Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:04, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование способов используемых таможенными органами, которые способствуют эффективному выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через границу РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ…………………....….5
1.1. Понятие таможенного контроля, и его задачи способствующие выявлению незаконного оборота товаров……………………...…….…….……5
1.2. Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за неправомерное перемещение......................16
1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков……………………………33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г….50
2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе…….....50
2.2. Анализ деятельности Тюменской таможни по борьбе с контрабандой наркотических средств за 2006-2007 год…………………………….58 2.3. Анализ способов транспортировки и структура изъятых наркотических средств, в РФ за 2006-2007 год.…………….63
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ……….…………………………………………..…82
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения.……...….....................82
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков …90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…...... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…….….103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…...………...106
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения
Поиск и обнаружение наркотических веществ, как составляющая оперативной задачи поиска и обнаружения предметов контрабанды, в настоящее время приобрела особую актуальность. В связи с этим, от таможенных служб требуется более целенаправленная организация работы по выявлению в перемещаемых через границу объектах наркотических веществ.
Следует учитывать особенности расположения РФ и проблемы связанные с этим:
- наличие протяженных участков границы, недостаточно в инженерно-техническом отношении;
- значительная удаленность отдельных пунктов пропуска от линии государственной границы и их слабая техническая оснащенность
Эти особенности являются серьезным препятствием для эффективного выявления каналов контрабанды наркотиков.
Территория России рассматривается международным наркобизнесом в трёх аспектах:
первый - как один из наиболее удобных путей для транзитных перевозок наркотиков;
второй - в качестве источника дешёвых наркотиков для торговли на зарубежных рынках;
третий - в качестве нового, перспективного рынка сбыта в первую очередь «жёстких» (тяжёлых) наркотиков, таких как героин, кокаин, а также наркотических средств синтетического происхождения.
Анализ маршрутов,
источников поступления, видов и
химического анализа
Такая ситуация объясняется следующими основными причинами:
1. Наличием огромного, не до конца освоенного рынка сбыта наркотических средств и психотропных веществ на территории России, а также использованием ее как страны-транзита.
2. Углублением
кризисных явлений в экономике
большинства государств
3. Активизацией преступной деятельности российских наркогрупп и их интернационализацией.
4. Высокой доходностью
наркобизнеса, что стимулирует
5. Ростом пассажире
- и грузопотока через
6. Отсутствием
эффективного пограничного и
таможенного контроля на
7. Недостаточным материально-техническим обеспечением органов пограничной и таможенной службы РФ.
8. Расширением
возможностей криминальных
Хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникающие в связи с несовершенством нашего законодательства в вопросах связанных с наркотическими преступлениями.
Прежде всего, это отсутствие четкой нормативно-правовой базы и несовершенство нашего законодательства. В частности, отсутствие нормативно-правовой базы по прекурсорам (не отрегулирован нормативно механизм лицензирования деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, правил хранения, учета, использования).
Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что организация контроля, осуществляемого за производством и продажей химических веществ, их экспортом и импортом, в каждой стране происходит в соответствии с нормами действующего национального законодательства. В результате промышленные предприятия, производящие контролируемые химические вещества, находящиеся под мерами жесткого контроля в одном государстве, могут слабо или вообще не контролироваться в других странах. То же самое справедливо и в отношении осуществления контроля за экспортно-импортными операциями с указанными веществами.
Такая ситуация создает
возможность нелегальным
Следующий момент – это отсутствие в Уголовном кодексе РФ специальной статьи, предусматривающей ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов сильнодействующих веществ.
Также следует отметить следующее:
В ст. 388 Таможенного кодекса РФ говорится, что в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В связи с тем, что данная статья носит бланкетный характер, необходимо срочное принятие ведомственного нормативного акта Федеральной таможенной службой РФ, в котором надо предусмотреть использование таможенной досмотровой рентгенотехники не только в целях досмотра товаров, вещей, транспортных средств, но также лиц, их перемещающих. В настоящий момент такой нормативный акт еще не принят.
Порядок проведения личного досмотра, предусмотренный ст. 373 Таможенного кодекса РФ, также не предусматривает возможности применения технических средств. При этом, в отличие от ТК РФ 1993 г., личный досмотр по новому таможенному законодательству является исключительной формой таможенного контроля и может быть проведен только на основании решения начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом. Поэтому, например, инспектор Шереметьевской таможни должен получить разрешение на проведение личного досмотра у начальника, который имеет звание генерала. Это, по сути, то же самое, как если бы оперуполномоченный уголовного розыска обращался бы каждый раз за подобным разрешением к руководителю ГУВД. Подобное «новшество» таможенного законодательства уже было подвергнуто серьезной критике со стороны ученых.
Ныне действующий порядок проведения личного досмотра не предусматривает производство рентгенологических исследований, он включает: осмотр всех мелких предметов (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т. п.), верхней одежды, обуви и головного убора досматриваемого лица; ощупывание поверх нательного белья всего тела досматриваемого лица; обследование тела досматриваемого лица (осмотр волос, кистей рук, ступней ног и т. д.). В связи с этим возможны ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении незаконной перевозки наркотиков, может отказаться от добровольной их выдачи и от медицинских рентгенорадиологических процедур, что не позволит обнаружить наркотик, приведет к гибели задержанного от интоксикации и затруднит раскрытие данного преступления.
В мировой таможенной практике пока отсутствуют технические средства, позволяющие однозначно с высокой степенью достоверности обнаруживать наркотики в любых видах контролируемых объектов и оперативных условиях, хотя отдельные попытки по их созданию в ряде передовых стран ведутся. [22]
Использование специально обученных собак для обнаружения наркотических и взрывчатых веществ активно практикуется во всем мире наряду с дорогостоящими приборными методами.
Кинологические методы
обнаружения характеризуются
К недостаткам использования биообъектов для обнаружения наркотических веществ, следует отнести необходимость оценки эффективности работоспособности собаки в зоне объекта с помощью контрольной закладки и мешающее влияние отвлекающих факторов.
В связи с не абсолютной
специфичностью методов обнаружения
наркотиков все случаи положительного
срабатывания или сомнительные, нуждаются
в процедуре идентификации
В настоящее время одним из наиболее совершенных комплектов для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ является комплект “НАРКОЦВЕТ”, который предназначен для анализа твердых и жидких объектов, растительного материала. Принципиальным отличием комплекта от известных отечественных и зарубежных аналогов является то, что в нем впервые реализована схема цифровой кодировки окраски, образующейся в результате обработки исследуемого объекта и химического реактива.
Существуют и другие проблемы, влияющие на эффективность выявления наркотиков:
- недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации;
- остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами;
- не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля;
- остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации;
Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности выявления контрабанды наркотиков.
В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию:
- обустройство государственной границы Российской Федерации;
- создание современных
складских таможенно-
- развертывание сети
стационарных и передвижных
- внесение изменений
в Таможенный кодекс
- внедрение новых информационно-
- создание единой
- создание операционного
центра для обработки
Дальнейшее
развитие правоохранительной деятельности
таможенных органов Российской Федерации
в целях противодействия
Необходимо развитие следующих направлений деятельности:
- обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства;
- международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;
- проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;
- борьба с
проявлениями коррупции и
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для эффективного выявления контрабанды наркотиков, необходимо устранение различного рода проблем. Многочисленные недостатки в правоохранительной деятельности и правоприменительной практике не позволяют вести наступательную борьбу с профессиональными преступниками и их группировками, действующими в сфере наркобизнеса. Прежде всего, это устранение недостатков, связанных с несовершенством нашего законодательства, в вопросах касающихся прекурсоров. Необходимо отрегулировать нормативный механизм лицензирования деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, также правил хранения, учета и использования. Также необходимо в Уголовный кодекс РФ добавить специальную статью, предусматривающую ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов сильнодействующих веществ. В ст. 373 Таможенного кодекса добавить возможность применения технических средств при осуществлении личного досмотра. Устранение недостатков позволит получить реальный эффект в борьбе с контрабандой наркотиков.