Информационное обеспечение управления таможенным органом на примере таможни

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить Информационные системы и информационные технологии таможенных органов, рассмотреть цели и задачи таможенных операций, которые применяют информационные системы и технологии, выявить влияние Информационных систем и технологий на Внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество, а также рассмотреть совершенствование информационных систем и информационных технологий в Таможенном деле на примере Сибирского таможенного управления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ……………………………………………………4
Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………4
Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………9
Глава 2..СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………….14
Направления совершенствования деятельности таможенных органов на основе информационных технологий…………………………………...14
Проблемы внедрения информационных таможенных технологий……17
Глава 3. . РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ТАМОЖНИ……………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 54.81 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ……………………………………………………4

    1. Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………4
    2. Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………9

Глава 2..СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………….14

    1. Направления совершенствования деятельности таможенных органов на основе информационных технологий…………………………………...14
    2. Проблемы внедрения информационных таможенных технологий……17

Глава 3. . РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ТАМОЖНИ……………………19

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованных источников…………………………………………..24

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Развитие таможенной системы в нашей стране за счет простого увеличения штатной численности и числа таможенных учреждений себя исчерпало. Все более отчетливой становится необходимость качественного повышения уровня таможенного дела за счет внедрения научной организации труда и оптимизации структуры таможенных органов.

«Центр тяжести в организации таможенного дела переносится на совершенствование деятельности, обеспечивающей высокую дееспособность таможенных органов и активность таможенной системы в целом. Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации.»1

Сущность проводимых работ по совершенствованию  деятельности изложена в принятой Правительством Российской Федерации Стратегии  развития таможенных службы Российской Федерации до 2020 года и сводится к созданию в России конкурентоспособной  таможенной службы, эффективной для  государства и  прозрачной для участников внешнеэкономической  деятельности.

Выбранные ориентиры развития таможенных органов  Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и  в основном совпадающие  с принципами деятельности таможенных служб  ведущих стран  мира, определение  четких и понятных правил таможенного  оформления, базирующихся на международных  конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие  годы создать правовую и организационную  базу деятельности таможенных органов Российской Федерации. А, значит, требования к кадровому  персоналу должны ужесточаться. Рядовой  сотрудник (работник) таможенных органов  должен не только владеть, но и уметь пользоваться информацией.

Данная курсовая работа направлена на исследование Информационных систем, технологий и ресурсов  в Таможенных органах, нововведения, которые привносят информационные технологии в осуществление Таможенной деятельности.

Актуальность работы обусловлена высокой ролью Информационных систем, технологий, в связи с их частым использованием в Таможенных операциях, которые способствуют развитию и упрощению ведения внешнеэкономической деятельности.

Цель работы: изучить Информационные системы и информационные технологии таможенных органов, рассмотреть цели и задачи таможенных операций, которые применяют информационные системы и технологии, выявить влияние Информационных систем и технологий на Внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество, а также рассмотреть совершенствование информационных систем и информационных технологий в Таможенном деле на примере Сибирского таможенного управления.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 

1.1. Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах

Управление организацией должно быть направлено на постоянное совершенствование системы совершенствование системы управления, предполагающее выявление, предупреждение и устранение причин возможных или возникающих несоответствий, т.е. отклонений результатов от установленных требований. Эффективная система управления гарантирует качество результатов. Говоря о качестве результатов труда, под результатом понимают изделие, разработку, работу или услугу. Применительно к таможенным органам под результатом понимается таможенная услуга. Таможенная деятельность – это один из видов услуг, это своеобразная государственная услуга участникам ВЭД 2.

Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг проблем, которые входят в компетенцию всей вертикали государственной власти – от законодательных органов государства для конкретных таможенных органов. Законодательные и исполнительные органы власти формируют государственную таможенную политику таможенно-тарифный механизм ее реализации, а ФТС осуществляет ее непосредственную реализацию. В результате эффективность таможенной деятельности определяется государственной таможенной политики, качеством таможенно-тарифного механизма регулирования ВЭД и качеством ее реализации.3

Конечно же, эффективность таможенной деятельности зависит от большого числа факторов, среди которых и информационное обеспечение управления. В предыдущих главах была подробно описана важность информации для эффективного управления. Сбор, накопление, преобразование и использование информации целесообразно проводить в рамках некоторой относительно самостоятельной системы, которую и определим как систему информационно-технического обеспечения (ИТО).

Система ИТО таможенной деятельности представляет собой организационно-упорядоченную совокупность нормативно-методических средств, информационных ресурсов, информационных и информационно-управляющих технологий автоматизации информационных процессов и процессов принятия решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности.

В состав ИТО входят: нормативно-правовое обеспечение, комплекс технических и программных средств, методическое обеспечение (совокупность взаимосвязанных методов, моделей, способов, правил и методик формализованного информационного описания таможенных объектов и процессов, а также формирования знаний для принятия решений), структурированная информация и знания о таможенных объектах и процессах, а также алгоритмы преобразования информации, знаний и подготовки управленческих решений4.

Конкретные информационные источники в таможенных органах имеют различный характер. Это связано с большими объемами информации, ее разнородностью и различиями в уровне развития и объемах выполняемой работы того или иного таможенного органа.

Задачи информационного обеспечения управления таможенными органами можно разделить на две группы5.

К первой группе относятся задачи, связанные с обеспечением информационного взаимодействия таможенных органов управления. Среди них:

1)  задача формирования и выдачи таможенным органам управления обоснованных планов и рекомендаций к действиям;

2)  задача оперативной обработки информации, содержащей директивные указания таможенных органов управления, их документирование и постановку на автоматизированный контроль исполнения;

3)  задача выполнения указаний по совершенствованию системы управления, вызывающих изменения текущей структуры системы информационного обеспечения;

4)  задача выдачи органам управления результатов контроля за исполнением указаний и распоряжений, сведений о состоянии таможенных объектов управления и об условиях их функционирования ;

5)  задача распределения информационных потоков в соответствии с установленными схемами подчинения и направления сведений.

Ко второй группе относятся задачи, решение которых обеспечивает взаимодействие с таможенными объектами управления:

1.  задача приема и хранения сведений, поступающих от таможенных объектов управления;

2.  задача оформления и передачи объектам указаний и распоряжений таможенных органов управления;

3.  задача контроля за качеством работы и выявления ситуаций, требующих вмешательства таможенных органов управления.

Таким образом, систему информационного обеспечения следует рассматривать как один из специфических типов сложных систем, поэтому к ней полностью относятся все основные проблемы, связанные с исследованием, проектированием, внедрением и эксплуатацией таких систем.

Передача данных в виде файлов, сообщений осуществляется по Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС). Сеть предназначена для обеспечения информационного обмена данными между географически удаленными подразделениями (сотрудниками) таможенных органов и иными объектами.

Основу технического обеспечения ВИТС составляют6:

1)  Цифровые АТС различных конфигураций;

2)  Оборудование каналообразования;

3)  Средства спутниковой связи;

4)  Средства радиорелейной связи;

5)  Средства мобильной связи;

6)  Рабочие станции, файл-серверы и высокопроизводительны ЭВМ для организации баз данных;

7)  Оборудование для создания ЛВС;

8)  Оборудование удаленного доступа.

Фактически ВИТС имеет иерархическую радиально-узловую структуру. Она включает в себя7:

1.  Узлы связи, представленные на каждом уровне сети (ФТС, РТУ, таможни);

2.  Сети конфиденциальной связи;

3.  Ведомственная электронная почта.

Сети конфиденциальной связи, используемые для организации взаимодействия руководства ФТС РФ, таможенных управлений и таможен, включают:

1.  Правительственную междугородную связь;

2.  Специальную засекреченную связь;

3.  Государственную сеть передачи данных «Атлас».

Характер передаваемой информации между уровнями управления различен. Различия связаны с тем, что различные уровни управления выполняют различные функции.

Система информационно-технического обеспечения таможенной службы России развивается в условиях создания единой информационно-технологической среды таможенной деятельности и интеграции таможенного информационного пространства Российской Федерации и таможенных информационных пространств государств-участников Таможенного союза. Система не является автономной и в процессе автоматизированного решения задач взаимодействует с органами и объектами управления.

1.2. Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах

Информационно - техническое обеспечение развивалось поэтапно в ходе автоматизации процессов таможенной деятельности и процессов подготовки решений.

Процесс автоматизации начался в конце 80-х годов. Именно в это время в таможенные органы стали поступать первые персональные ЭВМ, складываться первые группы специалистов в области программного обеспечения и средств вычислительной техники. В 1991 году работы по автоматизации возглавляет вновь созданный Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России, с этого момента автоматизация в ФТС приобретает плановый и систематизированный характер8.

В силу ряда объективных факторов и, прежде всего, из-за сложности предметной области и сжатых сроков, отпущенных на реализацию, Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России, особенно в первые 5 лет своего существования, представляла собой воплощение позадачного подхода, основной целью которого было формирование информационных массивов. Составляющая автоматизации процессов управления в этот период прослеживается весьма слабо, хотя следует вспомнить, пожалуй, первую комплексную автоматизированную систему таможенного оформления пассажиров АСОИ «Пассажир-А», разработанную и внедренную в эксплуатацию в Пулковской таможне. Такая система, имея единое управляющее ядро, объединяла АРМы различной функциональной направленности и не только реализовывала функции накопления информации, но и позволяла эффективно использовать ее в процессе таможенного оформления и контроля пассажиров.

Позадачный подход позволил достаточно быстро сформировать широкий спектр баз данных ЕАИС различной целевой направленности на всех уровнях организационной структуры таможенных органов от таможенного поста до таможенного комитета. Вместе с тем этот подход породил «очаговую» автоматизацию, когда решались отдельные задачи, реализовывались отдельные функции и за редким исключением отдельные технологические процессы.

«Проблемы комплексной автоматизации начали решаться в ЕАИС начиная с 1995 года. Примерами таких решений могут быть системы «АИСТ-РТ21», «ПОТОК-ПИЛОТ», «АСТО», «CUSTOMS FLOW», а также ряд других систем, в которых, в той или иной мере, нашел отражение принцип функциональной полноты при реализации законченных технологических процессов таможенного оформления и контроля. Не умоляя значимости этих систем, составляющих сегодня базис ЕАИС ФТС России, следует отметить, что все они, реализуя информационные таможенные технологии формирования данных системы управления таможенной деятельностью, а также отдельные функции информационного обеспечения оперативного (тактического) управления, практически не затрагивают технологию поддержки принятия решений, которая подразумевает специальную обработку больших информационных массивов с целью выработки решений стратегического управления.

Информация о работе Информационное обеспечение управления таможенным органом на примере таможни