Сущность и органы управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:41, доклад

Краткое описание

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ-
ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направ-
лен на достижение определенных целей, поэтому он не может осу-
ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют разные определения тер-
мина «управление». В наиболее общем виде управление представля-
ет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо дея-
тельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта
управления на объект управления.

Файлы: 1 файл

финансы доклад.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

2.1. Сущность и  органы управления финансами

Процесс перераспределения  финансовых ресурсов между различ-

ными субъектами финансовой системы и внутри них  всегда направ-

лен на достижение определенных целей, поэтому он не может  осу-

ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию

некоторой схемы  управления. Существуют разные определения  тер-

мина «управление». В наиболее общем виде управление представля-

ет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо дея-

тельности или  целенаправленное влияние (воздействие) субъекта

управления на объект управления.

В качестве объектов управления финансами выступают  различ-

ные виды финансовых отношений, в том числе специфических, кото-

рые предопределяются социальным строем государства, раскладом

политических сил в стране и другими факторами, влияющими на пе-

рераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в

государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствую-

щих субъектов  выступают специальные службы (органы, подразделе-

ния), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления

финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений

с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются

прежде всего  через налоговую систему, регламентацию кредитных

отношений, регулирование  финансового рынка, систему государст-

венной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм ре-

Глава 2. Управление финансами  • 37

гулирования доходов  работающего населения и т. п. Другими слова-

ми, эти взаимоотношения  перераспределения национального  дохода

носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам  государственного регулирования финансов

также относятся:

• формирование и  поддержание конкурентной среды  в экономике

и ограничение монополизации рынка;

• государственное  регулирование цен естественных монополи-

стов;

• защита контрактных  отношений между субъектами рынка, обес-

печивающая стабильное функционирование расчетно-платежных  от-

ношений в финансовой сфере;

• проведение эффективной таможенной политики;

• содействие развитию страхового дела и страхования предпри-

нимательских рисков;

• содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государ-

ство использует и методы прямого административного воздействия на

финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

• лицензирования предпринимательской деятельности, установле-

ния квот на производство некоторых товаров, установления предель-

ных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

• финансового  дотирования и субсидирования производства и

реализации отдельных  видов товаров и услуг;

• применения государственной  монополии и акцизного налогооб-

ложения на отдельные  виды товаров;

• проведения системы  мер социальных гарантий и финансовой за-

щиты прежде всего  в отношении малообеспеченных слоев  населения;

• установления льгот  по Налогам и различным Платежам в бюд-

жет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

• применения финансовых санкций в отношении нарушителей

финансовой дисциплины.

Непосредственное  государственное управление финансами  осуще-

ствляется лишь в  отношении государственных финансов. В России,

как и во всех экономически развитых странах, управление государст-

венными финансами  регулируется финансовым законодательством

через высшие законодательные  органы. Это относится к утвержде-

нию государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению

или отмене отдельных  видов налогов, утверждению предельного  раз-

мера государственного долга и т. д.

Управление государственными финансами имеет целью обеспече-

ние: (а) относительного баланса экономических интересов  государст-

ва, юридических  и физических лиц; (б) бездефицитного государст-

венного бюджета; (в) устойчивости национальной валюты как осно-

вополагающего элемента в финансовых отношениях. 

38 • Раздел I. Финансовая  система страны: сущность и содержание

В качестве инструментов управления финансам» выступают  пла-

нирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Планирование включает различные фазы: определение целей, ана-

лиз проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых

решений. За планированием, как правило, следует этап, связанный  с

выполнением планов и соответственно контролем их исполнения, ко-

торый предполагает установление расхождений между планом и

фактом и установление причин этих расхождений. Результаты кон-

троля и анализа  дают информацию для последующего процесса пла-

нирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального

достижения цели посредством использования специальных организа-

ционных моделей. Если планирование и контроль являются процес-

сами, связанными с переработкой информации, то организация  зани-

мается структурированием  информационных связей. Информационное

обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз

информации, представляет собой связующее звено между  планирова-

нием, контролем  и организацией.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы вла-

сти и управления. В зависимости от государственного устройства

высшими законодательными органами выступают различные образо-

вания. Так, в США  — это Конгресс, в Великобритании — Парламент,

в Германии — Бундестаг, во Франции — Национальное Собрание, в

России — Федеральное  Собрание.

В управлении финансами, как правило, принимают участие раз-

личные органы исполнительной власти. В США к  этим органам отно-

сятся Министерство финансов, Административно-бюджетное  управле-

ние при Президенте. Кроме того, управление исполнением  бюджета

осуществляется  наряду с Министерством финансов Таможенной

службой, Бюро по алкогольным  напиткам, табачным изделиям и огне-

стрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным ор-

ганом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит

разработкой и  исполнением государственного бюджета, но и осущест-

вляет контроль за расходованием средств государственными предпри-

ятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных

пошлин № акцизов, которое осуществляет сбор таможенных пошлин и

акцизов. В Германии главным органом управления финансами испол-

нительной власти выступает Министерство финансов. Оно  составляет

проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, кон-

троль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения

и т. п. Во Франции  управление финансами осуществляет Министер-

ство экономики, финансов и бюджета. В его функции  входит не толь-

ко разработка государственного бюджета и контроль за его исполне-

нием, но и сбор налогов и пошлин.

В России главными властными структурами по управлению фи-

нансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правитель-

Глава 2. Управление финансами  • 39

ство. Именно эти  органы принимают окончательное  решение при ут-

верждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой

системой включает следующие органы: (i) профильные комитеты по

бюджету, налогам, байкам и финансам Государственной  Думы и Со-

вета Федерации; Счетная палата РФ; (2) Министерство финансов

РФ и его органы на местах; (3) Центральный банк РФ; (4) Мини-

стерство РФ по налогам и сборам; (5) Федеральная служба налого-

вой полиции РФ; (6) Государственный таможенный комитет  РФ;

(7) Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг; (8) Министерст-

во государственного имущества; (9) исполнительные дирекции вне-

бюджетных фондов социального назначения.

На  Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:

(1) разработка и  реализация единой государственной  финансовой по-

литики; (2) составление  проекта и исполнение федерального бюджета;

(3) осуществление  финансового контроля за рациональным и целевым

расходованием бюджетных  средств и средств федеральных внебюджет-

ных фондов; (4) обеспечение  устойчивости государственных финансов

и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Основными подразделениями  Министерства финансов являются:

бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования

промышленности, строительства, транспортных систем и связи, обо-

ронного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и

внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент госу-

дарственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент  госу-

дарственного финансового  контроля и аудита; главное управление

Федерального казначейства.

Основными задачами органов Федерального казначейства явля-

ются: (1) организация, осуществление и контроль исполнения бюд-

жета Российской Федерации; (2) управление доходами и расходами

бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из

принципа единства кассы; (3) финансовое исполнение государствен-

Информация о работе Сущность и органы управления финансами