Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 01:30, курсовая работа
Одна из первых попыток решения задач государственного управления с помощью идей контроллинга относится к XV в. и связана с введением должности "countrollour" (Великобритания).
В США в 1778 г. законодательно учреждено ведомство "Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Его задачи – управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
В 1880 г. впервые контроллинг использован на предприятии. Создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
В 1892 г. компания "General Electric Company" первой из индустриальных предприятий вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий.
Введение.
1. Основные этапы формирования идеологии контроллинга.
2. Когнитивный подход к автоматизации.
Концептуальные вопросы контроллинга.
3. Основные методологические положения когнитивного подхода.
4. Контроллинг в таможенном деле: специфика и перспективы внедрения.
Заключение.
Список литературы.
• глобальные процессы в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности отображаются согласованной многоуровневой системой информационных потоков;
• информатизация представляет собой процесс прогрессивного развития знаний о сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, реализуемый в информационных технологиях и системах как процесс интеллектуализации;
• интеллектуальные информационные технологии и системы формируются и развиваются в условиях согласованной эволюции сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности на основе когнитивно-продуктивной метатехнологии.
На базе такого подхода формируется иерархическая система знаний о внешнеэкономической и таможенной деятельности – моделей, согласованных со структурой информационных потоков, создаются методическое обеспечение и технологическая платформа для эффективного решения задач регулирования ВЭД и управления таможенной деятельностью. Центральное место в целостно эволюционном представлении занимает совокупность "вложенных" систем, включающая макросистему (сферу ВЭД), метасистему (сферу таможенной деятельности) и систему (интеллектуальную информационную систему). Основная задача информатизации – сохранить целостность процесса приобретения знаний в условиях эволюции сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В таком случае в соответствии с целостно-эволюционным подходом элементарной ячейкой приобретения знаний является К-канал – система, состоящая из интегрированной базы знаний и программно-технических средств, которые обеспечивают формирование нового знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситуацией. Структуре "вложенных" К-каналов (макро-, метасистемного и системного) соответствует структура реализуемых в них процессов приобретения знаний – К-процессов. В свою очередь, в рамках каждого К-процесса реализуется одна или несколько интеллектуальных функций. Их место и роль в процессе приобретения знаний представлены на рис. 5.
Рис. 5. Функции приобретения знаний в системах внешнеэкономической, таможенной деятельности и в информационной системе
Структура К-процессов в макросистемном К-канале аналогична структуре процесса приобретения знаний в общем К-канале.
Эффективная конфигурация моделей, методического обеспечения и технологической платформы информатизации внешнеэкономической и таможенной деятельности при условии их совместной эволюции формируется на основе соответствующей метатехнологии. Алгоритм функционирования такой метатехнологии аналогичен алгоритму, представленному в теме 2, на рис. 8.
В целом когнитивный подход определяет следующие условия информатизации внешнеэкономической и таможенной деятельности:
• формирование знаний о конкретных направлениях внешнеэкономической и таможенной
деятельности в контексте глобальных представлений;
• обеспечение адекватного соответствия между интеллектуальными функциями, К-процессами, реализуемыми информационными системами, и сложной структурой моделей внешнеэкономической и таможенной деятельности;
• согласованное развитие метатехнологии, методического и информационного обеспечения
внешнеэкономической и таможенной деятельности как открытых систем.
3.Контроллинг в таможенном деле: специфика и перспективы внедрения.
Общая функциональная структура контроллинга деятельности таможенных органов включает (рис. 6):
• таможенные органы – объекты управления и контроля как источник ситуаций для анализа;
• методологию и технологию контроллинга;
• структурированные решения по управлению и соответствующие результаты контроля их исполнения.
Взаимодействие данных компонент осуществляется по прямым и обратным связям. Прямые связи определяют последовательность, условия формирования управляющих решений и контроля их исполнения, верхние обратные связи – совершенствование теоретико-методологического базиса и технологии контроллинг-метода (связи инструмент-контроллинга), а нижние обратные связи – управление таможенными органами, или связи объект-контроллинга.
Рис. 6. общая структура контроллинга таможенной деятельности
В рамках такой структуры реализуются прикладные задачи контроллинга – анализ проблем, возникающих в таможенном деле, а также принятие оперативных и формирование стратегических решений для их преодоления. По сути, подготовка таких решений объединяет все направления и виды аналитической работы в таможенных органах.
Все прикладные задачи должны быть взаимоувязаны с учетом организационной, функциональной и информационной структур ФТС России. Пример системологической взаимосвязи прикладных задач анализа функциональных направлений таможенной деятельности представлен на рис. 7.
Структура и состав прикладных задач определяются по результатам информационно-аналитического обследования конкретного таможенного органа или направления таможенной деятельности. Так, например, наш анализ показывает, что при создании системы мониторинга выпуска товаров для свободного обращения целесообразно включить в состав автоматизируемых следующие задачи:
• осуществление контроля правильности определения таможенной стоимости и начисления
таможенных платежей сравнением этих показателей для конкретной декларации с их средними значениями по региону (или по России в целом) с помощью компьютерного анализа массивов первичной информации – электронных копий ГТД;
• сопоставительный анализ стоимости ввозимых товаров с уровнями мировых цен на основе базы единой ценовой информации;
• сопоставительный анализ данных об импорте с данными таможенных служб стран экспорта товаров (использование данных "зеркальной" статистики);
• контроль своевременности
поступления отсроченных и
• выявление случаев
использования импортных
• прогнозирование последствий (выигрыша или потерь) для федерального бюджета от намечаемых изменений ставок таможенных пошлин и налогов;
• прогнозирование возможных объемов контрабанды в случае превышения предельных размеров таможенного обложения;
• прогнозирование величины сборов в бюджет;
• выявление влияния изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных цен внутри страны.
Рис.7. Системологическая
взаимосвязь типовых задач
В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в таможенных органах России. Однако они не вписаны в единую идеологию, фрагментарны и потому малоэффективны. В то же время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления и автоматизации на принципах и технологии контроллинга.
В стратегической перспективе речь идет о комплексной разработке таможенных технологий и технологий поддержки принятия решений на основе знаний, а также о создании системы таможенного контроллинга.
Нетрудно заметить, что конечная цель ее создания – всеобъемлющая системная интеграция методического и информационного обеспечения, программно-технических средств и практически реализуемых таможенных технологий (информационного мониторинга, логистики, риск-менеджмента, анализа и поддержки принятия
решений, планирования и контроля) в целях решения широкого спектра задач ВЭД и таможенной деятельности. Предполагается, что такая интеграция осуществляется с учетом структуры концептуальной модели, то есть является целостно-эволюционной.
Обобщая все вышеизложенное, дадим следующее определение таможенного контроллинга. Таможенный контроллинг – это комплекс организационных, методологических, технических и информационных средств, а также соответствующие технологии, системы и инфраструктура автоматизации таможенной деятельности и
системного управления. При этом таможенная служба рассматривается как единая информационно-технологическая среда таможенной деятельности, а контроллинг – как система таможенного контроля (экономического, правового, информационного и др.),
управления таможенной деятельностью и регулирования ВЭД в автоматизированном режиме.
В составе основных направлений контроллинга:
• технологизация и автоматизация деятельности таможенных органов;
• мониторинг, логистика и регулирование ВЭД;
• таможенное администрирование – подготовка, принятие и контроль управленческих решений.
Задачи контроллинга по соответствующим направлениям представлены ниже.
Технологизация и
Мониторинг, логистика и регулирование ВЭД: анализ эволюции мировых товарных и финансовых потоков; мониторинг товаропотоков России; прогнозирование величины сборов в бюджет, подготовка рекомендаций по изменению ставок таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования; адаптация стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности,
разработка требований к таможенной службе и рекомендаций по ее совершенствованию.
Таможенное администрирование – подготовка, принятие и контроль управленческих решений: оперативно-ситуационное моделирование (ВЭД, таможенной деятельности, таможенных технологий), создание организационно-функциональных и информационных моделей таможенных органов; формирование и накопление знаний о различных аспектах таможенной деятельности и подготовка управленческих решений; согласование оперативных планов региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов с планами развития таможенной службы; координация оперативного планирования таможенной деятельности; ведение системы таможенной информации, структурированной с учетом уровней управления единой системой таможенных органов; оперативный контроль таможенной деятельности, анализ и прогнозирование результатов деятельности, подготовка управленческих решений и др.
В общем случае при разработке контроллинг-технологии ТО речь идет о декомпозиции проблемы системного управления на ряд практически значимых задач и о создании адекватной методологии и технологий автоматизированного их решения и поэтапного внедрения. Это взаимосвязанные, но принципиально различимые направления исследований.
Первое – постановка проблемы эффективного управления таможенными органами, ее декомпозиция, структуризация и типизация задач управления. В более узком аспекте – определение комплекса задач автоматизации управления.
Второе – разработка прикладных методов и автоматизированной технологии решения задач управления. Это, в свою очередь, требует постановки соответствующей проблемы, адаптации существующих или разработки необходимых математических методов, программных средств, информационных и информационно-управляющих технологий и систем.
Представленная в четвертой главе концепция системного управления в совокупности вложенных систем на основе знаний позволяет конкретизировать вопросы методологии автоматизации управления. При решении проблем автоматизации поставленных задач необходимо учитывать следующие положения.
Эффективная автоматизация управления любым таможенным органом осуществляется в целях единой системы таможенных органов в соответствии со схемой вложенных, совместно эволюционирующих систем.
Система автоматизации управления таможенными органами должна обладать свойствами открытой системы и строиться на принципах иерархической, пространственно-распределенной интегрированной среды,
централизованной по информационному продукту (знанию) и децентрализованной по технологическим компонентам. Конструктивными средствами контроллинг-системы таможенных органов является метатехнология, генерирующая когнитивные и/или продуктивные структур-стратегий деятельности таможенных органов.
В зависимости от целей контроллинга в единой системе таможенных органов необходима разработка когнитивно-продуктивных технологий системного анализа, подготовки и принятия (проектирования) оперативных, тактических и стратегических решений и их мониторинга (контроля).
Список используемой
литературы:
1. Таможенный Кодекс Российской Федерации
от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ // КонсультантПлюс:
Версия Проф.
2. Концепция развития таможенных органов
Российской Федерации: Распоряжение Правительства
РФ от 14 декабря 2005 г. №2225-Р // КонсультантПлюс:
Версия Проф.
3. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006
N 459 (ред. от 10.03.2009) "О Федеральной таможенной
службе" // КонсультантПлюс: Версия Проф.
4. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 “Об утверждении
Общего положения о региональном таможенном
управлении и Общего положения о таможни”
// КонсультантПлюс: Версия Проф.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент – М.: Банки
и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.
6. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: Проспект,
2006. – 504 с.
7. Белоусов Р.А. Общий и специальный менеджмент
– М.: РАГС, 2002. – 568 с.
8. Ершов А.Д. Основы управления и организации
в таможенном деле – СПб.: СПбИВЭСЭП, 1998.
– 362 с.
9. [электронный ресурс] http://www.tamognia.ru
10. [электронный ресурс] http://www.customs.ru
11.[электронный ресурс] http://www.vch.ru
12.[электронный ресурс] http://www.tks.ru