Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:41, доклад
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различ-
ными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направ-
лен на достижение определенных целей, поэтому он не может осу-
ществляться стихийно и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют разные определения тер-
мина «управление». В наиболее общем виде управление представля-
ет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо дея-
тельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта
управления на объект управления.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Ми-
нистерстве экономического развития и торговли РФ с участием Ми-
нистерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и фи-
Глава 2. Управление финансами • 43
маисовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показа-
тели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить
источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе
экономического и социального развития государства; выявить резервы
дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финан-
совые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.
В балансе денежных доходов и расходов населения отражается
движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной фор-
мах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:
• заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, сред-
ства на командировочные расходы, выплаты социального характера,
осуществляемые
работодателем наемным
• доходы от предпринимательской деятельности, участия в при-
былях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от
кредитно-финансовых операции;
• социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, сти-
пендии II Т. П.).
Расходы подразделяются на: (а) потребительские расходы; (б) на-
логи, другие обязательные платежи и добровольные взносы; (в) де-
нежные накопления и сбережения.
Баланс денежных доходов и расходов населения используется
для планирования наличного денежного оборота, розничного товаро-
оборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составля-
ется как на федеральном, так и на региональном уровне. На феде-
ральном уровне он разрабатывается Министерством экономического
развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ,
Центрального банка РФ и других финансовых органов.
Для финансового планирования особое значение имеет та инфор-
мация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е.
прогностическая информация. Процесс получения этой информации
называется прогнозированием. Прогноз — это вероятностное пред-
ставление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях,
теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
Финансовое прогнозирование — это прежде всего обоснование по-
казателей финансовых планов, предвидение финансового положения
на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют
среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое
прогнозирование.
Главной целью
финансового прогнозирования
ние реально возможного объема финансовых ресурсов и их потреб-
ности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются
необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финан-
совой политики. Они
позволяют разрабатывать
решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъ-
ектами финансовой системы.
Глава 2. Управление финансами • 43
маисовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показа-
тели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить
источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе
экономического и социального развития государства; выявить резервы
дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финан-
совые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.
В балансе денежных доходов и расходов населения отражается
движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной фор-
мах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:
• заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, сред-
ства на командировочные расходы, выплаты социального характера,
осуществляемые
работодателем наемным
• доходы от предпринимательской деятельности, участия в при-
былях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от
кредитно-финансовых операции;
• социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, сти-
пендии II Т. П.).
Расходы подразделяются на: (а) потребительские расходы; (б) на-
логи, другие обязательные платежи и добровольные взносы; (в) де-
нежные накопления и сбережения.
Баланс денежных доходов и расходов населения используется
для планирования наличного денежного оборота, розничного товаро-
оборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составля-
ется как на федеральном, так и на региональном уровне. На феде-
ральном уровне он разрабатывается Министерством экономического
развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ,
Центрального банка РФ и других финансовых органов.
Для финансового планирования особое значение имеет та инфор-
мация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е.
прогностическая информация. Процесс получения этой информации
называется прогнозированием. Прогноз — это вероятностное пред-
ставление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях,
теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
Финансовое прогнозирование — это прежде всего обоснование по-
казателей финансовых планов, предвидение финансового положения
на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют
среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое
прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определе-
ние реально возможного объема финансовых ресурсов и их потреб-
ности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются
необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финан-
совой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии
решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъ-
ектами финансовой системы.
44 • Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
В теории и на практике используются различные методы прогно-
зирования. Среди них выделим следующие:
• методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфий-
ского метода, представительский опрос и др.);
• методы обработки пространственных и временных совокупно-
стей;
• методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе
методы имитационного моделирования, модели роста;
• методы пропорциональных зависимостей показателей, включая
производственные функции и функции издержек.
2.2.2. Планирование
на уровне хозяйствующего
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъ-
ектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой
принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций
основным предполагаемым финансовым результатом деятельности
является прибыль. В современных условиях России, характеризую-
щихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим от-
сутствием регулирования цен, широким распространением предопла-
ты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том
числе прогнозирования прибыли.
Выделяют различные типы финансовых планов; стратегические и
текущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из це-
лей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в эко-
номике, финансовой политике государства, п том числе налоговой,
таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков,
инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило,
стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.
Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на
следующие вопросы.
• Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких ис-
точников и в какие сроки планируется его привлечь?
• Каким образом будет использоваться этот капитал?
• Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные
силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения фи-
нансовых ресурсов?
• На какие уровни поступления денежных средств, рентабельно-
сти производства и доходности инвестиций может выйти предпри-
ятие и в какие сроки?
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогноз-
ных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса дохо-
дов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его
предполагаемой
финансово-хозяйственной
ся направления
обеспечения наивысшей
Глава 2. Управление финансами * 45
более эффективного вложения ресурсов, источники финансирования
инвестиций и др.
Главными функциями текущего планирования являются:
• определение объема финансовых ресурсов и их источников для
осуществления: (а) производственной деятельности; (б) инвестицион-
ной деятельности; (в) маркетинговой деятельности; (г) научно-про-
ектной и изыскательской деятельности; (д) социальных проектов;
• планирование себестоимости производства и реализации про-