Сущность и содержание процесса управления в системе таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:15, контрольная работа

Краткое описание

Важным компонентом системы управления является процесс управления. Процесс управления — это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Файлы: 1 файл

Санкт.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Санкт-петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права.

(филиал  в г. Хабаровске) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа. 

По предмету: Менеджмент в таможенной системе.

На тему: Сущность и содержание процесса управления в системе таможенных органов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Ищенко К.Е.

5-й курс 538 группа

                                                                                                           Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Хабаровск 2011

     Введение

Важным компонентом  системы управления является процесс управления. Процесс управления — это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управлен­ческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с ис­пользованием соответствующих методов и принципов уп­равления. 

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей  главной целью достижение единодействия  всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Система управления в таможенных органах состоит  из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура  управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого  понимания сущности управления в  таможенных органах необходимо знать  особенности, которые присущи этому  управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной  деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

     1.История управления таможенным делом

 

     Зарождение  таможенного дела на Руси относят к сер. 9 века. Данному обстоятельству способствовали появление государственности у славян – Киевской Руси и активная торговая деятельность – славяне сами активно торговали, кроме того, через территорию Киевской Руси пролегал путь "из варяг в греки".

     Характер  управления определялся тем, что  таможенное дело Руси в указанное  время не было еще самостоятельным  инструментом государственного регулирования  в полном смысле слова; скорее, наоборот, чисто политическим средством (в  основном военным). Выходящее на мировую арену молодое русское государство пыталось отстаивать свои интересы в этой сфере. Границы стабилизируются, и внутри них идет дальнейшее развитие производительных сил, вызревают новые отношения, новые сферы и виды деятельности. Усложнение общественных связей, дальнейшая специализация по вновь возникающим и развивающимся видам деятельности неизбежно приводит и возникновению таможенного дела и выделению лиц, занимающихся этой деятельностью.

     К настоящему времени сохранилось  не много свидетельств, позволяющих составить цельное представление о содержании и характере таможенного дела в Древней Руси. В тот период его отличал преимущественно частноправовой характер. Иными словами, таможенные сборы взимались с торговцев или путешественников не верховной властью, а непосредственными землевладельцами- боярством и монастырями по их собственному произволу: за содержание дорог или рынков, за позволение проезжать по дорогам или останавливаться на рынках.

     Объединение вокруг, Москвы близлежащих княжеств укрепило Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Интересы пополнения казны заставляют центральную власть принимать большее участие в управлении таможенным делом. Именно казна в силу своих функций стала колыбелью приказного аппарата нового русского государства. 1554-1555 г.г. из состава казны выделился Приказ Большого прихода (упоминается 1573г.). Ставший вскоре главным финансовым органом государства, он осуществлял управление таможенным делом, ведал Московскую Большую таможню, наблюдал за правильностью мер и весов на всей территории Русского государства, отвечал за поступлением таможенных пошлин, мытов, переводов, мостовщин и т.д. так начиналось таможенное дело на Руси.

     В дальнейшем можно отметить, что совершенствование  управления таможенным делом в ходе истории шло по нескольким направлениям:

  • выработка таможенной политики государства;
  • упорядочение системы таможенных сборов;
  • приведение органов управления таможенным делом в единую структуру;
  • разработка новых инструментов таможенного регулирования.

     В определении таможенной политики ведущую  роль долгое время играли руководители страны. Особенно это характерно для 17 – начала 19 вв., когда демократические  институты общественного участия в государственном управлении не получили еще должного развития. Соответственно очередная смена власти, как правило, означала смену курса. Наиболее ярко эта тенденция проявилась после смерти Петра Первого, когда его явно выраженная протекционистская политика была признана не эффективной и заменена на достаточно мягкую либеральную. То есть, так или иначе вставал вопрос об эффективности инструментов таможенной политики, а именно достижении целей.

     Однако  надо отметить, что основные цели таможенной политики в значительной мере не изменялись с течением времени и сменой руководителей. Те или иные меры были в равной степени направлены на пополнение казны, в первую очередь, и развитие международной торговли.

     Одним из основных средств таможенного  регулирования являются таможенные сборы. Вводимые изначально как способ пополнения бюджета и своего рода подтверждение государственного суверенитета, таможенные сборы представляли собой хаотичный набор разного рода платежей, при чем не всегда относящихся к перемещению товаров через границу. Только при Елизавете Петровне в этой области был наведен определенный порядок, когда в 1757 году все мелочные внутренние сборы были заменены единообразной 13-процентной пошлиной. Однако регулятивную функцию таможенного тарифа в полной мере осознал и начал применять Петр Первый. На сегодняшний день методы воздействия на внешнеторговую деятельность посредством применения таможенных платежей не утратили актуальности.

     Примерно  аналогичный путь прошли и таможенные органы. Выделившись в специализированные образования еще до татаро-монгольского нашествия, таможни, тем не менее, не представляли собой сколько-нибудь организованной структуры с четкими функциями и правами. Более того, большая часть таможен, будучи длительное время на откупе, не могла считаться реальным инструментом государственной политики. Лишь во второй половине 18 в. после окончательного отказа от откупной системы взимания таможенных пошлин и образования Главной над таможенными сборами канцелярии таможенные органы стали приобретать вид законченной системы государственных органов с ясно выраженными целями и сферой деятельности. Современная же структура таможенных органов во многом напоминает сложившуюся к концу 19 в. Изменения, внесенные советскими властями в данную структуру (сначала усложнение ее, а затем наоборот упрощение) оказались нежизнеспособными в условиях свободного самостоятельного выхода российских предприятий на внешние рынки.

     Однако, как уже отмечалось, таможенные органы сами по себе также являются средством таможенного регулирования. Соответственно меры по совершенствованию организации таможенной службы имели целью регулирование товаропотоков через границу. Наиболее ярким примером здесь может послужить учреждение пограничной стражи в составе таможенных органов, нацеленной на непосредственную борьбу с контрабандой.

     Иные  методы таможенного регулирования, проходя свое поэтапное развитие, также порождали новые способы  воздействия на внешнюю торговлю. Так отмена "мелочных" сборов в 1757 г. была тесно связана с отменой внутренних ограничений внутри страны, что по сути, устанавливало новый порядок перемещения товаров через границу. Кроме того, введение единообразной пошлины подразумевало ее уплату рублями, а не золотом и серебром, как прежде. В данном случае можно говорить о порядке уплаты таможенных платежей, как инструменте таможенного регулирования.

     Еще одним немаловажным инструментом регулирования, имеющим глубокие исторические корни, стало взаимодействие с участниками  внешней торговли. Так, в комиссию по разработке таможенного тарифа, введенного в 1857 году, входили купцы и промышленники, причем их численность превышала численность представителей государственных органов.

     Рассматривая  исторический путь таможенной системы  в России, нельзя не упомянуть постперестроечный период, когда изменения, произошедшие в государстве, привели к необходимости заново отстраивать всю таможенную систему, практически с нуля. Основой для такого строительства стали собственный исторический опыт и международная методическая база. Обращение к ретроспективе диктовалось необходимостью учета исторических традиций и особенностей Российского государства. В частности, как уже отмечалось, новая система таможенных органов весьма напоминает дореволюционную. Использование же международного опыта давало возможность учесть реалии сегодняшнего дня в таможенном деле, рост влияния международных институтов, интеграцию России в мировое сообщество.

     Таким образом, рассматривая исторический путь развития таможенной системы в России, мы можем отметить, что основные принципы и методы управления таможенным делом начали применяться в том или ином виде на различных этапах, но преимущественно до советского периода.

     Так, в отношении принципа научности  можно отметить, что еще Екатерина  II основывалась в разработке своей политики на достижениях видных деятелей, в том числе ученых, своего времени: А.Р.Тюрго, Ф.Кенэ, А.Н.Радищев и др.

     Подтверждением  применения принципа системности и  комплексности можем отметить таможенный тариф 1891 года, в разработке которого принимали участие заинтересованные промышленные круги, представители крупных торговых центров, ученые, специалисты, техники.

     Для иллюстрации принципов демократического централизма, обратной связи и единоначалия достаточно посмотреть на организацию  таможенной службы к концу 19 века. Так, таможня действовала по существу как коллегиальное учреждение [25] (осн. Там. Дела под ред. Дзюбенко) (принцип обратной связи), при этом входила в единую систему таможенных органов с подчинением центральному – Департаменту таможенных сборов Министерства финансов (принцип единоначалия) и мела полномочия принимать решения, например, по вопросам применения таможенного тарифа (принцип демократического централизма).

     Применение  же основных методов управления можно  проследить на примере службы таможенного головы, который являлся руководителем таможни (реализовывал организационно-распорядительные методы), при этом за "выполнение плана" по таможенным сборам награждался (экономический метод материального стимулирования), служба таможенного головы считалась почетной (установление социального статуса).

2. Процесс управления в системе таможенных органов.

 

Важным компонентом  системы управления является процесс  управления. Процесс управления –  это деятельность объединенных в  систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с использованием соответствующих методов и принципов управления1.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Методологический  аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

Цель – это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система.

Управленческая  ситуация – это совокупность всех условий (внутренних, и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Информация о работе Сущность и содержание процесса управления в системе таможенных органов