Реинжиниринг в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:56, дипломная работа

Краткое описание

Сфера услуг – одна из наиболее быстроразвивающихся сфер мировой экономики. Уровень экономического развития страны определяется степенью развитости сектора услуг в ее экономике. Эта сфера охватила практически все направления человеческой деятельности, потому что является наиболее оптимальной моделью взаимодействия потребителя и производителя в существующих рыночных условиях.
Таможенная служба, как часть государственного аппарата, должна быть готовой ответить на угрозы со стороны внешнего мира. Для этого необходимо соответствовать высоким стандартам развития, продиктованным мировым сообществом. Система должна стать более гибкой, более коммуникабельной с участниками ВЭД, более транспарентной и, наконец, более эффективной. Поэтому появление услуг в таможенной деятельности является лишь следствием процессов модернизации службы. Вхождение услуг в сферу деятельности таможенной структуры привнесло элемент рыночного механизма в таможенную систему, что добавило на нее нагрузки и обязанностей.

Файлы: 1 файл

Проба _ Диплом.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

     Другой  немаловажный показатель качества функционирования СУР является показатель эффективности таможенных досмотров по профилям риска, повлекших возбуждение дел об административных правонарушениях. Он демонстрирует, с одной стороны, качество самих профилей риска, доскональность из разработанности. С другой, оперативность реагирования таможенной службы на сигналы, указанные в этих профилях, и качество досмотров. Условно разделим показатели на досмотры по профилю риска А и Б.

     В 1-м квартале этот показатель по профилю  риска А составил 100% при запланированных 6%. Это более чем в 15 раз больше планового, что свидетельствует и о хорошей разработанности профиля риска, и качественной работе досмотровых служб таможни. Тот же показатель по профилю риска Б составил 10,48% при запланированных 6%. В данном случае нет такого огромного перевыполнения плана (только на 4,5%), однако и это демонстрирует правильность работы в обоих направлениях.

     Во 2-м квартале этот показатель по профилю  риска А составил 50% при запланированных 7%. Снова наблюдается существенное перевыполнение плана (более чем в 7 раз), однако это в 2 раза меньше результата предыдущего квартала. Тот же показатель по профилю риска Б составил 20% при запланированных 7%. Здесь тоже наблюдается существенный рост и по сравнению с плановым показателем (чуть меньше, чем в 3 раза), и с предыдущим кварталом (почти в 2 раза).

     В 3-м квартале этот показатель по профилю риска А составил 25% при запланированных 9%. Снова произошло снижение по сравнению с предыдущим кварталом в 2 раза, однако перевыполнение плана, все равно, наблюдается существенное (на 16%). Тот же показатель по профилю риска Б составил 19,12% при запланированных 9%. В этом направлении произошло небольшое снижение по сравнению с предыдущим кварталом на 1%, но перевыполнение плана, по-прежнему, существенное на 10%.

     В 4-м квартале этот показатель по профилю риска А составил 20% при запланированных 10%. По сравнению с предыдущим кварталом произошло снижение на 5%, но, по-прежнему, большое перевыполнение плана (в 2 раза). Тот же показатель по профилю риска Б составил 26,58% при запланированных 10%. Это существенное увеличение по сравнению с предыдущим годом на 7% и перевыполнение плана более чем в 2 раза.

     Если  оценивать в целом результаты использования СУР в таможне, то они положительные. По обоим показателям  наблюдается существенное перевыполнение плановых норм, что означает планомерное развитие системы не только на уровне данной таможни, но и вообще. Столь высокий показатель по применению СУР, скорее всего, был вызван стечением обстоятельств, поскольку затем шло значительное его сокращение.

     Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью ФТС России (ВИТС) на протяжении всего года был неизменным – 100%. Другими словами, обмен информацией между таможенными структурами был свободный и беспрепятственный. Это не в последнюю очередь является залогом успешного использования СУР в таможне, а также принятия правильных управленческих решений.

     4. Культура обслуживания.

     Если 3 предыдущих направления были определены как основные, потому что затрагивали непосредственно качественные характеристики самой деятельности, то следующие 2 направления можно охарактеризовать как вспомогательные. Непосредственно на качество предоставляемых услуг они не влияют, но опосредованно могут оказать воздействие.

     Таможенная  служба стремится вывести свою сферу  услуг на новый высокий уровень, а сделать это без организации  культура обслуживания будет крайне сложно. Культура обслуживания – это  форма предоставления услуги. От ее уровня будет зависеть удовлетворенность участников ВЭД в области отношения к ним как к клиентам организации.

     Первый  показатель характеризует наличие  «Кодекса нравственного поведения  таможенника» в отделах таможни  и таможенных постов. Его наличие  было зафиксировано примерно в половине отделов таможни и 1/3 таможенных постов. Данный уровень показателя является приемлемым, но недостаточным. «Кодекс нравственного поведения таможенника» определяет поведение сотрудника при исполнении своих обязанностей, регламентирует морально-нравственные нормы, которыми он должен руководствоваться. Поэтому его наличие и ознакомление необходимо в каждом отделе и посту.

     Второй  показатель, наличие отличительный  форменной одежды, составил примерно 65% от общего числа сотрудников. Показатель снова приемлемый, но в идеале он должен быть 75-100%. Отличительная форменная одежда позволяет, во-первых, идентифицировать сотрудников таможни в общем потоке участников ВЭД, во-вторых, дисциплинировать в определенной степени сотрудников. Поэтому важно, чтобы большинство таможенников пользовалось именно этим стилем одежды.

     Третий  показатель характеризует наличие  документа, регламентирующего последовательность действий при оказании определенной услуги. Это административный регламент. На период первых 2-х кварталов для  оказываемых Ногинской таможни услуг их было разработано только 3. Они касались оказания услуг по выдаче предварительного классификационного решения по происхождению товара, выдача разрешений для включения в Реестр владельцев СВХ и проведения информирования и консультирования по вопросам таможенного дела.

     Кроме того, были нормативные правовые документы, регламентирующие алгоритм таможенного  оформления, но не относящиеся к  административным регламентам, поскольку  не только оказывали услугу участнику  ВЭД, но и исполняли государственную функцию.

     В 3-м квартале в силу вступил 4-й  регламент, касающийся выдачи предварительных  классификационных решений по классификации  товаров по ТН ВЭД России. Таким  образом, по результатам года административными  регламентами прописано исполнение примерно 50% таможенных услуг. Показатель приемлемый, но опять недостаточный. Однако ФТС России ведется дальнейшая разработка других документов, которые позволят регламентировать работу сотрудников.

     5. Информативность.

     Направление «информативность» характеризует деятельность таможни с точки зрения полноты и объемов информации о ней, оказываемых ею услугах, местоположении, контактных телефонов отделов, таможенных постов и т.д.

     Первый  показатель по данному направлению, наличие информационных ресурсов о  Ногинской таможне в Интернете. К сожалению, их не так много, около 5 непосредственных ссылок, которые затрагивали интересующие вопросы (адрес, место расположения, основные телефоны, краткая организационная структура, набор услуг).

     Официальным сайтом обладает только ФТС России. На котором можно ознакомиться с основополагающими документами, регламентирующими деятельность всей таможенной структуры, в том числе, и Ногинской таможни. Посещаемость официального сайта ФТС России около 65-75 тысяч человек в месяц, т.е. более 100 тысяч человек за квартал. Показатель более чем достаточный. В виртуальных рейтингах сайтов сайт стабильно находится в первой десятке в своей категории. Показатель очень хороший, и, следовательно, официальный сайт ФТС России находится в свободно доступе.

     Второй  показатель характеризует наличие  справочный службы таможни. Она существует (на информационных ресурсах приводится контактный номер телефона), однако полнота и объем предоставляемый  информации очень мал. В основном, это телефонные номера отделов и таможенных постов. Сотрудников в этой области занято 1-2 человек, причем эту обязанность они совмещают с основной деятельностью. Этого не достаточно, поэтому необходимы серьезные изменения. 

     3.3. Результаты анкетирования и общий анализ ситуации в таможне 

     Проанализировав данные по статистическим показателям, необходимо перейти к анализу  данных, полученных в результате опроса участников ВЭД. Как уже отмечалось, индикаторы удовлетворенности качеством  таможенных услуг относятся к  конечным показателям и, их динамика проявляется в долгосрочном периоде. По причине низких ресурсных возможностей, опрос проводился только один раз и только на одном таможенном посту (Электростальский таможенный пост).

     Участвовать в нем мог любой участник ВЭД, всего приняло участие 15 человек. Стоит отметить, что данное мероприятие не вызвало особого интереса, участники ВЭД неохотно соглашались участвовать. Это свидетельствует о том, что работать в этом направлении необходимо очень много. Результаты опроса участников ВЭД были обработаны по указанному в предыдущей главе алгоритму и представлены в таблице (см. табл.). 

     Таблица

Сфера исследования Показатели  качества Баллы
Материальность, осязаемость Оснащение современным  техническим оборудованием. 1,5
 
 
Надежность
Избегание ошибок и неточностей при исполнении своих обязанностей. 0,2
Строгое соблюдение сроков исполнения своих  обязанностей. 0,5
Соблюдение  конфиденциальности полученной у участника  ВЭД информации. 0,2
Отзывчивость Существование атмосферы доверия и взаимопонимания  с участниками ВЭД. 0,5
 
Убедительность
Вежливость  в отношениях с участниками ВЭД. 0,7
Знание  состояния дел участника ВЭД (например, проблемы, затруднительные положения). 0,4
Сочувствие Проявление  индивидуального подхода к участникам ВЭД. 0,3
 

     Анкетирование показало, что наибольший разрыв в ожиданиях имеется в сфере «материальность, осязаемость», где был заявлен показатель «оснащенности современным техническим оборудованием». В разработанном перечне показателей он относится к направлению «надежность и оперативность». Это, прежде всего, касается электронного декларирования.

     Электронное декларирование – наиболее прогрессивная  форма декларирования, которая требует  очень высокой технической оснащенности как со стороны участника ВЭД, так и со стороны таможенных структур. Как наглядно демонстрируют показатели, достаточной технической оснащенностью для данной формы обладают примерно половина таможенных постов Ногинской таможни. Однако далеко не все организации-участники ВЭД готовы использовать ее. Общими причинами являются:

     1) ненадежность используемых программных средств (не единичны случаи длительного прохождения формато-логического контроля через ГНИВЦ ФТС России);

     2) дополнительные материальные затраты связанные с обеспечением электронного декларирования (закупка и обслуживание программных продуктов);

     3) отсутствие экономического эффекта от применения электронного декларирования (нет никакой экономии средств, только затраты).

     Показатель  «соблюдения сроков исполнения обязанностей»  находится в околокритической зоне. И это существенно отличается от данных, полученных по статистическим показателям. Причиной тому могут служить слишком высокие ожидания со стороны участника ВЭД по этому показателю, которые не соответствуют, на сегодняшний день, потенциалу развития таможни. Однако для большей уверенности рекомендуется провести более детальное интервью по данному несовпадению.

     Но, тем не менее, уровень качества направления  «надежность и оперативность» можно  признать как положительный. Установленные  плановые нормы по всем показателям успешно выполняются и даже перевыполняются. Последнее свидетельствует о наличии потенциала развития, который при правильном подходе может дать еще более положительные результаты.

     1. Совершенствование электронного  декларирования.

     Причины, названные выше, исходят от непосредственных потребителей этого вида декларирования – участников ВЭД. Поэтому наличие экономической невыгодности от применения данной формы приобретает первостепенный характер. Сделать систему более экономичной и эффективной – главная задача.

     2. Сокращение сроков выпуска всех  таможенных деклараций до 1 дня.

     Несмотря  на то, что данный показатель уже  сейчас выше 99%, совершенствоваться по данному показателю необходимо. Сокращение временных издержек – важное конкурентное преимущество в сфере предпринимательства. А поскольку одной из основных целей таможенной службы является содействие бизнес-структурам, следовательно, сокращение сроков становится приоритетной целью.

Информация о работе Реинжиниринг в таможенных органах