Ответственность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст. 53 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Ответственность таможенных органов по ст. 455 наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов или их должностных лиц и иных работников;
б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;
в) причинной связи между неправомерным решением (действием или бездействием) таможенного органа или его работника и наступившим вредом (убытками);

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ……………..4

2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ.с………………………………………………………………………8

3. ДИСИЦПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ………………………………………...14

4. МАТЕРИАЛЬНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………………….19
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………...20

Файлы: 1 файл

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕНЫХ ОРГАНОВ.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

В то же время одним из принципов таможенного законодательства является положение о недопущении причинения вреда, что ориентирует таможенные органы на необходимость тщательного анализа всех обстоятельств, учета обстановки с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не причинить противоправный вред, который таможенные органы обязаны будут возместить.

Так, при проведении таможенного  контроля согласно ст. 365 ТК РФ не допускается  причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов  временного хранения, владельцам таможенных складов

и иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов, либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За причинение лицам убытков таможенные органы,. а также их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Об ответственности  таможенных органов в случае причинения вреда противоправными действиями говорится в еще одной норме ТК РФ. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 413 ТК РФ таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу, вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством РФ. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами.

Из содержания данных норм видно, что они являются отсылочными, поскольку в них упоминается  о гражданском и бюджетном  законодательстве. В этой связи необходимо определить правовую природу гражданско-правовой ответственности таможенных органов за вред, причиненный при осуществлении таможенного контроля с тем, чтобы определить нормы гражданского законодательства, подлежащие применению при удовлетворении требования о взыскании вреда (убытков).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также  вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

Однако данное правило является общим по своему содержанию и не учитывает целого ряда особенностей, присущих для отношений, связанных с причинением вреда таможенными органами, которые прежде всего являются государственными органами. Поэтому специальной нормой, предусматривающей обязанность таможенных органов возместить вред, причиненный их противоправными действиями в лице своих должностных лиц, является ст. 1069 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой права вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Из смысла данной нормы вытекает, что для отношений, связанных с причинением вреда таможенными органами гражданам и юридическим лицам, характерен признак властности. Действия таможенных органов являются юридически обязательными для организаций и граждан. Вред, причиненный таможенными органами, будет являться следствием незаконного осуществления юридически властных полномочии .

Ответственность по ст. 1069 ГК РФ наступает при совокупности общих условий ответственности  за причинение вреда, но в тоже время  с учетом указанных в данной норме специальных условий. В статье 1069 ГК РФ говорится о незаконных действиях (бездействиях) таможенных органов.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненный в сфере административно-властных отношений. В случае причинения вреда в рамках хозяйственной деятельности ответственность наступает по правилам ст. 1064 ГК РФ.4 Как утверждает М.Ф. Медведев, ответственность по этой норме наступает не за любые незаконные действия, а лишь за незаконные действия в области административного управления государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.5

Из смысла ст. 1069 ГК РФ следует также то, что при возмещении вреда, причиненного таможенными органами, во внимание принимаются лишь действия (бездействия) должностных лиц. Согласно ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) под должностным лицом таможенного органа необходимо понимать лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные функции в таможенных органах. Если вред будет причинен третьим лицам работником таможни, не являющимся должностным лицом, возмещение вреда будет осуществлено по правилам ст. 1064 ГК РФ.

Таможенные органы в  случаях, предусмотренных законодательством, являются органами дознания. И потому в случае причинения вреда при незаконном привлечении к уголовной ответственности, незаконном применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, такой вред возмещается по правилам статьи 1070 ГК РФ.6

Гражданско-правовая ответственность  таможенных органов за причиненный вред в указанном выше случае является безвиновной, что существенно отличает ст. 1070 ГК РФ, от ст. 1069 ГК РФ.

 

 

 

3. ДИСИЦПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

Дисциплинарная ответственность государственных таможенных служащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.

Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер  дисциплинарного воздействия к  государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Правовую основу дисциплинарной ответственности государственных  таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные законы «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Порядок ее реализации закреплен в утвержденном Указом Президента РФ Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных органов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реализации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.

Правом наложения дисциплинарного  взыскания на государственного таможенного  служащего обладает начальник таможенного  органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу.

Увольнение из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания нуждается  в некоторых комментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.

К грубым нарушениям служебной  дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:

-Невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17«О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отданные в пределах их должностных полномочий приказа и распоряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. Федерального закона РФ

-Утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.

-Прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин.

-Появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.

-Несоблюдение ограничений, установленных для государственных таможенных служащих статьей 7«О службе в таможенных органах Российской Федерации» (перечень этих ограничений довольно велик, рассматривался нами выше и нет необходимости его здесь повторять). Федерального закона РФ

Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение дисциплинарного проступка в течение года государственным таможенным служащим, имеющим дисциплинарное взыскание.

При наложении того или  иного дисциплинарного взыскания  должны учитываться тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых совершен этот проступок, а также предшествующие служба и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности таможенного служащего. В этой связи привлечение таможенного служащего к дисциплинарной ответственности производится, как правило, по результатам служебной проверки, проводимой в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины либо чрезвычайного происшествия в таможенном органе или организации таможенной службы и подтверждающей виновность тех или иных должностных лиц в совершении ими дисциплинарных проступков.

Если же в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник, в отношении которого она проводится, совершил деяние, указывающее на признаки преступления, руководитель таможенного органа (организации таможенной службы) обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания и предварительного следствия.

Для исправления возможных  ошибок, допущенных при наложении  дисциплинарных взысканий, и устранения у таможенных служащих сомнений в правомерности привлечения их к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарным уставом таможенной службы предусмотрена возможность обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их увольнения из таможенных органов за нарушение служебной дисциплины и осуществляется по правила рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно подаются начальнику вышестоящего таможенного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МАТЕРИАЛЬНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так  и иных работников, может быть возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам и их имуществу вследствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия).

Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причинной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должностного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или бездействие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вышестоящего органа или должностного лица, которое оказалось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должностное лицо - уже нет.

За совершение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил дорожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих должностных обязанностей. Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст.173 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ, за заведомо незаконный арест или задержание и др.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенные органы несут ответственность за убытки или вред, причиненные  лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений действий или бездействия своих должностных лиц  и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей .

Основанием гражданско-правовой ответственности таможенных органов по действующему законодательству является гражданское правонарушение, включающее в себя в качестве его элементов противоправность поведения таможенного органа, причинение вреда (убытков) другому субъекту, причинная связь вреда (убытков) с противоправными действиями таможенных органов, вина таможенных органов в наступлении вредоносных результатов.

Под дисциплинарной ответственностью государственных таможенных служащих следует понимать применение мер  дисциплинарного воздействия к  государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Информация о работе Ответственность таможенных органов