Контрабанда в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 17:35, реферат

Краткое описание

Контрабанда как вид преступной деятельности международного характера известна с давних пор. По своему объективному признаку она посягает на порядок в области внешней торговли, наносит ущерб прогрессивному развитию экономических отношений между государствами и нарушает их государственный и экономический суверенитет. В силу того, что она подрывает экономическую основу государства, контрабанда является наиболее опасной из всех видов таможенных правонарушений. Поэтому хотелось бы особенно подробно остановиться на правовом анализе именно этого вида таможенных правонарушений.

Файлы: 1 файл

Контрабанда.docx

— 34.63 Кб (Скачать)

Введение

 

Контрабанда как вид преступной деятельности международного характера известна с давних пор. По своему объективному признаку она посягает на порядок в области внешней торговли, наносит ущерб прогрессивному развитию экономических отношений между государствами и нарушает их государственный и экономический суверенитет. В силу того, что она подрывает экономическую основу государства, контрабанда является наиболее опасной из всех видов таможенных правонарушений. Поэтому хотелось бы особенно подробно остановиться на правовом анализе именно этого вида таможенных правонарушений. Общим для всех правонарушений, наносящих ущерб международному экономическому и социально-культурному развитию, в том числе и контрабанды, является объект их посягательства — государственные интересы. В силу общей заинтересованности государств в борьбе с контрабандой она становится объектом их международного сотрудничества. Есть лишь случаи закрепления в международных документах некоторых отдельных понятий, относящихся к тому или иному виду контрабанды. В частности, понятие «военная контрабанда», которое дано в Декларации о морской войне от 4 (16) апреля 1856 г.* и Декларации о праве морской войны от 26 (13) февраля 1909 г.** в свете указанных деклараций в понятие «военная контрабанда» входят материалы и предметы, которые не только могут служить военным целям, но и такие материалы и предметы, которые сами по себе могут одинаково служить как для мирных, так и для военных целей, если в каждом отдельном случае может быть доказано, что эти предметы и материалы, непосредственно или после предварительной обработки, предназначены служить целям нападения или обороны.

 

 

1.Правовые основы  сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой

 

Правовыми основами сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой выступают правовые нормы, сформулированные и закрепленные в различного рода юридических актах.

Совокупность юридических актов, касающихся сферы борьбы с контрабандой, представляет собой фундамент, на котором строится, реализуется и развивается сотрудничество государств. Такой правовой комплекс призван обеспечить максимальное взаимодействие и взаимопроникновение общепризнанных принципов международного права, конкретных международно-правовых норм и норм национального права. Это неизбежно повлияет на эффективность функционирования всех государственных институтов каждой страны и непосредственно на правоохранительные органы и специальные службы, борющиеся с правонарушениями, связанными с контрабандой. Нормы международного права, связанные с сотрудничеством государств в борьбе с правонарушениями, связанными с контрабандой, создаются на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем. На универсальном уровне, как правило, заключаются международные договоры, отражающие общую угрозу контрабанды как явления и отмечающие необходимость борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Кроме того, они могут устанавливать общие правила и принципы ввоза и вывоза товаров с территории одного государства на территорию другого, нарушение которых в некоторых случаях может признаваться контрабандой.

На региональном уровне международные договора заключаются в рамках какого - либо региона или группой государств, имеющих тесные экономические, политические и иные отношения.

Наряду с универсальными и региональными международными договорами державы заключают двусторонние соглашения, более детально регламентирующие межгосударственные отношения в указанной области, а также аккумулирующие и развивающие положения универсальных международных договоров.

А поскольку непосредственной целью заключения международных договоров на двустороннем уровне является воздействие на международные отношения в сфере сотрудничества в борьбе с контрабандой, то этим удовлетворяются как национальные, так и международные интересы.

На сегодняшний день нет единого универсального международного договора, в котором четко было бы сформулировано определение понятия "контрабанда" и перечислялись деяния, квалифицируемые как контрабандные.

К примерным мерам борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой, на национальном уровне, используемыми большинством государств, могут быть отнесены меры административно - правового, уголовно - правового и оперативно - розыскного характера.

Мерами административного предупреждения являются:

  • создание национальных административно-правовых режимов, препятствующих незаконному перемещению товаров, транспортных средств и специальных предметов, а именно, таможенный, пограничный, миграционный (в случае рассмотрения человека как предмет контрабанды);
  • лицензирование деятельности на право ввоза или вывоза отдельных категорий предметов с территории государства;
  • создание специально уполномоченных органов, в функции которых входит борьба с правонарушениями, связанными с контрабандой;
  • установление административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой, в случае, если национальное законодательство рассматривает составы этих деяний как составы административные правонарушений и т.д.

Мерами административного пресечения являются:

  • привлечение виновных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой;
  • конфискация предмета контрабанды (предмета правонарушения) в пользу государства.

К уголовно - правовым мерам относятся:

  • установление уголовной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой, в случае, если национальное законодательство рассматривает составы этих деяний как составы преступлений;
  • привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за совершение контрабанды;
  • конфискация предмета контрабанды (предмета преступления) в пользу государства.

Оперативно - розыскными мерами, которые применяются в совокупности с административно - правовыми и уголовно-правовыми, являются:

  • проведение национальными правоохранительными органами и специальными службами мероприятий (проверочные закупки, оперативные экспертизы, контролируемая поставка, прослушивание телефонных переговоров) гласно и негласно в целях предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с контрабандой;
  • установление национальными правоохранительными органами и специальными службами на негласной и гласной основе отношений сотрудничества с лицами, изъявившими желание содействовать деятельности по предупреждению и пресечению контрабанды.

 

2. Меры борьбы  с контрабандой на международном  уровне

 

Меры борьбы с контрабандой на международном уровне могут применяться лишь в совокупности с национальными.

К таким мерам могут быть отнесены:

обмен сведениями, документами, любой другой информацией, касающимися борьбы с контрабандой между государствами, в целях предупреждения и пресечения данного противоправного деяния;

  • совместное осуществление контроля правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств за перемещением товаров, транспортных средств, багажа, почтовых отправлений и специальных предметов через таможенные границы государств;
  • взаимодействие в проведении правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с контрабандой (контролируемая поставка);
  • обмен опытом, законодательными нормативными актами, а также совместное участие правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в разработке международных правовых актов в сфере борьбы с контрабандой;
  • взаимообмен специальными техническими и иными средствами в рамках заключенных международных договоров, помогающими выявлять, раскрывать и пресекать правонарушения, связанные с контрабандой.

 

 

 

 

 

 

3. Органы, осуществляющие  борьбу с контрабандой

 

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Приказом Федеральной таможенной службы от 07.02.2005 г. № 90 утвержден перечень подразделений ФТС России и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Данный перечень включает в себя региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями. Которое, делится на несколько отделов по борьбе с контрабандой, такие как:

Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

Отдел по борьбе с контрабандой сырьевых товаров и преступлениями в кредитно-финансовой сфере.

Следующее управление в данном перечне это Главное управление по борьбе с контрабандой, который в свою очередь также делится на отделы.

Таможенные органы отнесены законодательством к правоохранительным органам, так как они правомочны пресекать неправомерные деяния и привлекать виновных к ответственности. Под содержанием правоохранительной деятельности принято понимать охрану законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными п. 6 ст. 403 ТК РФ: они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в таможенной сфере, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Наличие функции по ведению борьбы с контрабандой, иными преступлениями обусловлено положениями УПК РФ (ст. 151, 157), в соответствии с которыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст. 188 УК РФ) и иными преступлениями, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194 данного уголовного закона.

Вместе с тем таможенные органы:

взаимодействуют с МВД России и ФСБ России по вопросам борьбы с контрабандой (ст. 28 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» возложены обязанности на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.

Сотрудники таможенных органов могут быть привлечены к выполнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Безусловно, что прежде всего данные задания имеют цель борьбы с таможенными преступлениями как наиболее общественно опасными правонарушениями в сфере таможенного дела. Именно поэтому законодатель называет в статье контрабанду (ст. 188 УК РФ), которая является достаточно распространенным и особо опасным таможенным правонарушением.

 

 

 

 

4.Основные субъекты международного сотрудничества

 

Основными субъектами международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой выступают государства, так как непосредственно им причиняется прямой вред от правонарушений, связанных с контрабандой. Государства осуществляют деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению данных правонарушений через специально уполномоченные органы. В целом основные функции национальных таможенных органов примерно одинаковы и, как правило, бывают прописаны в таможенных кодексах государств и внутриведомственных правовых актах. К ним, в частности, относится и борьба с правонарушениями, связанными с контрабандой товаров, транспортных средств, а также специальных предметов, во взаимодействии с другими национальными правоохранительными органами и специальными службами. Задачи борьбы с контрабандой таких специальных предметов, как оружие, боеприпасы, наркотические средства и психотропные вещества, культурно - исторические ценности, редкие виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения, обычно бывают возложены не только на национальные таможенные органы, но и на иные правоохранительные органы и специальные службы государств. Это КГБ Республики Беларусь, КГБ Республики Казахстан, Главное полицейское управление Швеции, Центральный комитет по контролю за наркотическими средствами Союза Мьянма, МВД Австрийской Республики, Министерство общественной безопасности Китая, ФСБ России, МКБ ПМР и т.д.

Описанный механизм сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой должен находиться в постоянном развитии. А для того чтобы он был максимально эффективен, он должен своевременно и точно реагировать на все изменения в способах осуществления контрабанды, и в особенности предмета контрабанды.

 

5. Уголовная ответственность  за контрабанду

 

Анализ судебной и следственной практики по делам о контрабанде свидетельствует о весьма различном понимании практиками основных положений установленной законом уголовной ответственности за совершение этого преступления. Ошибки большей частью связаны с недостатками выяснения и учета обстоятельств, влияющих на квалификацию контрабанды, с определением понятия оконченного состава контрабанды и покушения на нее, соучастия, а также с решением судьбы предметов преступления.

Информация о работе Контрабанда в таможенных органах