Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование способов используемых таможенными органами, которые способствуют эффективному выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через границу РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ…………………....….5
1.1. Понятие таможенного контроля, и его задачи способствующие выявлению незаконного оборота товаров……………………...…….…….……5
1.2. Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за неправомерное перемещение......................16
1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков……………………………33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г….50
2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе…….....50
2.2. Анализ деятельности Тюменской таможни по борьбе с контрабандой наркотических средств за 2006-2007 год…………………………….58 2.3. Анализ способов транспортировки и структура изъятых наркотических средств, в РФ за 2006-2007 год.…………….63
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ……….…………………………………………..…82
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения.……...….....................82
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков …90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…...... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…….….103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…...………...106

Файлы: 1 файл

diplom._rabota.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ

 

3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения

 

Поиск и обнаружение наркотических веществ, как составляющая оперативной задачи поиска и обнаружения предметов контрабанды, в настоящее время приобрела особую актуальность. В связи с этим, от таможенных служб требуется более целенаправленная организация работы по выявлению в перемещаемых через границу объектах наркотических веществ.

Следует учитывать особенности  расположения РФ и проблемы связанные с этим:

- наличие протяженных участков границы, недостаточно в инженерно-техническом отношении;

- значительная удаленность отдельных пунктов пропуска от линии государственной границы и их слабая техническая оснащенность

 Эти особенности являются серьезным препятствием для эффективного выявления каналов контрабанды наркотиков.

Территория  России рассматривается международным наркобизнесом в трёх аспектах:

первый - как  один из наиболее удобных путей для  транзитных перевозок наркотиков;

второй - в качестве источника дешёвых наркотиков для  торговли на зарубежных рынках;

третий - в качестве нового, перспективного рынка сбыта в первую очередь «жёстких» (тяжёлых) наркотиков, таких как героин, кокаин, а также наркотических средств синтетического происхождения.

Анализ маршрутов, источников поступления, видов и  химического анализа наркотических  средств, задержанных на территории России, дает основание полагать, что основная их масса поступает из-за рубежа контрабандным путем.

Такая ситуация объясняется следующими основными  причинами:

1. Наличием огромного,  не до конца освоенного рынка  сбыта наркотических средств  и психотропных веществ на территории России, а также использованием ее как страны-транзита.

2. Углублением  кризисных явлений в экономике  большинства государств бывшего  СССР и негативными процессами, явлениями в социально-экономической  жизни.

3. Активизацией  преступной деятельности российских наркогрупп и их интернационализацией.

4. Высокой доходностью  наркобизнеса, что стимулирует рекрутирование  в эти структуры значительного  количества населения.

5. Ростом пассажире  - и грузопотока через Государственную  границу Российской Федерации, в том числе и транзитного.

6. Отсутствием  эффективного пограничного и  таможенного контроля на участках  Государственной границы РФ с  государствами участниками - СНГ,  а также на ряде направлений  внешних границ СНГ.

7. Недостаточным  материально-техническим обеспечением органов пограничной и таможенной службы РФ.

8. Расширением  возможностей криминальных структур  по организации производства  наркотических средств непосредственно  на территории Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникающие в связи с несовершенством нашего законодательства в вопросах связанных с наркотическими преступлениями.

Прежде всего, это отсутствие четкой нормативно-правовой базы и  несовершенство нашего законодательства. В частности, отсутствие нормативно-правовой базы по прекурсорам (не отрегулирован нормативно механизм лицензирования деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, правил хранения, учета, использования).

Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что организация контроля, осуществляемого за производством и продажей химических веществ, их экспортом и импортом, в каждой стране происходит в соответствии с нормами действующего национального законодательства. В результате промышленные предприятия, производящие контролируемые химические вещества, находящиеся под мерами жесткого контроля в одном государстве, могут слабо или вообще не контролироваться в других странах. То же самое справедливо и в отношении осуществления контроля за экспортно-импортными операциями с указанными веществами.

Такая ситуация создает  возможность нелегальным экспортерам, причастным к незаконному обороту  наркотиков, использовать отдельные  страны в качестве зон транзита или источников для приобретения необходимых химических веществ. Поэтому проблема контроля за производством и транспортировкой прекурсоров требует обеспечения контроля на международном уровне и тесного сотрудничества различных правоохранительных органов.

Следующий момент – это  отсутствие в Уголовном кодексе  РФ специальной статьи, предусматривающей ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов сильнодействующих веществ.

Также следует  отметить следующее:

В ст. 388 Таможенного  кодекса РФ говорится, что в целях  сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В связи с тем, что данная статья носит бланкетный характер, необходимо срочное принятие ведомственного нормативного акта Федеральной таможенной службой РФ, в котором надо предусмотреть использование таможенной досмотровой рентгенотехники не только в целях досмотра товаров, вещей, транспортных средств, но также лиц, их перемещающих. В настоящий момент такой нормативный акт еще не принят.

Порядок проведения личного досмотра, предусмотренный  ст. 373 Таможенного кодекса РФ, также не предусматривает возможности применения технических средств. При этом, в отличие от ТК РФ 1993 г., личный досмотр по новому таможенному законодательству является исключительной формой таможенного контроля и может быть проведен только на основании решения начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом. Поэтому, например, инспектор Шереметьевской таможни должен получить разрешение на проведение личного досмотра у начальника, который имеет звание генерала. Это, по сути, то же самое, как если бы оперуполномоченный уголовного розыска обращался бы каждый раз за подобным разрешением к руководителю ГУВД. Подобное «новшество» таможенного законодательства уже было подвергнуто серьезной критике со стороны ученых.

Ныне действующий  порядок проведения личного досмотра не предусматривает производство рентгенологических исследований, он включает: осмотр всех мелких предметов (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т. п.), верхней одежды, обуви и головного убора досматриваемого лица; ощупывание поверх нательного белья всего тела досматриваемого лица; обследование тела досматриваемого лица (осмотр волос, кистей рук, ступней ног и т. д.). В связи с этим возможны ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении незаконной перевозки наркотиков, может отказаться от добровольной их выдачи и от медицинских рентгенорадиологических процедур, что не позволит обнаружить наркотик, приведет к гибели задержанного от интоксикации и затруднит раскрытие данного преступления.

В мировой таможенной практике пока отсутствуют технические  средства, позволяющие однозначно с  высокой степенью достоверности  обнаруживать наркотики в любых  видах контролируемых объектов и оперативных условиях, хотя отдельные попытки по их созданию в ряде передовых стран ведутся. [22]

Использование специально обученных собак для обнаружения наркотических и взрывчатых веществ активно практикуется во всем мире наряду с  дорогостоящими приборными методами.

Кинологические методы обнаружения характеризуются максимальной чувствительностью обнаружения, мобильностью, возможностью использования в полевых  условиях, распространенностью в  таможенных структурах, относительно низкими затратами на содержание службы.

К недостаткам использования  биообъектов для обнаружения  наркотических веществ, следует отнести необходимость оценки эффективности работоспособности собаки в зоне объекта с помощью контрольной закладки и мешающее влияние отвлекающих факторов.

В связи с не абсолютной специфичностью методов обнаружения  наркотиков все случаи положительного срабатывания или сомнительные, нуждаются  в процедуре идентификации наркотических  веществ. Процедура идентификации  может быть выполнена как в  стационарных условиях экспертно-криминалистических лабораторий приборными методами ТСХ, ГЖХ, ВЭЖХ, Хроматомасс и ИК-спектрометрии, так и в полевых условиях экспресс-методами на основе мокрой химии.

В настоящее время  одним из наиболее совершенных комплектов для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ является комплект “НАРКОЦВЕТ”, который предназначен для анализа твердых и жидких объектов, растительного материала. Принципиальным отличием комплекта от известных отечественных и зарубежных аналогов является то, что в нем впервые реализована схема цифровой кодировки окраски, образующейся в результате обработки исследуемого объекта и химического реактива.

Существуют и другие проблемы, влияющие на эффективность  выявления наркотиков:

 - недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации;

- остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами;

- не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля;

- остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации;

Наличие указанных проблем  приводит к снижению эффективности выявления контрабанды наркотиков.

В целях реализации новых  подходов в работе таможенных органов  Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию:

- обустройство государственной  границы Российской Федерации;

- создание современных  складских таможенно-логистических  терминалов;

- развертывание сети  стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;

- внесение изменений  в Таможенный кодекс Российской  Федерации и иные нормативные  правовые акты с учетом анализа  правоприменительной практики и  изменений, вносимых в международные  стандарты;

- внедрение новых информационно-технических  средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации. Основной ресурс для улучшения результатов работы по пресечению транспортировок наркотиков авиатранспортом это улучшение качества досмотра пассажиров, багажа, членов экипажей и бортовых запасов, которое можно достичь за счет установления недостающей ионорентгеносканирующей аппаратуры и замены устаревшей техники. Необходимо довести уровень поискового оборудования во всех аэропортах страны хотя бы до уровня аппаратуры, апробированной в аэропортах «Домодедово» и «Пулково-1»;

- создание единой межведомственной  автоматизированной системы сбора,  хранения и обработки информации  при осуществлении всех видов  государственного контроля;

- создание операционного  центра для обработки информации  и принятия решений;

Дальнейшее  развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации  в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на Государственной границе Российской Федерации.

Необходимо развитие следующих направлений деятельности:

- обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства;

- международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;

- проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;

- борьба с  проявлениями коррупции и должностными  преступлениями в таможенных  органах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для эффективного выявления контрабанды наркотиков, необходимо устранение различного рода проблем. Многочисленные недостатки в правоохранительной деятельности и правоприменительной практике не позволяют вести наступательную борьбу с профессиональными преступниками и их группировками, действующими в сфере наркобизнеса. Прежде всего, это устранение недостатков, связанных с несовершенством нашего законодательства, в вопросах касающихся прекурсоров. Необходимо отрегулировать нормативный механизм лицензирования деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, также правил хранения, учета и использования. Также необходимо в Уголовный кодекс РФ добавить  специальную статью, предусматривающую ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов сильнодействующих веществ. В ст. 373 Таможенного кодекса добавить возможность применения технических средств при осуществлении личного досмотра. Устранение недостатков позволит получить реальный эффект в борьбе с контрабандой наркотиков.

Информация о работе Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров