Современная концепция управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы с точки зрения современной концепции управления качеством. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством.

Файлы: 1 файл

Фомин Проекты.docx

— 28.90 Кб (Скачать)

Стандарты ISO 9003 и EN29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.

Указанные стандарты предполагают разработку, внедрение и актуализацию в рамках системы менеджмента  качества так называемых методологических инструкций по каждому из 20 вышеперечисленных  элементов системы качества. Состав инструкций регламентирован приведенными выше стандартами.

Концептуальным моментом отечественных  норм нового поколения является изменение  их структуры и статуса: нормы  предписывают конечные требования к  качеству продукции, а не методы их осуществления; обязательными для  исполнения являются нормы, регламентирующие безопасность, охрану окружающей среды, а также надежность и долговечность  продукции предприятия; в технических  разделах контрактов должны быть приведены  нормативы, соблюдение которых является обязательным условием приемки продукции  проектов.

Стандарты, регламентирующие общие  требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной  организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентную  ей серию EN 29000.

В состав ISO входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. По состоянию на январь 1999 г. ISO разработала около 12 тыс. стандартов.

Вопросами качества в ISO ведает технический  комитет ISO 176. Он координирует разработку и внедрение стандартов по системам контроля за качеством продукции, его повышения и обеспечения технологией, связанной со сферой качества.

В ведении технического комитета ISO 176 находятся стандарты серии ISO 9000 «Системы качества». Стандарты ISO 9000— 9004 имеют самое широкое распространение  в мире стандартов по системам качества и, возможно, это самые важные стандарты  по системам качества, которые когда-либо разрабатывались. Эти стандарты  приняты большинством промышленно  развитых стран мира и должны играть важную роль в Европейском экономическом  сообществе. По мере достижения ЕЭС своей цели — превращения в крупнейший в мире потребительский рынок, фирмы, занятые в промышленности и в сфере услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ISO 176 как важное средство развития международной торговли.

Для полноценного функционирования системы  менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное  обеспечение, т. е. наполнение ее необходимыми организационными ресурсами: сотрудниками, имеющими необходимую компетенцию, обязанности и ответственность; системой взаимодействия сотрудников; материально-техническими ресурсами: материалы, оборудование, приборы; финансовыми  ресурсами.

Основным, системообразующим ресурсом здесь выступает организационная структура. Остановимся на обязательных требованиях к организационной структуре управления качеством, к числу которых можно отнести следующие: наличие ответственного от высшего руководства по системе качества; наличие постоянного структурного подразделения, ответственного за выполнение функций по управление качеством и постоянное совершенствование системы менеджмента качества; наличие сотрудников, ответственных за качество отдельного проекта.

Ответственный от высшего руководства  по системе качества должен занимать пост не ниже заместителя руководителя всей организации (или проекта). В  его обязанности входят следующие  функции: организация работы всей системы; распределение обязанностей и полномочий в рамках системы менеджмента  качества; разработка программы качества проекта; разработка политики в области  качества; проведение аудитов системы  менеджмента качества.

Постоянный структурный орган  по управлению качеством может представлять собой отдел из нескольких человек  или же отдельного сотрудника. Такой  отдел или сотрудник обычно подчиняется  непосредственно уполномоченному  от высшего руководства по системе  качества. Отдел качества выполняет  всю рутинную работу, связанную с  планированием, обеспечением и контролем  качества.

Для обеспечения эффективного функционирования системы Менеджмента качества необходимо проводить регулярные мероприятия  по выявлению отклонений системы  от заданных параметров ее работы.

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают: аудит системы; аудит процесса; аудит продукта.

В соответствии с ИСО 8402 аудит качества определяется как систематическое  и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует  ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько  эффективно эти требования реализуются  и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают так  называемые внешние и внутренние аудиты качества.

Результаты внутренней проверки в  виде документированного «Обзора состояния  менеджмента качества» оцениваются  руководством предприятия.

Сертификация продукции проекта.

Сертификация продукции является обязательным требованием со стороны  государства и поэтому представляет собой важнейшую деятельность в  рамках управления проектом.

В России в соответствии с Законом  о сертификации продукции и услуг  создана государственная система  сертификации продукции, которая действует  под руководством Госстандарта России как Национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO.

Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды  являются отечественные или зарубежные стандарты.

Основными схемами сертификации, принятыми  в системе, являются: проведение типовых  испытаний образцов продукции и  последующий надзор за стабильностью  качества сертифицированной продукции; предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции  стабильного качества, типовые испытания  образцов продукции и последующий  надзор за стабильностью качества сертифицированной  продукции.

Работы по подготовке и проведению сертификации включают: выбор, доработку  при необходимости и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация; разработку документа о порядке  сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения; предварительную проверку производства сертифицируемой продукции; испытания  сертифицируемой продукции; выдачу сертификата соответствия и права  на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом; заключение соглашений о сертификации продукции  за рубежными или международными органами; надзор за стабильностью  качества сертифицированной продукции  и состояния ее производства; информацию о результатах сертификации.

Выбор, доработка и принятие нормативно-технических  документов, проверка производства сертифицируемой  продукции, испытания базируются на действующих в стране: системе  стандартизации и фонде нормативно-технической  документации; системе сертификации систем качества; системе аккредитации испытательных лабораторий и  сети таких лабораторий.

 

Заключение

Современный мир требует нового качества жизни. Один из его составляющих компонентов  – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка  необходимо эффективное управление этим качеством.

Управление качеством  на предприятии – это руководящая  деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы  потребителей.

Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции – не абстрактная  категория, а вполне конкретная причина  нежизнеспособности предприятия. Поэтому  проблема качества осознается уже как  стратегическая проблема. Способность  предприятия достигать своих  целей, обеспечивая конкурентоспособность  выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации  и управления – системой управления качеством.

 

Список  литературы

 

  1. ИСО 9000 – 1: 1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечения качества. Ч.1. руководящее указание по выбору и применению.
  2. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. «Феникс». 2000. 255с.
  3. Верзух, Эрик. Управление проектами: Ускоренный курс по программе МВА.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008. 480с.

Информация о работе Современная концепция управления качеством