Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:41, доклад
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ-
ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направ-
лен на достижение определенных целей, поэтому он не может осу-
ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют разные определения тер-
мина «управление». В наиболее общем виде управление представля-
ет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо дея-
тельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта
управления на объект управления.
2.1. Сущность и органы управления финансами
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ-
ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направ-
лен на достижение определенных целей, поэтому он не может осу-
ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют разные определения тер-
мина «управление». В наиболее общем виде управление представля-
ет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо дея-
тельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта
управления на объект управления.
В качестве объектов управления финансами выступают различ-
ные виды финансовых отношений, в том числе специфических, кото-
рые предопределяются социальным строем государства, раскладом
политических сил в стране и другими факторами, влияющими на пе-
рераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в
государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствую-
щих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделе-
ния), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления
финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
Взаимоотношения
государства в области
с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются
прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных
отношений, регулирование финансового рынка, систему государст-
венной поддержки,
систему пенсионного
Глава 2. Управление финансами • 37
гулирования доходов работающего населения и т. п. Другими слова-
ми, эти взаимоотношения
перераспределения
носят опосредованный (косвенный) характер.
К косвенным методам государственного регулирования финансов
также относятся:
• формирование и поддержание конкурентной среды в экономике
и ограничение монополизации рынка;
• государственное регулирование цен естественных монополи-
стов;
• защита контрактных отношений между субъектами рынка, обес-
печивающая стабильное функционирование расчетно-платежных от-
ношений в финансовой сфере;
• проведение эффективной таможенной политики;
• содействие развитию страхового дела и страхования предпри-
нимательских рисков;
• содействие развитию рынка капитала.
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государ-
ство использует и методы прямого административного воздействия на
финансовую деятельность
хозяйствующих субъектов
• лицензирования
предпринимательской
ния квот на производство некоторых товаров, установления предель-
ных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
• финансового дотирования и субсидирования производства и
реализации отдельных видов товаров и услуг;
• применения государственной
монополии и акцизного
ложения на отдельные виды товаров;
• проведения системы мер социальных гарантий и финансовой за-
щиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
• установления льгот по Налогам и различным Платежам в бюд-
жет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
• применения финансовых
санкций в отношении
финансовой дисциплины.
Непосредственное государственное управление финансами осуще-
ствляется лишь в
отношении государственных
как и во всех экономически развитых странах, управление государст-
венными финансами регулируется финансовым законодательством
через высшие законодательные органы. Это относится к утвержде-
нию государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению
или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного раз-
мера государственного долга и т. д.
Управление государственными финансами имеет целью обеспече-
ние: (а) относительного
баланса экономических
ва, юридических и физических лиц; (б) бездефицитного государст-
венного бюджета; (в) устойчивости национальной валюты как осно-
вополагающего элемента
в финансовых отношениях.
38 • Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
В качестве инструментов управления финансам» выступают пла-
нирование, контроль, организация и информационное обеспечение.
Планирование включает различные фазы: определение целей, ана-
лиз проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых
решений. За планированием, как правило, следует этап, связанный с
выполнением планов и соответственно контролем их исполнения, ко-
торый предполагает установление расхождений между планом и
фактом и установление причин этих расхождений. Результаты кон-
троля и анализа дают информацию для последующего процесса пла-
нирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального
достижения цели посредством использования специальных организа-
ционных моделей. Если планирование и контроль являются процес-
сами, связанными с переработкой информации, то организация зани-
мается структурированием информационных связей. Информационное
обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз
информации, представляет собой связующее звено между планирова-
нием, контролем и организацией.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы вла-
сти и управления. В зависимости от государственного устройства
высшими законодательными органами выступают различные образо-
вания. Так, в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент,
в Германии — Бундестаг, во Франции — Национальное Собрание, в
России — Федеральное Собрание.
В управлении финансами, как правило, принимают участие раз-
личные органы исполнительной власти. В США к этим органам отно-
сятся Министерство финансов, Административно-бюджетное управле-
ние при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета
осуществляется наряду с Министерством финансов Таможенной
службой, Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огне-
стрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным ор-
ганом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит
разработкой и исполнением государственного бюджета, но и осущест-
вляет контроль за
расходованием средств
ятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных
пошлин № акцизов, которое осуществляет сбор таможенных пошлин и
акцизов. В Германии главным органом управления финансами испол-
нительной власти выступает Министерство финансов. Оно составляет
проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, кон-
троль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения
и т. п. Во Франции управление финансами осуществляет Министер-
ство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит не толь-
ко разработка государственного бюджета и контроль за его исполне-
нием, но и сбор налогов и пошлин.
В России главными властными структурами по управлению фи-
нансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правитель-
Глава 2. Управление финансами • 39
ство. Именно эти органы принимают окончательное решение при ут-
верждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой
системой включает следующие органы: (i) профильные комитеты по
бюджету, налогам, байкам и финансам Государственной Думы и Со-
вета Федерации; Счетная палата РФ; (2) Министерство финансов
РФ и его органы на местах; (3) Центральный банк РФ; (4) Мини-
стерство РФ по налогам и сборам; (5) Федеральная служба налого-
вой полиции РФ; (6) Государственный таможенный комитет РФ;
(7) Федеральная
комиссия по рынку ценных
во государственного имущества; (9) исполнительные дирекции вне-
бюджетных фондов социального назначения.
На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:
(1) разработка и
реализация единой
литики; (2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
(3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым
расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджет-
ных фондов; (4) обеспечение устойчивости государственных финансов
и осуществление мер по развитию финансового рынка.
Основными подразделениями Министерства финансов являются:
бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования
промышленности, строительства, транспортных систем и связи, обо-
ронного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и
внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент госу-
дарственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент госу-
дарственного финансового контроля и аудита; главное управление
Федерального казначейства.
Основными задачами органов Федерального казначейства явля-
ются: (1) организация, осуществление и контроль исполнения бюд-
жета Российской Федерации; (2) управление доходами и расходами
бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из
принципа единства кассы; (3) финансовое исполнение государствен-