Современная концепция управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы с точки зрения современной концепции управления качеством. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством.

Файлы: 1 файл

Фомин Проекты.docx

— 28.90 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Пермский национальный исследовательский

 политехнический  университет

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Управление проектами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Гуманитарного факультета

заочного отделения

Направление: Экономика 

Профиль: Экономика и управление на предприятиях строительной отрасли

Группа ФС-11Б

Фомин Кирилл Аркадьевич

Проверил преподаватель:

Крутова Александра Валентиновна

 

 

 

 

 

Пермь, 2013

Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения  творческого потенциала и практического  опыта многих специалистов. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны.

Целью моей работы является обзор  научных данных по управлению качеством  продукции с последующим анализом системы с точки зрения современной  концепции управления качеством. Для  этого использовала наиболее базовые  научные работы отечественных и  зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области  управления качеством.

Современная концепция  управления качеством.

Одной из ключевых функций управления проектом наряду с такими, как управление стоимостью и временем, является управление качеством проекта.

Качество — это целостная  совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные или  предполагаемые потребности.

Понятие «качество» следует отличать от понятия «градация». Под последним  понимается категория или разряд, присвоенный объектам, имеющим то же функциональное применение, но иные требования к качеству. Низкое качество — это всегда проблема, низкий сорт — не обязательно.

Принято различать четыре ключевых аспекта качества: качество, обусловленное  соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Этот аспект качества достигается  благодаря эффективному определению  и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения требований потребителя и точному  анализу возможностей рынка; качество разработки и планирования проекта. Вторым аспектом является качество, достигаемое  благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции; качество выполнения работ по проекту в  соответствии с плановой документацией; качество, обеспечиваемое благодаря  поддержанию соответствия реализации проекта его плану и обеспечению  разработанных характеристик продукции  проекта и самого проекта и  произведенных ценностей для  потребителей и других заинтересованных лиц; качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего его жизненного цикла.

Современная концепция менеджмента  качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы: качество — неотъемлемый элемент  проекта в целом; качество — это  то, что говорит потребитель, а  не изготовитель; ответственность за качество должна быть адресной; для  реального повышения качества нужны  новые технологии; повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия; контролировать процесс  всегда эффективнее, чем результат; политика в области качества должна быть частью обшей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически  сильного направления в управлении качеством — Всеобщего управления качеством.

Роль руководства. В мероприятиях по управлению качеством на основе принципов TQM огромная роль отводится  руководству. Руководство должно возглавить деятельность по управлению строительством. Оно должно быть искренне привержено системе, верить в ее ценности. Руководство  должно интегрировать систему управления качеством в общую модель управления проектом. Свое воздействие следует  осуществлять не столько в виде организационно-распорядительной документации, сколько в виде конкретных слов и поступков, однозначно и выразительно передающих позицию руководства. Стиль  руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на кооперативный, либеральный. Основное внимание — клиентам. Большую роль в повышении эффективности взаимодействия с клиентами играет информационная система проекта, которая должна быть, безусловно, совместимой с информационными системами основных клиентов.

Стратегическое планирование. Большое  внимание в TQM уделяется процессам  планирования вообще и стратегического  планирования, в частности. При этом планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких, которые до последнего времени рассматриваются как  неосязаемые и неизмеримые, как  уровень удовлетворенности потребителей, положительный деловой образ  компании, престиж торговых марок  и прочее.

Вовлечение всех сотрудников. В TQM предполагается делегировать больше ответственности  на нижние уровни управления.

При этом не следует забывать, что  сотрудники должны быть специально подготовлены для принятия этой новой для них  ответственности. При увеличении ответственности  рядовых сотрудников возрастает роль обратной связи, которая становится основной составляющей информационной системы предприятия. Естественно, такой подход не снимает необходимости  традиционного управления, но оставляет  для высших уровней управления больше времени для решения стратегических задач. Кроме этого, важную роль играют социальные и психологические факторы. Самоконтроль и контроль со стороны  коллег работает эффективнее, чем формальный контроль сверху.

Подготовка персонала. При расширении полномочий и обогащении функциональных обязанностей возникает необходимость  постоянной подготовки персонала, причем не только узко профессиональной. Другой новой характеристикой подготовки в TQM является обязательная оценка эффективности обучения.

Награды и признание. Для того чтобы  новая система работала, необходимо, чтобы она была подкреплена соответствующей  системой мотивации. При этом формальные награды и признание должны гармонировать  с неформальными. Таким образом, система менеджмента качества интегрируется в корпоративную систему управления, формируя определенную организационную культуру.

Разработка продукции и услуг. Должна адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся и усложняющиеся  потребности и ожидания потребителей. Важнейшими являются такие показатели как улучшение качества разработки, т. е. соответствие разработок требованиям  клиента, а также продолжительность  цикла раз работка-внедрение.

Управление процессом. Основополагающим принципом TQM является концентрация усилий на конкретных процессах, в особенности  на процессах, непосредственно влияющих на качество конечной продукции проекта.

Качество поставщиков. Требования к качеству продукции поставщиков  аналогичны требованиям к своей собственной. Со ответственно необходимо организовать действенный контроль за работой и своевременно отказываться от услуг.

Информационная система.

Для нормального функционирования системы TQM необходимо разработать  и внедрить информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить  и использовать данные, информацию и знания.

Лучший опыт. Одним из действенных  инструментов повышения качества и  улучшения системы управления является определение и использование  лучшего опыта других компаний. Обычно эта деятельность состоит из определения  процессов, которые предполагается улучшать, моделирования собственных  процессов, изучения лучшего опыта  других компаний, анализа выводов  и использования полученных результатов.

Оценка эффективности работы системы  управления качеством. Для такой  оценки необходимо разработать систему  критериев и порядок проведения таких оценок. Полученные и проанализированные результаты должны быть использованы для дальнейшего совершенствования  управления проектом.

Изложенные выше принципы TQM положены в основу разнообразных концепций  менеджмента качества, таких как  ИСО 9000, многих национальных государственных  моделей управления качеством, а  также явились базой для выработки  системы менеджмента качества проекта.

Менеджмент качества проекта. Менеджмент качества в рамках управления проектом — это система методов, средств  и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции.

Управление качеством включает в себя все функции общего Руководства  по разработке политики в области  качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения  качества, с помощью которых в  рамках системы качества происходит реализация данных функций. Планирование качества — выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта  в области качества, содержании проекта, описание продукции, стандарты и  требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических  процессов, документацию по системе  качества.

В процессе планирования качества может  применяться следующий инструментарий: анализ затрат и выгод; установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с  соответствующими показателями других проектов; диаграммы: причин-следствий, иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причини субпричин с потенциальными и реальными проблемами, блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом; эксперименты.

В результате планирования качества появляется план качества, который  должен описывать конкретные мероприятия  по реализации политики в области  качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев  оценки, бюджета.

В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и  испытательных мероприятий или  указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.

В план качества могут также входить  технологические карты отдельных  сложных процессов и проверочные  листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.

Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в  целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.

Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых  проверок, инспекций и иных контрольных  и испытательных мероприятий  с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля од испытаний является основой улучшения качества проекта для его продукции.

Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения  их соответствия стандартам и требованиям  по качеству и определения путей  устранения причин реальных и потенциальных  несоответствий.

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с применением следующих методов  и инструментов; проверок; контрольных  карт, которые представляют собой  графическое изображение результатов  процесса; диаграммы Парето, которая  представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте.

Стандартизированные системы  менеджмента качества.

Управление качеством проекта  требует системного подхода реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации.

В рамках управления отдельно взятым проектом, специальной системы менеджмента  качества не разрабатывается, но при  этом основные участники должны обладать такими системами, а также иметь  документированное соглашение, в  котором прописываются совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества. В некоторых  случаях целесообразно привлекать специализированные фирмы для создания и внедрения таких систем менеджмента  качества.

Система документации по качеству предприятия  включает в себя следующие документы: руководство по качеству; методологические инструкции по элементам системы  качества; рабочие инструкции ; контрольные инструкции; нормативную документацию и техническую литературу. Ниже приведена краткая характеристика каждого из перечисленных видов документации по качеству.

Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стандарта  на систему качества, необходимые  для предприятия. Примерное содержание руководства по качеству приведено  ниже: общие положения; заявление  руководства предприятия/компании; характеристика предприятия/компании; элементы системы качества; приложения.

Важнейшим элементом руководства  является регламентация ответственности  по системе качества — аналог матрицы ответственности Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и включают в себя элементы: ответственность руководителей; систему качества; анализ контрактов; управление проектированием; управление документацией и данными; закупки; управление продукцией, поставляемой потребителем; идентификацию изделия; управление процессом создания продукции; контроль и испытания; управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний; статус контроля и испытаний; управление несоответствующей продукцией; корректирующие и предупреждающие действия; погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку; управление регистрацией данных о качестве; внутренние проверки качества; подготовку кадров; обслуживание;

Информация о работе Современная концепция управления качеством