Контроллинг – современная концепция управления таможенной деятельности таможенных органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

Одна из первых попыток решения задач государственного управления с помощью идей контроллинга относится к XV в. и связана с введением должности "countrollour" (Великобритания).
В США в 1778 г. законодательно учреждено ведомство "Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Его задачи – управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
В 1880 г. впервые контроллинг использован на предприятии. Создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
В 1892 г. компания "General Electric Company" первой из индустриальных предприятий вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий.

Оглавление

Введение.
1. Основные этапы формирования идеологии контроллинга.
2. Когнитивный подход к автоматизации.
Концептуальные вопросы контроллинга.
3. Основные методологические положения когнитивного подхода.
4. Контроллинг в таможенном деле: специфика и перспективы внедрения.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Информационный контроллинг.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

 

Московский психолого-социальный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Курсовая работа

По дисциплине « Таможенный менеджмент»

на тему:

«Контроллинг  – современная концепция управления таможенной деятельности таможенных органов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, группы 210 ТДЗВ

юридического факультета

специальности «таможенное  дело»

заочной формы обучения

Гиренок Надежда Константиновна

 

Проверил:

К.ф.н. А.И. Федарищенко

 

 

 

Содержание

 Введение.

1. Основные этапы формирования идеологии контроллинга.

2. Когнитивный подход  к автоматизации.

Концептуальные вопросы  контроллинга.

3. Основные методологические  положения когнитивного подхода.

4. Контроллинг в таможенном  деле: специфика и перспективы  внедрения.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный  контроллинг – идеология системного управления

таможенным делом

 

  1. Основные этапы формирования идеологии контроллинга.

 

Одна из первых попыток  решения задач государственного управления с помощью идей контроллинга относится к XV в. и связана с введением должности "countrollour" (Великобритания).

В США в 1778 г. законодательно учреждено ведомство "Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Его задачи – управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.

В 1880 г. впервые контроллинг использован  на предприятии. Создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.

В 1892 г. компания "General Electric Company" первой из индустриальных предприятий  вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий.

В 1931 г. основан институт "Compiler's Institute of America" как профессиональная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в "Financial Executives Institute" (FEI)). В 1934 г. создан журнал "The Controller" (сегодня – "The Financial Executive"). С 1944 г. существует исследовательский институт "Controllership Foundation" (в настоящее время – Financial Executives Research Foundation).

В Германии примерно с 1965 г. прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельности ранее использовавшиеся инструменты не годились. В начале 80-х гг. многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.

Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело  к появлению в Германии ряда научных  и образовательных организаций. Первым возник Controller-Institut zur Ausbildung in Untemehmensplaung und Rechnungswesen GmbH, Cauting (Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета), занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Controller-Akademie (Академия контроллеров) В 1975 г. основан Controller-Veren e.V. (Союз контроллеров). Следующей важной вехой на пути внедрения идей и философии контроллинга стало основание в 1989 г. журнала "Controller".

В большинстве развитых стран с  рыночной экономикой концепции контроллинга схожи (рис. 1).

Рис. 1. Отличительные  особенности американской и немецкой моделей контроллинга

 

Различия касаются в основном понимания  двух крайних ситуаций: прагматизма и степени адаптации системы к менталитету пользователей. Так, в Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за решение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов. В том и другом случаях современное решение задач системного управления обеспечивается в среде информационных технологий и систем.

В России наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане проявляется со стороны банков – наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга отнесены:

• создание системы управленческого  учета,

• разработка комплексной информационной системы стратегического и оперативного планирования.

Таким образом, можно сделать вывод  о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования.

 

2. Когнитивный подход  к автоматизации

Концептуальные вопросы  контроллинга

 

Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может  рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а, следовательно, и таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления. Контроллинг – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае – это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае – инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений.

До настоящего времени проблема эффективного управления сложными системами  и проблема формирования адекватных систем автоматизации управления рассматривались как слабовзаимосвязанные. Связь прослеживается преимущественно на концептуальном уровне решения. Другие уровни (методологический, методический) исследованы в этом отношении недостаточно. Контроллинг – это направление системного решения указанных проблем. Место его в решении проблем управления и автоматизации представлено на   рис. 2.

  Рис.2.Контроллинг в системном решении проблем управления и автоматизации Основные идеи контроллинга определим, раскрывая содержание его концептуально-методологической процедуры, принципов построения и алгоритмов технологии.

Наиболее известно достаточно широко применяемое понимание контроллинга как целостной концепции управления процессами и результатами деятельности организации в условиях рынка. При этом можно отметить такие специфические особенности контроллинга, как:

• новое содержание таких традиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль, информатизация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;

• новое содержание роли информационно-аналитических и планово-экономических  служб организации;

• согласованное принятие стратегических и оперативных решений;

• новая методология  анализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и их контроля. Концептуально-методологическая структура контроллинга приведена на рис. 3. В ее составе: виды контроллинга, типы проблемных ситуаций, этапы и объекты контроллинга, типовые задачи контроллинга, базовые контроллинг-методы и наиболее эффективные методы анализа и синтеза.

Данная схема структурирует  и детализирует содержание контроллинга на различных уровнях представления: идеологическом, методологическом и технологическом, а также определяет их взаимосвязи.

Рис. 3. Концептуально-методологическая структура контроллинга

Состав и основные процедуры контроллинг-технологии раскрываются на рис. 4. Здесь в соответствии с этапами контроллинга представлены базовые методы и процедуры. Основные этапы контроллинга (контроль и принятие решений) расположены по горизонтали. Базовые методы (анализ и синтез) - по вертикали.

Содержание данного  квадранта выражает основную идею реализации контроллинга: Динамическую интеграцию методов анализа и синтеза для принятия эффективных управленческих решений на основе знаний и их контроль в условиях эволюции управляемого объекта или процесса. При этом в качестве объекта контроллинга рассматриваются: структурированные данные и знания о деятельности управляемой системы, модель системы (системного процесса) или собственно система (процесс). Как видно из рис. 4, определяющими условиями интеграции методов являются: цель управления, проблемная ситуация и этапы контроллинга. Базовые методы используются на каждом из этапов контроллинга, а динамика их применения задается динамикой эволюции проблемной ситуации в управляемом объекте или цели управления. Отличительные особенности применения базовых методов анализа и синтеза проявляются в содержании контроллинг-процедур. Их состав приведен в соответствующих квадратах рассматриваемого квадранта:

• в 1-м (мониторинг-контроль) – процедура  анализа проблемной ситуации на этапе  контроля параметров объекта управления;

• во 2-м (когнитивный контроллинг) – процедура синтеза модели управления для новой проблемной ситуации;

• в 3-м (продуктивный контроллинг) –  процедура анализа накопленных  моделей управления и выбора приемлемой;

• в 4-м (управление) – выбор модели управления, синтез управляющих воздействий и их реализация.

Рис.4. Этапы, методы и состав контроллинг-технологии

 

В общем случае модель управления представляется следующими компонентами:

• моделью рабочей нагрузки –  моделью внешних и/или внутренних воздействий на объектконтроллинга;

• параметрической или структурно-параметрической моделью объекта контроллинга;

• системой управляемых параметров и управляющих воздействий;

• целями управления и системой показателей  эффективности объекта контроллинга.

В зависимости от проблемной ситуации, сложившейся в объекте контроллинга на соответствующем этапе, реализуется та или иная контроллинг-процедура. В ее основе лежат методы анализа или синтеза, используемые для достижения целей контроллинга применительно к условиям сложившейся проблемной ситуации. По сути, это и есть контроллинг-технология. Она представляется совокупностью указанных процедур и обеспечивает интеграцию методов контроллинга для условий проблемной ситуации и целей управления.

 

Базовый алгоритм контроллинг-технологии

 

Рассмотрим базовый алгоритм такой  технологии при неизменной цели управления. Анализ проблемной ситуации на этапе контроля по процедуре "мониторинг-контроль" позволяет идентифицировать и оценить ситуацию, сложившуюся в управляемом объекте.

Ситуация может быть: новой (ранее  не известной и не исследованной), известной, но требующей корректировки управления и, наконец, допустимой в рамках реализуемого управления, т. е. не требующей корректировки управления.

Для проблемной ситуации, находящейся в допустимых пределах, управление осуществляется без корректировки управляющих воздействий.

Для новой проблемной ситуации требуется синтезировать  новую модель управления – реализуется  процедура когнитивного контроллинга. Она связана с формированием новой модели управления – нового знания об управляемом объекте и синтезом новых решений в целях эффективного управления. Для ранее известной проблемной ситуации требуется анализ накопленных моделей управления и выбор приемлемой. Здесь по процедуре продуктивного контроллинга обеспечивается выбор модели управления на базе предыстории синтеза эффективных моделей и принятия решений по управлению. Далее по процедуре управления на вновь синтезированной или адаптированной модели осуществляется синтез эффективных управляющих воздействий применительно к реальным характеристикам проблемной ситуации и обеспечивается их реализация. В рамках всей представленной последовательности или в ограниченном объеме решается некоторая прикладная задача контроллинга. Набор прикладных задач контроллинга, их постановка и содержание определяются: областью применения и спецификой управляемой системы, целями контроллинга, объемом учитываемых системных связей, методом решения и временными ограничениями.

 

  1. Основные методологические положения когнитивного подхода

Конечным результатом  информатизации сфер внешнеэкономической  и таможенной деятельности является создание распределенных информационных технологий и систем, включающих человека и его знания в качестве активного элемента, то есть интеллектуальных. По нашему мнению, создание таких систем наиболее

целесообразно осуществлять на основе методологии системной  информатизации. Ее содержание определяется следующими положениями:

• сферы внешнеэкономической и  таможенной деятельности как объекты информатизации представляют собой вложенные системы, выделенные по целям, функциям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции;

Информация о работе Контроллинг – современная концепция управления таможенной деятельности таможенных органов России