Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:42, курсовая работа
Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. 4
1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. 4
1.2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНИЮ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. 13
ГЛАВА II. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННЫХ.таможенный орган управление руководитель 20
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. 20
2.2 ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
Список использованной литературы 37
Приложение 1 38
Приложение 2 39
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. 4
1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. 4
1.2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНИЮ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. 13
ГЛАВА II. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННЫХ.таможенный орган управление руководитель 20
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. 20
2.2 ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГ ОРГАНА. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
Список использованной литературы 37
Приложение 1 38
Приложение 2 39
В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления.
Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.
Проблематика темы заключаются в, зачастую, неосознанности того, что именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного органа. Ведь само по себе управление в системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его личных качеств, стиля управления, методов воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления.
Объект исследования: процессы управления в таможенных органах Российской Федерации.
Предмет исследования: управление в системе таможенных органов.
Цель
исследования: поиск наиболее эффективных
методов взаимоотношений
Задачи:
Практическая значимость заключается в рассмотрении положений эффективного механизма совершенствования управления в таможенных органах, позволяющего таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более высоком качественном уровне, а так же повышении уровня заинтересованности руководителей органов таможенных служб в данной проблеме.
Современное
таможенное дело - это сложная динамическая
система, управление которой можно
определить как непрерывный
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Применительно
к таможенному делу термин «общее
руководство» включает в себя выбор
стратегии и тактики
Таможенные
органы составляют единую федеральную
централизованную систему и включают
федеральный орган
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для обеспечения деятельности таможенных органов (приложение 1).
Важным компонентом управления является сам процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.
Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.
Цель - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, то есть это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.
Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.
Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.
Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.
Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.
Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования.
Организационный
аспект заключается в использовании организационно-
Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций.
Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).
Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в приложении 2.
Таможенная
деятельность находится на стыке
внутренней и внешней политики страны
и напрямую связана с выполнением
ее важнейших социально-
Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.
В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».
Ситуационное управление имеет место на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности ее выполнения.
Этот тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.
Наиболее
рельефно этот тип управления просматривается
в решении фискально-
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.
В практике управления его типы нередко применяются в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.
Из
двух рассматриваемых компонентов
управления - структуры и процесса
- более динамичным является процесс
управления, поэтому развитие процесса
управления влечет за собой и развитие
структуры управления. Изменения
в структуре должны осуществляться
тогда, когда в существующую структуру
процесс управления уже не вкладывается,
когда структура создает
В
настоящее время в таможенной
системе наблюдается
В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов. Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции).
Классифицируя
функции управления в системе
таможенных органов, их можно разделить
на общие функции управления, отражающие
стадии процесса управления, и специфические
(конкретные) функции управления конкретными
видами оперативно-служебной
Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.