти в 2,6 раза больше чем в 4 квартале 2007 года.

     Однако  декларирование не проводилось на 2-х таможенных постах. Причины этого следующие:

     1) На 1-м таможенном посту – отсутствие декларирования товаров со стороны единственной организации, допущенной к декларированию товаров в электронном виде на посту.

     В течение того времени ГНИВЦ ФТС  России готовил электронный ключ (электронная цифровая подпись)  для таможенного брокера, который включен в перечень организаций допущенных к применению электронного декларирования на данном таможенном посту.  

     2) На 2-м таможенном посту – отсутствие декларирования товаров (с 01.10.2007) со стороны единственной организации, допущенной к декларированию товаров в электронном виде на посту.

     В течение того времени проводилась  подготовительная работа по включению  еще одной организации в перечень организаций допущенных к применению электронного декларирования на данном таможенном посту.

     Во 2-м квартале отчетного года показатель количества ГТД, оформленных с помощью электронного декларирования, в суммарном выражении составил 4,9%. Это в 1,36 раза больше, чем в предыдущем квартале. Явно прослеживается положительная динамика от квартала к кварталу.

     Однако в 3-м квартале, несмотря на высокий общий показатель в 5,83% от общего объема ГТД, ряд таможенных постов не выполнил установленные плановые показатели:

     1) В 1-м случае причиной снижения доли ЭГТД оформленных в электронном виде является незначительное снижение ЭГТД, оформленных единственной организацией, применяющей электронную форму декларирования на этом таможенном посту. Кроме того, 5 ГТД не смогли быть оформлены электронным способом из-за технических проблем.

     2) Во 2-м случае причиной снижения доли ЭГТД оформленных в электронном виде является также снижение ЭГТД единственной организацией применяющей электронную форму декларирования на данном таможенном посту. Еще 9  ГТД не были оформлены в электронном виде из-за необходимости согласования выпуска с отделом контроля таможенной стоимости (перевозимые товары попадали под действие профиля риска). И 27 ГТД не смогли быть оформлены электронным способом тоже из-за проблем технического характера.

     3) В 3-м случае декларации электронным  способом вообще не оформлялись, причиной послужило отсутствие декларирования товаров (с 01.10.2007) со стороны, на тот момент времени, единственной организации, допущенной к декларированию товаров в электронном виде на данном таможенном посту. Электронно-цифровая подпись для таможенного поста только поступила в таможню, поэтому возможности воспользоваться ею в отчетном квартале не было возможности.

     В 4-м квартале общий показатель снизился до 3,14 %, такой же уровень показателя был зафиксирован и в 1-м квартале. Однако в 2-х случаях показатель не был выполнен:

     1) В 1-м случае причиной снижения  доли ГТД, оформленных в электронном виде, является снижение таможенного оформления со стороны единственной организации допущенной к оформлению с применением ЭГТД на данном таможенном посту. Деятельность предприятия полностью основана на иностранных инвестициях, в результате, определенные финансовые проблемы, вызванные мировым финансовым кризисом.

     2) Во 2-м случае причиной уменьшения  доли ГТД, оформленных в электронном  виде, является снижение таможенного оформления производимого таможенным брокером, который является единственной организацией, допущенной к декларированию товаров в электронном виде на данном таможенном посту.

     Второй  показатель наиболее тесно связан именно с понятием оперативности. Трехдневный срок – это максимум, в который допускается выпуск таможенной декларации. Однако его можно продлить по своевременному письменному запросу со стороны сотрудника таможенного органа. Показатель важен с точки зрения сокращения времени, затрачиваемое на таможенные операции.

     Подавляющая часть деклараций (99,6%) в 1-м квартале выпускается таможенным органом в срок, не превышающий 1 день. Доля деклараций, выпуск которых необоснованно превышает трехдневный срок, составляет 0,01%. В целом по таможне, показатель выполняет установленные плановые нормы (0,038%), однако на 2-х постах он не был выполнен:

     1) На 1-м посту причиной задержки (более 3-х дней) была названа  несвоевременная явка декларанта для проведения таможенного досмотра на другой таможенный пост, осуществлявший таможенный досмотр товаров по данной ГТД;

     2) На 2-м посту причиной задержки (более 3-х дней) явилось не проставление соответствующей отметки в электронной копии ГТД о продлении таможенного оформления.

     Таким образом,  в обоих случаях причиной задержки явился человеческий фактор. Но если в первом случае решающую роль сыграл фактор со стороны участника ВЭД, то во втором – ошибка со стороны таможенного служащего. А поскольку в данной работе фокус исследования направлен на уровень качества со стороны участника ВЭД, то приведенный 2-й случай приобретает первостепенное значение.

     Во 2-м квартале показатель доли деклараций, выпуск которых необоснованно превышает трехдневный срок, вновь составил 0,01%. Однако в этом квартале показатель выполнялся как в целом по таможне, так и на отдельных таможенных постах. В 3-м и 4-м кварталах показатель составил 0% при плановых 0,035%, что является существенным прогрессом. И, как и во 2-м квартале, на отдельных постах он тоже выполнялся.

     Можно отметить явные позитивные сдвиги в течение года, правильные управленческие решения со стороны руководства привели к тому, что показатель снизился до 0-го значения. Если же проследить динамику показателя по доли ГТД, срок выпуска которых не превышает 1 день, то он, наоборот, снижался в течение года. Во 2-м квартале – 99,5%, в 3-м – 99,3%, в 4-м – 99,2%. Установленные плановые показатели в 95,5%, конечно, выполняется. Однако если ориентироваться на Концепцию развития таможенных органов и Рамочные стандарты безопасности, то необходимо постепенное увеличение этого показателя.

     Поэтому в перспективе необходим постепенный  рост. Но нельзя не отметить при этом, что сокращение времени зависит  далеко не только от усилий таможенной службы, другими словами, от эффективности  деятельности 2-й части мониторинга. А от слаженного и единого взаимодействия всех частей мониторинга, в том числе, и той, ответственность за которую возложена на самих участников ВЭД.

     Следующие 2 показателя обязательно рассматриваются  во взаимной увязке, как уже отмечалось в предыдущей главе. Это количество персонала и равномерность распределения нагрузки на него. Данные показатели тесно связаны с понятием надежность, потому как равномерное распределение нагрузки на персонал позволит сохранить морально-психологические силы сотрудников в норме. И такой фактор как усталость не сможет негативно отразится на результатах их деятельности.

     Количество  персонала на таможенных постах составляло 180 человек в течение всего  года. Однако нагрузка при этом менялась. В общем, она составила 39%, что в пересчете на 1 человека приходится 0,22%. Коэффициент невысокий, поэтому позволяет, в равной степени, без ущерба к объемам деятельности, совершенствовать качество результатов работы.

Информация о работе Реинжиниринг в таможенных органах