Информационное обеспечение управления таможенным органом на примере таможни

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить Информационные системы и информационные технологии таможенных органов, рассмотреть цели и задачи таможенных операций, которые применяют информационные системы и технологии, выявить влияние Информационных систем и технологий на Внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество, а также рассмотреть совершенствование информационных систем и информационных технологий в Таможенном деле на примере Сибирского таможенного управления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ……………………………………………………4
Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………4
Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах………………………………………………………9
Глава 2..СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………….14
Направления совершенствования деятельности таможенных органов на основе информационных технологий…………………………………...14
Проблемы внедрения информационных таможенных технологий……17
Глава 3. . РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ТАМОЖНИ……………………19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 54.81 Кб (Скачать)

С 1999 года в рамках работ по ЕАИС получило развитие направление, непосредственно связанное с реализацией когнитивного подхода, составляющего основу для создания системы контроллинга таможенной деятельности, - система управления, в которой интеллектуальная составляющая поддержки управленческой деятельности является доминирующей. Необходимость реализации информационных технологий поддержки принятия решений вызвана требованиями качественного улучшения управления таможенной деятельностью. Возможность её реализации обусловлена накопленным за десять лет в ЕАИС информационным потенциалом.»9

Таким образом, таможенная система за последнее десятилетие инвестировала определенные средства в автоматизированные информационные технологии, рассчитывая с их помощью качественно улучшить свою деятельность. В настоящее время системами оперативной обработки данных (СООД) ЕАИС обеспечен сбор и хранение данных, а также наведение порядка именно в процессах их повседневной обработки, т.е. в основном реализованы ИТТ формирования данных. Вместе с тем ценность данных многократно возрастает, когда они, приобретая новое качество, получают возможность быть эффективно анализируемыми. Мало кому не известна парадоксальная ситуация, сложившаяся практически во всех организациях, обладающих большими информационными ресурсами. Сложно структурировать эти огромные массивы информации, определить их достоверность, распределить по различным уровням и отделам. При этом её очень сложно получить и представить в необходимом виде для анализа и последующего принятия управленческих решений. В этом смысле в большинстве организаций огромные объемы накопленных данных до сих пор или не используются, или используются неэффективно.

«Сегодня в базах данных ЕАИС хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных таможнями России начиная с 1991 года. Ежедневное поступление данных по электронным копиям ГТД составляет от 5 до 7 тысяч записей. Темпы роста объема базы данных в среднем составляют около 600 тысяч записей в квартал. Этот массив данных, насчитывающий сегодня около 15 миллионов документов объемом более 90 гигабайт, содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России. Умение оперативно и качественно анализировать такую информацию позволит аналитикам и руководителям таможенной службы глубже проникать в суть происходящих процессов ВЭД, а следовательно, и лучше управлять такими процессами.»10

В настоящее время автоматизированы функции ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о таможенных органах. Управляющие решения готовятся на основе мониторинга параметров ВЭД, имеющихся результатов деятельности и ресурсов. При этом технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология, которая обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления.

Наличие такого специфического элемента в системе управления означает, что в определенных условиях отдельные функции и задачи управления могут быть частично реализованы средствами информационно-управляющей системы. Происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменение роли человека в процессе подготовки и принятия решений.

Информационная система обеспечивает мониторинг обслуживаемых ГТД, автоматическую организацию и ведение очередей в процессе обслуживания участников ВЭД, а также автоматическую реструктуризацию технологии таможенного оформления и контроля.

«В целях подготовки решений в состав автоматизируемых задач необходимо включить задачу прогнозирования объемов внешнеторгового оборота, задачу прогнозирования величины сборов в бюджет, задачу контроля своевременности поступления платежей, задачу выявления случаев использования импортных операций в качестве прикрытия перевода капиталов, задачу прогнозирования последствий для федерального бюджета от изменений ставок таможенных пошлин и налогов, задачу прогнозирования возможных объемов контрабанды, задачу выявления влияния изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных цен и другие.

Целью создания системы автоматизации является повышение эффективности управления таможенной службой России на основе оперативной полномасштабной диагностики процессов деятельности таможенных органов, создания научно-методического обеспечения принятия управленческих решений и применения компьютерных информационно-аналитических технологий».11

В ЕАИС с ее значительными информационными ресурсами объективно существует необходимость в реализации информационных технологий анализа данных и поддержки принятия решений. Создание эффективных средств для анализа данных и прогнозирования их поведения становится едва ли не важнейшей задачей дальнейшего развития ЕАИС.

 

ГЛАВА 2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

2.1. Направления совершенствования деятельности таможенных органов на основе информационных технологий

Проведя исследование и анализ, был получен следующий результат. Оказалось, что одним из ключевых факторов, который может оказать существенное влияние на деятельность таможенных органов является широкое применение в оперативно-служебной деятельности информационных технологий.

«На сегодняшний день Всемирная таможенная организация разработала три стратегических направления своей деятельности:

  1. «Trade Rules» - разработка таможенно-правовой базы торговли;

  1. «Proced Best Fracficed» - создание совершенных таможенных технологий;

  1. «Institution Best Practices» - укрепление института таможенной службы.»12

Учитывая современное состояние таможенной службы и тенденции ее развития, можно выделить основные направления совершенствования информационного обеспечения таможенной системы:

  • изучение современных проблем и тенденций развития таможенной системы;

  • исследование места, роли и эволюции информационного обеспечения в таможенной системе;

  • системный переход в анализе законодательно-правовых основ информационного обеспечения, задач и функций управления, информационных потоков и иерархий в таможенной системе;

  • разработка макро- и микромоделей информационного обеспечения в таможенной системе;

  • разработка методологии построения АИС;

  • разработка информационно-таможенной технологии управления;

  • создание эффективных АРМ для сотрудников таможенных органов;

  • разработка основ информационного обеспечения интегрированных таможенных систем.

Реализация вышеперечисленных направлений неразрывно связана с основными практическими задачами, при приоритетности в разработках современных методик и моделей.

К ним, прежде всего, относятся:

  • унификация и стандартизация ИТТ в таможенной системе;

  • использование новых автоматизированных ИТ в таможенной деятельности;

  • совершенствование действующих программных средств и подсистем;

  • внедрение таможенно-расчетного центра на базе ИТ;

  • информационное обеспечение при использовании метода анализа риска.

Также в настоящее время назрела необходимость кардинальной модернизации существующих технологий организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих границу, приведения этих технологий в соответствие с растущим объемом и многообразием ВЭД, адаптации к постоянно изменяющимся условиям и задачам внешней и внутренней политики Российской Федерации, к правилам, стандартам и процедурам, принятым в международной практике, к переходу от экстенсивного к интенсивному развитию таможенной службы. Изменились условия работы всех контрольных служб, приоритетные ориентиры развития, возникли новые задачи, требующие перестройки всей системы управления работой таможенных органов Российской Федерации.

Одним из основных путей модернизации этих технологий является широкомасштабная автоматизация процедур таможенного оформления и контроля, пограничного контроля, совершенствование управления деятельностью таможенных органов на базе эффективного использования новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Хотелось бы также отметить такое направление совершенствования деятельности таможенных органов, как продолжения внедрения в их работу систем управления рисками. «Автоматизация процедур таможенного оформления и контроля в соединении с электронным обменом данных между торговыми партнерами и таможней позволяет последней осуществлять проверку информации еще до прибытия товара на таможенную территорию. Эти элементы электронной торговли позволяют таможне уже на предварительных этапах оценить степень риска в отношении сделки и принять предварительное решение в отношении товаров по этой сделке. Эффективность такого подхода уже доказана мировой практикой. В Великобритании, например, участник внешнеэкономической сделки предоставляет необходимые данные таможне по электронной почте задолго до фактического пересечения товаром границы,  и на основе уже имеющихся наработок оцениваются риски и делается заключение о том, какие меры целесообразно применить. В США таким же образом работает система ATS (Automated Targeting System), где накоплены значительное количество данных и автоматизировано большинство этапов анализа степени риска. В Канаде аналогичной системой является ACROSS – Accelerated Commercial Release Operations Support System.»13

В Российской Федерации также в процессе функционирования ИТ накапливается информация в виде баз и банков данных. Эта информация пригодна для анализа, оценки, что поднимает на качественно новый уровень процесс принятия решения при таможенном контроле. В перспективе может быть создана на уровне мировых стандартов автоматизированная система поддержки принятия решения таможенником в отношении товаров и транспортных средств. С помощью предварительного анализа информации могут быть заранее отобраны товары, транспортные средства для производства их физического досмотра, оценена степень риска совершения противоправных действий. А оценка степени риска в свою очередь позволяет таможенным органам более эффективно использовать свой человеческий и материальный ресурс, повышать уровень выявления таможенных правонарушений.

 

2.2. Проблемы внедрения информационных таможенных технологий

 

В интервью начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Данилин Дмитрий Валерьевич журналу «Таможенное обозрение» среди главных проблем внедрения информационных технологий в таможенные органы выделил:

  1. «Информационная система таможенных органов – одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Мы работаем в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, таможенные органы работают в условиях одиннадцати часовых поясов, - и это накладывает определенные трудности в поддержании этой системы в работоспособном состоянии.
  2. Во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются.
  3. Помимо того, что растет само количество таможенного оформления, ощущается недостаток квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень большой зарплаты по сравнению с зарплатой IT-специалистов в коммерческих структурах, и с учетом того, что требования к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и очень специфичные - эта проблема стоит очень остро.
  4. На данный момент мы имеем достаточное количество перспективных IT разработок, которые используются некоторыми подразделениями, но довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабности внедрения, сложности, отсутствия кадров для внедрения, неподготовленность технической инфраструктуры.
  5. Новые автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, система финансово-хозяйственной деятельность и другие – требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме оn-line на уровне 97 - 99%.»14

 

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ТАМОЖНИ

 

Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие  внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Информационное обеспечение управления таможенным органом на примере таможни