Контроллинг – современная концепция управления таможенной деятельности таможенных органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

Одна из первых попыток решения задач государственного управления с помощью идей контроллинга относится к XV в. и связана с введением должности "countrollour" (Великобритания).
В США в 1778 г. законодательно учреждено ведомство "Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Его задачи – управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
В 1880 г. впервые контроллинг использован на предприятии. Создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
В 1892 г. компания "General Electric Company" первой из индустриальных предприятий вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий.

Оглавление

Введение.
1. Основные этапы формирования идеологии контроллинга.
2. Когнитивный подход к автоматизации.
Концептуальные вопросы контроллинга.
3. Основные методологические положения когнитивного подхода.
4. Контроллинг в таможенном деле: специфика и перспективы внедрения.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Информационный контроллинг.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

• глобальные процессы в сферах внешнеэкономической  и таможенной деятельности отображаются согласованной многоуровневой системой информационных потоков;

• информатизация представляет собой  процесс прогрессивного развития знаний о сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, реализуемый в информационных технологиях и системах как процесс интеллектуализации;

• интеллектуальные информационные технологии и системы формируются  и развиваются в условиях согласованной эволюции сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности на основе когнитивно-продуктивной метатехнологии.

На базе такого подхода  формируется иерархическая система знаний о внешнеэкономической и таможенной деятельности – моделей, согласованных со структурой информационных потоков, создаются методическое обеспечение и технологическая платформа для эффективного решения задач регулирования ВЭД и управления таможенной деятельностью. Центральное место в целостно эволюционном представлении занимает совокупность "вложенных" систем, включающая макросистему (сферу ВЭД), метасистему (сферу таможенной деятельности) и систему (интеллектуальную информационную систему). Основная задача информатизации – сохранить целостность процесса приобретения знаний в условиях эволюции сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В таком случае в соответствии с целостно-эволюционным подходом элементарной ячейкой приобретения знаний является К-канал – система, состоящая из интегрированной базы знаний и программно-технических средств, которые обеспечивают формирование нового знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситуацией. Структуре "вложенных" К-каналов (макро-, метасистемного и системного) соответствует структура реализуемых в них процессов приобретения знаний – К-процессов. В свою очередь, в рамках каждого К-процесса реализуется одна или несколько интеллектуальных функций. Их место и роль в процессе приобретения знаний представлены на рис. 5.

 

Рис. 5. Функции  приобретения знаний в системах внешнеэкономической, таможенной деятельности и в информационной системе

Структура К-процессов  в макросистемном К-канале аналогична структуре процесса приобретения знаний в общем К-канале.

Эффективная конфигурация моделей, методического обеспечения  и технологической платформы информатизации внешнеэкономической и таможенной деятельности при условии их совместной эволюции формируется на основе соответствующей метатехнологии. Алгоритм функционирования такой метатехнологии аналогичен алгоритму, представленному в теме 2, на рис. 8.

В целом когнитивный  подход определяет следующие условия  информатизации внешнеэкономической  и таможенной деятельности:

• формирование знаний о  конкретных направлениях внешнеэкономической  и таможенной

деятельности в контексте  глобальных представлений;

• обеспечение адекватного  соответствия между интеллектуальными  функциями, К-процессами, реализуемыми информационными системами, и сложной структурой моделей внешнеэкономической и таможенной деятельности;

• согласованное развитие метатехнологии, методического и  информационного обеспечения

внешнеэкономической и  таможенной деятельности как открытых систем.

   

3.Контроллинг в таможенном деле: специфика и перспективы внедрения.

Общая функциональная структура  контроллинга деятельности таможенных органов включает (рис. 6):

• таможенные органы –  объекты управления и контроля как  источник ситуаций для анализа;

• методологию и технологию контроллинга;

• структурированные  решения по управлению и соответствующие  результаты контроля их исполнения.

Взаимодействие данных компонент осуществляется по прямым и обратным связям. Прямые связи  определяют последовательность, условия формирования управляющих решений и контроля их исполнения, верхние обратные связи – совершенствование теоретико-методологического базиса и технологии контроллинг-метода (связи инструмент-контроллинга), а нижние обратные связи – управление таможенными органами, или связи объект-контроллинга.

Рис. 6. общая  структура контроллинга таможенной деятельности

 

В рамках такой структуры  реализуются прикладные задачи контроллинга – анализ проблем, возникающих в таможенном деле, а также принятие оперативных и формирование стратегических решений для их преодоления. По сути, подготовка таких решений объединяет все направления и виды аналитической работы в таможенных органах.

Все прикладные задачи должны быть взаимоувязаны с учетом организационной, функциональной и информационной структур ФТС России. Пример системологической взаимосвязи прикладных задач анализа функциональных направлений таможенной деятельности представлен на рис. 7.

Структура и состав прикладных задач определяются по результатам  информационно-аналитического обследования конкретного таможенного органа или направления таможенной деятельности. Так, например, наш анализ показывает, что при создании системы мониторинга выпуска товаров для свободного обращения целесообразно включить в состав автоматизируемых следующие задачи:

• осуществление контроля правильности определения таможенной стоимости и начисления

таможенных платежей сравнением этих показателей для  конкретной декларации с их средними значениями по региону (или по России в целом) с помощью компьютерного анализа массивов первичной информации – электронных копий ГТД;

• сопоставительный анализ стоимости ввозимых товаров с  уровнями мировых цен на основе базы единой ценовой информации;

• сопоставительный анализ данных об импорте с данными таможенных служб стран экспорта товаров (использование данных "зеркальной" статистики);

• контроль своевременности  поступления отсроченных и рассроченных платежей с помощью компьютерного анализа первичной информации и форм периодической отчетности;

• выявление случаев  использования импортных операций в качестве прикрытия перевода капиталов за границу;

• прогнозирование последствий (выигрыша или потерь) для федерального бюджета от намечаемых изменений ставок таможенных пошлин и налогов;

• прогнозирование возможных  объемов контрабанды в случае превышения предельных размеров таможенного обложения;

• прогнозирование величины сборов в бюджет;

• выявление влияния  изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных  цен внутри страны.

 

 

 

Рис.7. Системологическая  взаимосвязь типовых задач контроллинга

В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в таможенных органах России. Однако они не вписаны в единую идеологию, фрагментарны и потому малоэффективны. В то же время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления и автоматизации на принципах и технологии контроллинга.

В стратегической перспективе  речь идет о комплексной разработке таможенных технологий и технологий поддержки принятия решений на основе знаний, а также о создании системы таможенного контроллинга.

Нетрудно заметить, что  конечная цель ее создания – всеобъемлющая  системная интеграция методического и информационного обеспечения, программно-технических средств и практически реализуемых таможенных технологий (информационного мониторинга, логистики, риск-менеджмента, анализа и поддержки принятия

решений, планирования и  контроля) в целях решения широкого спектра задач ВЭД и таможенной деятельности. Предполагается, что такая интеграция осуществляется с учетом структуры концептуальной модели, то есть является целостно-эволюционной.

Обобщая все вышеизложенное, дадим следующее определение  таможенного контроллинга. Таможенный контроллинг – это комплекс организационных, методологических, технических и информационных средств, а также соответствующие технологии, системы и инфраструктура автоматизации таможенной деятельности и

системного управления. При этом таможенная служба рассматривается как единая информационно-технологическая среда таможенной деятельности, а контроллинг – как система таможенного контроля (экономического, правового, информационного и др.),

управления таможенной деятельностью и регулирования  ВЭД в автоматизированном режиме.

В составе основных направлений  контроллинга:

• технологизация и автоматизация  деятельности таможенных органов;

• мониторинг, логистика  и регулирование ВЭД;

• таможенное администрирование  – подготовка, принятие и контроль управленческих решений.

Задачи контроллинга по соответствующим направлениям представлены ниже.

Технологизация и автоматизация  таможенной деятельности: формирование унифицированных технологий таможенной деятельности, системная автоматизация таможенных технологий, информационно-аналитический мониторинг (моделирование, анализ, прогнозирование) различных аспектов таможенной деятельности и системное управление качеством таможенной деятельности.

Мониторинг, логистика  и регулирование ВЭД: анализ эволюции мировых товарных и финансовых потоков; мониторинг товаропотоков России; прогнозирование величины сборов в бюджет, подготовка рекомендаций по изменению ставок таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования; адаптация стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности,

разработка требований к таможенной службе и рекомендаций по ее совершенствованию.

Таможенное администрирование  – подготовка, принятие и контроль управленческих решений: оперативно-ситуационное моделирование (ВЭД, таможенной деятельности, таможенных технологий), создание организационно-функциональных и информационных моделей таможенных органов; формирование и накопление знаний о различных аспектах таможенной деятельности и подготовка управленческих решений; согласование оперативных планов региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов с планами развития таможенной службы; координация оперативного планирования таможенной деятельности; ведение системы таможенной информации, структурированной с учетом уровней управления единой системой таможенных органов; оперативный контроль таможенной деятельности, анализ и прогнозирование результатов деятельности, подготовка управленческих решений и др.

В общем случае при  разработке контроллинг-технологии ТО речь идет о декомпозиции проблемы системного управления на ряд практически значимых задач и о создании адекватной методологии и технологий автоматизированного их решения и поэтапного внедрения. Это взаимосвязанные, но принципиально различимые направления исследований.

Первое – постановка проблемы эффективного управления таможенными  органами, ее декомпозиция, структуризация и типизация задач управления. В более узком аспекте – определение комплекса задач автоматизации управления.

Второе – разработка прикладных методов и автоматизированной технологии решения задач управления. Это, в свою очередь, требует постановки соответствующей проблемы, адаптации существующих или разработки необходимых математических методов, программных средств, информационных и информационно-управляющих технологий и систем.

Представленная в четвертой  главе концепция системного управления в совокупности вложенных систем на основе знаний позволяет конкретизировать вопросы методологии автоматизации управления. При решении проблем автоматизации поставленных задач необходимо учитывать следующие положения.

Эффективная автоматизация  управления любым таможенным органом  осуществляется в целях единой системы таможенных органов в соответствии со схемой вложенных, совместно эволюционирующих систем.

Система автоматизации  управления таможенными органами должна обладать свойствами открытой системы  и строиться на принципах иерархической, пространственно-распределенной интегрированной среды,

централизованной по информационному продукту (знанию) и децентрализованной по технологическим компонентам. Конструктивными средствами контроллинг-системы таможенных органов является метатехнология, генерирующая когнитивные и/или продуктивные структур-стратегий деятельности таможенных органов.

В зависимости от целей контроллинга в единой системе таможенных органов необходима разработка когнитивно-продуктивных технологий системного анализа, подготовки и принятия (проектирования) оперативных, тактических и стратегических решений и их мониторинга (контроля).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы: 
 
1. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ // КонсультантПлюс: Версия Проф. 
 
2. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. №2225-Р // КонсультантПлюс: Версия Проф. 
 
3. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 10.03.2009) "О Федеральной таможенной службе" // КонсультантПлюс: Версия Проф. 
 
4. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 “Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможни” // КонсультантПлюс: Версия Проф. 
 
5. Герчикова И.Н. Менеджмент – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с. 
 
6. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: Проспект, 2006. – 504 с. 
 
7. Белоусов Р.А. Общий и специальный менеджмент – М.: РАГС, 2002. – 568 с. 
 
8. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле – СПб.: СПбИВЭСЭП, 1998. – 362 с. 
 
9. [электронный ресурс] http://www.tamognia.ru 
 
10. [электронный ресурс] http://www.customs.ru 
 
11.[электронный ресурс] http://www.vch.ru 
 
12.[электронный ресурс] http://www.tks.ru

Информация о работе Контроллинг – современная концепция управления таможенной деятельности таможенных органов России