Ответственность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст. 53 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Ответственность таможенных органов по ст. 455 наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов или их должностных лиц и иных работников;
б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинной связи между неправомерным решением (действием или бездействием) таможенного органа или его работника и наступившим вредом (убытками);

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ……………..4

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ.с………………………………………………………………………8

3. ДИСИЦПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ………………………………………...14

4. МАТЕРИАЛЬНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………………….19
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………...20

Файлы: 1 файл

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕНЫХ ОРГАНОВ.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ……………..4

 

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ.с………………………………………………………………………8

 

3. ДИСИЦПЛИНАРНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ………………………………………...14

 

4. МАТЕРИАЛЬНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………………….19

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 53 Конституции  РФ, каждый гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

     Ответственность  таможенных органов по ст. 455 наступает  при наличии следующих условий:

а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов или их должностных лиц и иных работников;

 б) наличии вреда  или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

 в) причинной связи  между неправомерным решением (действием  или бездействием) таможенного органа или его работника и наступившим вредом (убытками);

 г) виновности работника  таможенного органа, если вред  или убытки наступили вследствие неправомерного решения (деяния) должностного лица или иного работника таможенного органа.

Ответственность должностных  лиц таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.

Целью данной работы является анализ основания возникновения и виды ответственности таможенных органов,  их должностных лиц. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.

Согласно ст. 455 Таможенного кодекса РФ    таможенные органы несут ответственность за убытки или вред, причиненные  лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений действий или бездействия своих должностных лиц  и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей (ст.  455).

 Статья 455 ТК соответствует  ст. 53 Конституции РФ, согласно которой  каждый гражданин имеет право  на возмещение государством вреда,  причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Под должностным лицом  таможенного органа следует понимать состоящего в штате работника таможенного органа, наделенного в соответствии с законодательством властными правами и обязанностями для осуществления функций таможенных органов по таможенному контролю и дознанию.

При осуществлении функций  таможенного контроля субъектом  гражданско-правовой ответственности за причиненный вред может быть каждый элемент системы таможенных органов: Федеральная таможенная служба РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, обладающие правами юридического лица.

     Ответственность  таможенных органов по ст. 455 наступает  при наличии следующих условий:

а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов или их должностных лиц и иных работников;

 б) наличии вреда  или убытков, причиненных лицам  или их имуществу;

 в) причинной связи  между неправомерным решением (действием  или бездействием) таможенного органа или его работника и наступившим вредом (убытками);

 г) виновности работника  таможенного органа, если вред  или убытки наступили вследствие неправомерного решения (деяния) должностного лица или иного работника таможенного органа.

 Неправомерными признаются решения, действия, бездействие, противоречащие предписаниям действующего законодательства (законов и иных нормативных актов любого уровня).

     Под вредом  понимают всякое умаление личного  или имущественного блага. Вред может быть моральным, физическим и материальным.

В соответствии со ст. 455 в денежной форме может быть возмещен как материальный вред, так и моральный, при наличии общих условий привлечения к ответственности.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК под  убытками понимаются расходы, которые  лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 Лица, которым или  имуществу которых причинены  убытки вследствие неправомерных  решений, действий или бездействия таможенных органов (или их работников, вправе, согласно п. 1 ст. 15 ГК и ст. 455 ТК, требовать полного возмещения причиненных им убытков.

     Ответственность  таможенных органов наступает  только в том случае, если убытки или вред причинены работниками таможенных органов в результате осуществления ими своих служебных функций. В случае, если вред или убытки причинены работником таможенного органа во внерабочее время (например, в отпуске), таможенный орган ответственности не несет.

     Ущерб (убытки  или вред) возмещаются таможенным  органом на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

     Непосредственно  перед потерпевшим гражданско-правовую  ответственность несут сами таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых или их работников был причинен ущерб. Поэтому требования о возмещении ущерба должны предъявляться потерпевшими лицами (истцами) к таможенному органу,

даже в случае, если ущерб наступил вследствие неправомерного поведения работника этого таможенного органа. Таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии имеет право взыскать уплаченную сумму в порядке регресса с виновного работника.

 Споры о возмещении  ущерба (вреда или убытков), причиненного  неправомерными решениями, действиями или бездействием таможенных органов, а также их работников, разрешаются в суде, если требования предъявлены гражданином, либо в арбитражном суде, если требования предъявлены юридическим лицом или гражданином, осуществляющим

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такие споры рассматриваются в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством.

Ответственность должностных  лиц таможенных органов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыскания) и существует свой порядок их применения.

Дисциплинарная ответственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организациях таможенной службы, но не являющихся при этом государственными таможенными служащими) регламентируется нормами трудового права, административная ответственность как государственных таможенных служащих, так и иных работников таможенных органов — нормами административного права, уголовная ответственность - нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нормами гражданского и трудового права.

Как уже отмечено, непосредственно  перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою очередь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпевшему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.

Должностные лица таможенных органов, а также иные работники  таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную (например, материальную) ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ.

 

 Основанием гражданско-правовой  ответственности таможенных органов по действующему законодательству является гражданское правонарушение, включающее в себя в качестве его элементов противоправность поведения таможенного органа, причинение вреда (убытков) другому субъекту, причинная связь вреда (убытков) с противоправными действиями таможенных органов, вина таможенных органов в наступлении вредоносных результатов.

Под противоправным действием (бездействием таможенного органа) следует понимать действие (бездействие) должностного лица таможенного органа по осуществлению им властных полномочий по таможенному контролю или дознанию без полномочий, с их превышением или злоупотреблением ими, а также необоснованно.

 Властный характер  деятельности таможенных органов, наличие профессиональной подготовки работников этих органов, способность предвидеть неблагоприятные последствия своих действий и принимать решения с учетом этого обуславливает безвиновный характер ответственности таможенных органов.

 Отношения по хранению товаров на складе временного хранения и таможенном складе основываются на договоре хранения. Таможенный орган несет договорную ответственность перед своим контрагентом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих на основе указанного договора. По характеру деятельности таможенных органов эта ответственность должна быть безвиновной.

 Для таможенных  органов, как органов государственной  власти присущи не только общие условия внедоговорной ответственности, но и специальные, наличие которых является юридическим фактом для привлечения органов государственной власти к имущественной ответственности.1

Часть первая статьи 15 ГК РФ предоставляет лицу возможность, право которого нарушено, требовать  полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками в данном случае понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Анализ вышеизложенных положений  Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет выявить особенности гражданско-правовой санкции, а именно ее восстановительно-компенсационный характер.

Таможенные органы являются органами государственной власти и реализуют свою компетенцию, основываясь на властно-распорядительных полномочиях. Однако, это обстоятельство не меняет гражданско-правовую природу складывающихся отношений. Как справедливо пишут А.Л. Маковский и С.А. Хохлов: «Имущественные последствия неправомерных действий государства по отношению к своим гражданам и организациям должны рассматриваться по правилам гражданского законодательства, по правилам ГК РФ, с теми изъятиями из этого принципа, которые прямо установлены законом. Иными словами, государство, если хочет считаться демократическим, должно отвечать за имущественный вред, неправомерно причиненный им своим подданным как равный, перед равными»2.

Гражданско-правовая природа ответственности  таможенных органов, как органов  государства, обуславливает возможность  использования таких гражданско-правовых категорий, используемых в институте ответственности, как вина, противоправность и т.д. В этой связи представляется спорной позиция Л.А. Прокудиной, что государство не может быть виновно, не может быть правонарушителем, нужно говорить лишь об обязанности государства возместить ущерб, что обусловлено конституционной обязанностью государства - обеспечить охрану интересов, прав и свобод граждан1 .

Специфика деятельности таможенных органов  обуславливает необходимость причинения, в ряде случаев, вреда имуществу юридических и физических лиц, например, вскрытие или разрушение вещей граждан и организаций с целью обнаружения тайников для транспортировки запрещенного имущества, вскрытия упаковки при проведении таможенного досмотра, взятие проб на экспертизу и т.д. Однако в случае причинения вреда подобными действиями таможенных органов следует иметь ввиду, что данный вред является правомерным. Действия таможенных органов в этом случае детально регламентированы ТК РФ. Если указанные выше действия считать противоправными, то тогда становится нереальной сама деятельность таможенных органов, в таких условиях осуществление эффективного таможенного контроля будет невозможно. Поэтому данные действия таможенных органов квалифицируются как правомерные, и они, по общему правилу, гражданско-правовой ответственности не несут. В этой связи прав В. Емельянов, утверждающий, что действие может быть квалифицировано как деликт только в том случае, если наряду с нарушением запрета причинить любой вред, была нарушена еще какая-либо норма объективного права3.

Информация о работе Ответственность таможенных органов