Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:41, доклад
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ-
ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направ-
лен на достижение определенных целей, поэтому он не может осу-
ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют разные определения тер-
мина «управление». В наиболее общем виде управление представля-
ет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо дея-
тельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта
управления на объект управления.
ных внебюджетных фондов; (4) краткосрочное прогнозирование объ-
емов государственных финансовых ресурсов и оперативное управле-
ние ими; (5) управление совместно с Банком России государствен-
ным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; (6)
представление законодательным и исполнительным органам отчетно-
сти о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а так-
же о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ является органом государственного финансо-
вого контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной пала-
ты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевре-
менным исполнением доходных и расходных статей федерального
бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам
и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесооб-
40 • Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
разности расходов государственных средств и использования феде-
ральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов феде-
ральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые
за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формиро-
вание и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Феде-
рации и Государственной Думе информации о ходе исполнения фе-
дерального бюджета и результатов проводимых контрольных меро-
приятий.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах
осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и
своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны: (1) осуществлять контроль за соблюдением налогового за-
конодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и
своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные
фонды; (2) вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;
(3) ежемесячно представлять финансовым органам и органам Феде-
рального казначейства сведения о фактически поступивших суммах
налогов и других платежей в бюджет; (4) осуществлять возврат из-
лишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с нало-
гоплательщиков штрафов и пеней.
Федеральная служба налоговой полиции нацелена на выполне-
ние функций по предупреждению, выявлению, пресечению и рассле-
дованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являю-
щихся преступлениями
или административными
Государственный таможенный комитет РФ несет ответствен-
ность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Та-
моженного комитета относятся: (1) проведение налоговых проверок
по налогам, взимаемым таможенными органами; (2) проверка доку-
ментов, связанных
с исчислением и уплатой
моженными органами; (3) приостановление операций налогоплатель-
щиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем ис-
полнении ими таможенного законодательства; (4) взимание
недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных на-
логовым законодательством.
На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура
управления финансами определяется его высшим руководством и за-
висит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельно-
сти. Крупные компании соответственно имеют хорошо структуриро-
ванный многочисленный штат финансового управления. Как прави-
ло, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и
вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важ-
нейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными
вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной пла-
Глава 2. Управление финансами • 41
ты, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики
финансирования и др.
В небольших предприятиях функции финансового менеджера,
как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называ-
ют финансовым директором. Функции и задачи финансового менед-
жера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахожде-
ние путей эффективного решения финансовых проблем, связанных
как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосроч-
ном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно сво-
бодных денежных средств.
2.2. Финансовое планирование и прогнозирование
Одним из инструментов управления финансами выступает плани-
рование. Существуют разнообразные определения понятия «планиро-
вание». Однако можно выделить ряд признаков, которые характери-
зуют эту деятельность. К ним можно отнести: (а) регламентирован-
ность (упорядоченный процесс); (б) связь с обработкой информации;
(в) направленность на достижение определенных целей; (г) времен-
ной характер.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и
принятия целевых установок количественного и качественного ха-
рактера и определение путей наиболее эффективного их достижения
[Ковалев, 1999, с. 278]. Результатом планирования является план
либо совокупность (система) планов. План представляет собой ре-
зультат упорядоченного процесса, в котором определены параметры
для достижения целей в будущем. Планирование выступает в каче-
стве действенного инструмента достижения поставленных целей по-
средством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и
внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевремен-
ном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск
принятия ошибочных решений.
2.2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов
Финансовое планирование представляет собой заключительный
этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относитель-
ная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предпо-
лагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена,
каждого субъекта финансовой системы.
Главным объектом финансового планирования выступают финан-
совые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами
финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется
в соответствующих планах, которые образуют единую систему фи-
нансового планирования. Центральное место в системе финансовых
планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федера-
ции, органов местного самоуправления), в которых находит количе-
42 • Раздел 1. Финансовая система страны: сущность и содержание
ственное выражение
форма образования и
нежных средств,
предназначенных для
дач и функций государственного и муниципального управления.
Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения
минимальных государственных стандартов на основе нормативов фи-
нансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (норма-
тивами), установленными законодательством Российской Федерации,
субъектов Федерации, правовыми актами органов местного само-
управления.
Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов
Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться
и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств
в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и рас-
ходоа Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые
планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему
финансового планирования включается разработка и реализация пер-
спективных финансовых планов, финансовых балансов, а также ба-
лансов движения доходов и расходов населения.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях
обеспечения координации экономического и социального развития и
финансовой политики, а также комплексного прогнозирования фи-
нансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов,
отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного
принятия соответствующих мер.
Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года,
из которых первый год — это год, на который составляется бюджет;
следующие два года — плановый период, на протяжении которого
прослеживаются реальные результаты заявленной экономической по-
литики.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с
учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социаль-
но-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов,
муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается
на один год вперед.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность
всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Россий-
ской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих
субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресур-
сов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов
за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономи-
ческого развития соответствующей территории и является основой
для составления проектов бюджета.