Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 01:30, курсовая работа
Одна из первых попыток решения задач государственного управления с помощью идей контроллинга относится к XV в. и связана с введением должности "countrollour" (Великобритания).
В США в 1778 г. законодательно учреждено ведомство "Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Его задачи – управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
В 1880 г. впервые контроллинг использован на предприятии. Создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
В 1892 г. компания "General Electric Company" первой из индустриальных предприятий вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий.
Введение.
1. Основные этапы формирования идеологии контроллинга.
2. Когнитивный подход к автоматизации.
Концептуальные вопросы контроллинга.
3. Основные методологические положения когнитивного подхода.
4. Контроллинг в таможенном деле: специфика и перспективы внедрения.
Заключение.
Список литературы.
Московский психолого-
По дисциплине « Таможенный менеджмент»
на тему:
«Контроллинг
– современная концепция
Выполнила:
студентка 3 курса, группы 210 ТДЗВ
юридического факультета
специальности «таможенное дело»
заочной формы обучения
Гиренок Надежда Константиновна
Проверил:
К.ф.н. А.И. Федарищенко
Содержание
Введение.
1. Основные этапы формирования идеологии контроллинга.
2. Когнитивный подход к автоматизации.
Концептуальные вопросы контроллинга.
3. Основные методологические
положения когнитивного подхода
4. Контроллинг в таможенном деле: специфика и перспективы внедрения.
Заключение.
Список литературы.
Информационный
контроллинг – идеология
таможенным делом
Одна из первых попыток решения задач государственного управления с помощью идей контроллинга относится к XV в. и связана с введением должности "countrollour" (Великобритания).
В США в 1778 г. законодательно учреждено ведомство "Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Его задачи – управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
В 1880 г. впервые контроллинг
В 1892 г. компания "General Electric Company" первой из индустриальных предприятий вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий.
В 1931 г. основан институт "Compiler's Institute of America" как профессиональная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в "Financial Executives Institute" (FEI)). В 1934 г. создан журнал "The Controller" (сегодня – "The Financial Executive"). С 1944 г. существует исследовательский институт "Controllership Foundation" (в настоящее время – Financial Executives Research Foundation).
В Германии примерно с 1965 г. прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельности ранее использовавшиеся инструменты не годились. В начале 80-х гг. многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Controller-Institut zur Ausbildung in Untemehmensplaung und Rechnungswesen GmbH, Cauting (Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета), занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Controller-Akademie (Академия контроллеров) В 1975 г. основан Controller-Veren e.V. (Союз контроллеров). Следующей важной вехой на пути внедрения идей и философии контроллинга стало основание в 1989 г. журнала "Controller".
В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга схожи (рис. 1).
Рис. 1. Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга
Различия касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и степени адаптации системы к менталитету пользователей. Так, в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за решение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов. В том и другом случаях современное решение задач системного управления обеспечивается в среде информационных технологий и систем.
В России наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане проявляется со стороны банков – наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга отнесены:
• создание системы управленческого учета,
• разработка комплексной информационной
системы стратегического и
Таким образом, можно сделать вывод о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования.
2. Когнитивный подход к автоматизации
Концептуальные вопросы контроллинга
Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а, следовательно, и таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления. Контроллинг – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае – это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае – инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений.
До настоящего времени проблема эффективного управления сложными системами и проблема формирования адекватных систем автоматизации управления рассматривались как слабовзаимосвязанные. Связь прослеживается преимущественно на концептуальном уровне решения. Другие уровни (методологический, методический) исследованы в этом отношении недостаточно. Контроллинг – это направление системного решения указанных проблем. Место его в решении проблем управления и автоматизации представлено на рис. 2.
Рис.2.Контроллинг в системном решении проблем управления и автоматизации Основные идеи контроллинга определим, раскрывая содержание его концептуально-методологической процедуры, принципов построения и алгоритмов технологии.
Наиболее известно достаточно широко
применяемое понимание
• новое содержание таких традиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль, информатизация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;
• новое содержание роли
информационно-аналитических и
• согласованное принятие стратегических и оперативных решений;
• новая методология анализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и их контроля. Концептуально-методологическая структура контроллинга приведена на рис. 3. В ее составе: виды контроллинга, типы проблемных ситуаций, этапы и объекты контроллинга, типовые задачи контроллинга, базовые контроллинг-методы и наиболее эффективные методы анализа и синтеза.
Данная схема структурирует и детализирует содержание контроллинга на различных уровнях представления: идеологическом, методологическом и технологическом, а также определяет их взаимосвязи.
Рис. 3. Концептуально-методологическая структура контроллинга
Состав и основные
процедуры контроллинг-
Содержание данного квадранта выражает основную идею реализации контроллинга: Динамическую интеграцию методов анализа и синтеза для принятия эффективных управленческих решений на основе знаний и их контроль в условиях эволюции управляемого объекта или процесса. При этом в качестве объекта контроллинга рассматриваются: структурированные данные и знания о деятельности управляемой системы, модель системы (системного процесса) или собственно система (процесс). Как видно из рис. 4, определяющими условиями интеграции методов являются: цель управления, проблемная ситуация и этапы контроллинга. Базовые методы используются на каждом из этапов контроллинга, а динамика их применения задается динамикой эволюции проблемной ситуации в управляемом объекте или цели управления. Отличительные особенности применения базовых методов анализа и синтеза проявляются в содержании контроллинг-процедур. Их состав приведен в соответствующих квадратах рассматриваемого квадранта:
• в 1-м (мониторинг-контроль) – процедура анализа проблемной ситуации на этапе контроля параметров объекта управления;
• во 2-м (когнитивный контроллинг) – процедура синтеза модели управления для новой проблемной ситуации;
• в 3-м (продуктивный контроллинг) – процедура анализа накопленных моделей управления и выбора приемлемой;
• в 4-м (управление) – выбор модели управления, синтез управляющих воздействий и их реализация.
Рис.4. Этапы, методы и состав контроллинг-технологии
В общем случае модель управления представляется следующими компонентами:
• моделью рабочей нагрузки – моделью внешних и/или внутренних воздействий на объектконтроллинга;
• параметрической или
• системой управляемых параметров и управляющих воздействий;
• целями управления и системой показателей эффективности объекта контроллинга.
В зависимости от проблемной ситуации,
сложившейся в объекте
Базовый алгоритм контроллинг-технологии
Рассмотрим базовый алгоритм такой технологии при неизменной цели управления. Анализ проблемной ситуации на этапе контроля по процедуре "мониторинг-контроль" позволяет идентифицировать и оценить ситуацию, сложившуюся в управляемом объекте.
Ситуация может быть: новой (ранее не известной и не исследованной), известной, но требующей корректировки управления и, наконец, допустимой в рамках реализуемого управления, т. е. не требующей корректировки управления.
Для проблемной ситуации, находящейся в допустимых пределах, управление осуществляется без корректировки управляющих воздействий.
Для новой проблемной ситуации требуется синтезировать новую модель управления – реализуется процедура когнитивного контроллинга. Она связана с формированием новой модели управления – нового знания об управляемом объекте и синтезом новых решений в целях эффективного управления. Для ранее известной проблемной ситуации требуется анализ накопленных моделей управления и выбор приемлемой. Здесь по процедуре продуктивного контроллинга обеспечивается выбор модели управления на базе предыстории синтеза эффективных моделей и принятия решений по управлению. Далее по процедуре управления на вновь синтезированной или адаптированной модели осуществляется синтез эффективных управляющих воздействий применительно к реальным характеристикам проблемной ситуации и обеспечивается их реализация. В рамках всей представленной последовательности или в ограниченном объеме решается некоторая прикладная задача контроллинга. Набор прикладных задач контроллинга, их постановка и содержание определяются: областью применения и спецификой управляемой системы, целями контроллинга, объемом учитываемых системных связей, методом решения и временными ограничениями.
Конечным результатом информатизации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности является создание распределенных информационных технологий и систем, включающих человека и его знания в качестве активного элемента, то есть интеллектуальных. По нашему мнению, создание таких систем наиболее
целесообразно осуществлять на основе методологии системной информатизации. Ее содержание определяется следующими положениями:
• сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности как объекты информатизации представляют собой вложенные системы, выделенные по целям, функциям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции;