Сущность и органы управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:41, доклад

Краткое описание

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ-
ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направ-
лен на достижение определенных целей, поэтому он не может осу-
ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют разные определения тер-
мина «управление». В наиболее общем виде управление представля-
ет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо дея-
тельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта
управления на объект управления.

Файлы: 1 файл

финансы доклад.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

ных внебюджетных фондов; (4) краткосрочное прогнозирование объ-

емов государственных  финансовых ресурсов и оперативное  управле-

ние ими; (5) управление совместно с Банком России государствен-

ным внутренним и  внешним долгом и его обслуживание; (6)

представление законодательным  и исполнительным органам отчетно-

сти о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а так-

же о состоянии  бюджетной системы Российской Федерации  в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансо-

вого контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской

Федерации и ему  подотчетным. Основными задачами Счетной  пала-

ты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевре-

менным исполнением  доходных и расходных статей федерального

бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам

и целевому назначению; (2) определение эффективности и  целесооб-

40 • Раздел I. Финансовая  система страны: сущность и содержание

разности расходов государственных средств и использования феде-

ральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов феде-

ральных законов, нормативных правовых актов федеральных  органов

государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые

за счет средств  федерального бюджета, или влияющих на формиро-

вание и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Феде-

рации и Государственной Думе информации о ходе исполнения фе-

дерального бюджета  и результатов проводимых контрольных  меро-

приятий.

Министерство  РФ по налогам и  сборам и его органы на местах

осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и

своевременностью  взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам  и сборам

обязаны: (1) осуществлять контроль за соблюдением налогового за-

конодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и

своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные

фонды; (2) вести  учет и проводить проверки налогоплательщиков;

(3) ежемесячно представлять  финансовым органам и органам  Феде-

рального казначейства сведения о фактически поступивших суммах

налогов и других платежей в бюджет; (4) осуществлять возврат из-

лишне уплаченных налоговых сумм и неправильно  изъятых с нало-

гоплательщиков  штрафов и пеней.

Федеральная служба налоговой  полиции нацелена на выполне-

ние функций по предупреждению, выявлению, пресечению и рассле-

дованию нарушений  законодательства о налогах и сборах, являю-

щихся преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный таможенный комитет  РФ несет ответствен-

ность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Та-

моженного комитета относятся: (1) проведение налоговых  проверок

по налогам, взимаемым  таможенными органами; (2) проверка доку-

ментов, связанных  с исчислением и уплатой налогов, взимаемых та-

моженными органами; (3) приостановление операций налогоплатель-

щиков по счетам в  банках при неисполнении или ненадлежащем ис-

полнении ими  таможенного законодательства; (4) взимание

недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных  на-

логовым законодательством.

На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура

управления финансами  определяется его высшим руководством и за-

висит прежде всего  от размеров предприятия и видов  его деятельно-

сти. Крупные компании соответственно имеют хорошо структуриро-

ванный многочисленный штат финансового управления. Как  прави-

ло, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и

вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важ-

нейшие вопросы  развития компании, связанные с капитальными

вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной пла-

Глава 2. Управление финансами  • 41

ты, дивидендной  политикой, обоснованием и реализацией  политики

финансирования  и др.

В небольших предприятиях функции финансового менеджера,

как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называ-

ют финансовым директором. Функции и задачи финансового  менед-

жера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахожде-

ние путей эффективного решения финансовых проблем, связанных

как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосроч-

ном периоде, так  и с наиболее выгодным вложением  временно сво-

бодных денежных средств.

2.2. Финансовое планирование  и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает  плани-

рование. Существуют разнообразные определения понятия «планиро-

вание». Однако можно  выделить ряд признаков, которые  характери-

зуют эту деятельность. К ним можно отнести: (а) регламентирован-

ность (упорядоченный  процесс); (б) связь с обработкой информации;

(в) направленность на достижение определенных целей; (г) времен-

ной характер.

Под планированием  мы будем понимать процесс разработки и

принятия целевых  установок количественного и  качественного ха-

рактера и определение  путей наиболее эффективного их достижения

[Ковалев, 1999, с. 278]. Результатом планирования является план

либо совокупность (система) планов. План представляет собой  ре-

зультат упорядоченного процесса, в котором определены параметры

для достижения целей  в будущем. Планирование выступает  в каче-

стве действенного инструмента достижения поставленных целей по-

средством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и

внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в  своевремен-

ном выявлении  средств и альтернатив, которые  снижали бы риск

принятия ошибочных решений.

2.2.1. Планирование  на уровне государства и его  субъектов

Финансовое планирование представляет собой заключительный

этап в системе  народно-хозяйственного планирования. Относитель-

ная обособленность отдельных звеньев финансовой системы  предпо-

лагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена,

каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают  финан-

совые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами

финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется

в соответствующих  планах, которые образуют единую систему  фи-

нансового планирования. Центральное место в системе  финансовых

планов принадлежит  бюджетам (федеральному, субъектов  Федера-

ции, органов местного самоуправления), в которых находит количе-

42 • Раздел 1. Финансовая  система страны: сущность и содержание

ственное выражение  форма образования и расходования фондов де-

нежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения за-

дач и функций  государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются  с учетом необходимости достижения

минимальных государственных  стандартов на основе нормативов фи-

нансовых затрат, а также в соответствии с другими  нормами (норма-

тивами), установленными законодательством Российской Федерации,

субъектов Федерации, правовыми актами органов местного само-

управления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов

Федерации, органов  местного самоуправления могут формироваться

и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств

в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов  и рас-

ходоа Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые

планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном  и территориальном уровнях в систему

финансового планирования включается разработка и реализация пер-

спективных финансовых планов, финансовых балансов, а также  ба-

лансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях

обеспечения координации экономического и социального развития и

финансовой политики, а также комплексного прогнозирования  фи-

нансовых последствий  разрабатываемых реформ, программ, законов,

отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного

принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года,

из которых первый год — это год, на который составляется бюджет;

следующие два  года — плановый период, на протяжении которого

прослеживаются  реальные результаты заявленной экономической по-

литики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с

учетом показателей  уточненного среднесрочного прогноза социаль-

но-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов,

муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается

на один год  вперед.

Баланс  финансовых ресурсов представляет собой совокупность

всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Россий-

ской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих

субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресур-

сов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов

за предыдущий год в соответствии с прогнозом  социально-экономи-

ческого развития соответствующей территории и является основой

для составления проектов бюджета.

Информация о работе Сущность и органы управления финансами