Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование способов используемых таможенными органами, которые способствуют эффективному выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через границу РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ…………………....….5
1.1. Понятие таможенного контроля, и его задачи способствующие выявлению незаконного оборота товаров……………………...…….…….……5
1.2. Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за неправомерное перемещение......................16
1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков……………………………33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г….50
2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе…….....50
2.2. Анализ деятельности Тюменской таможни по борьбе с контрабандой наркотических средств за 2006-2007 год…………………………….58 2.3. Анализ способов транспортировки и структура изъятых наркотических средств, в РФ за 2006-2007 год.…………….63
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ……….…………………………………………..…82
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения.……...….....................82
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков …90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…...... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…….….103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…...………...106

Файлы: 1 файл

diplom._rabota.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Удобное расположение страны для транзита наркотических средств, емкий рынок сбыта наркотиков, и ряд других причин способствуют лавинообразному росту контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

 

1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков

Контрабандный товар  переправляется на автомобилях и  судах, на самолетах коммерческих авиакомпаний и на частных самолетах, пересылается по почте и в коммерческих партиях промышленных товаров; пассажиры прячут его в своем багаже или на теле. Большой поток пассажиров, транспортных средств, грузов и багажа не позволяет производить тотальную таможенную проверку надлежащим образом. Эффективно бороться с контрабандой можно, лишь применяя имеющуюся информацию в отношении некоторых объектов, а также используя специальные методы выявления потенциальных контрабандистов.                    Контрабандой занимаются и лица, действующие в одиночку, и члены мелких и крупных преступных организаций. Значительная часть операций, связанных с контрабандой, весьма хорошо организована и осуществляется международными преступными организациями, специализирующимися в этой области, в условиях секретности, как если бы речь шла о хорошо организованном коммерческом предприятии. Различные этапы контрабанды тщательно планируются и осуществляются так, чтобы обеспечить максимальные шансы на успех. Доходы от контрабанды столь велики, что имеется возможность высоко оплачивать услуги всех участников этого преступного бизнеса. Однако наибольшее вознаграждение получают организаторы и лица, финансирующие контрабанду, а работа собственно перевозчиков оплачивается относительно скромно. Тем не менее, для многих людей доходы таковы, что побуждают их идти на большой риск и конфликт с законом. Помимо законов, касающихся преступлений, непосредственно связанных с контрабандой, контрабандисты нарушают и другие законы. Часто при контрабанде нарушаются законы, касающиеся почтовых служб, импорта и экспорта, нередко имеют место взяточничество, коррупция. Принижение значения или игнорирование проблемы, отсутствие анализа и, особенно, профилактики таких правонарушений является довольно типичным, что также создает основу для широкомасштабного занятия контрабандой.   

Наблюдение за пассажирами обычно начинают с того момента, когда они выходят из транспортного средства, пока проходят паспортный контроль и переходят в багажную зону. Когда дело доходит до беседы с пассажиром, сотруднику таможенного органа важно с самого начала так ставить вопросы, чтобы они помогли, с одной стороны, получить необходимые сведения, а с другой — выявить состояние внутреннего напряжения, нервозности, излишнего возбуждения или заторможенности, которые характерны для человека, реагирующего на опасную ситуацию.

Параллельно с опросом сотрудник таможенного органа должен фиксировать невербальные сигналы — жестикуляцию, мимику, другие проявления эмоционального состояния, что в совокупности позволяет выделить потенциального контрабандиста из потока добропорядочных граждан.     Сотрудники таможенных органов находятся на переднем крае борьбы с незаконным ввозом наркотиков, других запрещенных товаров и ценностей, их контрабандным перемещением вместе с грузами. Ответственность сотрудников возрастает с каждым днем, и их работа становится все более трудной ввиду того, что нарушители таможенных правил постоянно совершенствуются и используют новые, все более хитроумные методы сокрытия контрабанды.

Перед сотрудниками таможни  стоит трудная задача — селективным образом определить и выделить пассажиров и коммерческие грузы, представляющие опасность провоза контрабанды, не нарушая при этом нормального хода пересечения границы. Поэтому сотрудникам таможенных органов также необходимо все время совершенствоваться в разработке и применении системы наблюдения для развития в себе навыков избирательности, требуемых в служебной практике.

Применение таможенными органами различных способов для выявления наркотических средств оказывают значительную помощь в пресечении контрабанды.

Использование собак для поиска наркотиков. Служебные и охотничьи собаки могут нередко осваивать специфичные навыки по требованию человека и для его пользы. Один из таких навыков — поиск наркотиков. Что такое запах, полностью до конца не изучено. Хотя разные вещества состоят практически из одних и тех же химических элементов, пахнут они по-разному. Запах вообще — вещь сугубо индивидуальная. Очень слабые или «замаскированные» запахи обычное человеческое обоняние не улавливает. А вот носы служебных собак и других животных способны улавливать и различать запахи, неощутимые для человека. Ведь для человека обоняние не является основным качеством, для животных же обоняние — это основное оружие, данное природой в борьбе за выживание. По запаху животное узнает, друг перед ним или враг, добыча или более сильный охотник, от которого надо убегать.

Собаки, работающие по поиску наркотиков, не являются наркоманами, как иногда ошибочно считают. Существует два метода дрессировки собак по поиску наркотиков — вкусопоощрительный, который основывается на чисто условно-рефлекторной деятельности, и метод «фетиша», при котором собаке после нахождения ею «закладки» подкладывают вместо нее любимый предмет (игрушку). В этом случае устанавливается ассоциативная связь «запах—игрушка» и собака будет искать источник запаха, связанный с «фетишем», так как у нее формируется игровое (с элементами охотничьего) поведение. Метод «фетиша» незаменим при обучении собаки поиску наркотиков, взрывчатки или работе с людьми, так как легко позволяет добиваться пассивного обозначения.[35]

Хотя дрессировка собак, их подготовка на поиск наркотиков, поддержание в должной профессиональной форме и содержание - довольно дорогое и хлопотное дело, но их использование при поиске наркотиков эффективно по двум причинам:

  • служебная собака, подготовленная на поиск наркотических 
    средств, незаменима при досмотре несопровождаемых грузов, 
    общественного транспорта и труднодоступных мест;
  • если даже служебная собака не подготовлена на поиск того 
    или иного наркотика, психологически само ее присутствие служит 
    катализатором стрессового состояния для перевозчика наркотиков, 
    что позволяет инспектору-кинологу выявить из общего потока пассажиров контрабандиста наркотиков.

Одним из способов выявления незаконного оборота наркотических средств, является контролируемая поставка товаров.

         Для выявления лиц, участвующих в незаконном обороте товаров, согласно ст. 435 Таможенного кодекса Российской Федерации, является контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, допускаются ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.

Контролируемая  поставка имеет те же цели, что и  оперативно-розыскная деятельность в целом - выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Задачами контролируемой поставки являются:

- установление каналов  поступления запрещенных к обороту  веществ и предметов;

- установление отправителей  и получателей;

- установление с использованием  контролируемых предметов лиц,  совершивших или совершающих  преступление;

- обеспечение доказательств преступной деятельности.

Осуществлять перемещение  контролируемых предметов могут  как лица, осведомленные о противоправном характере перемещения контролируемых предметов и осознанно совершающих  это деяние, так и лица, не знающие  о противоправном характере перемещения и используемые преступниками "в темную".

 Контролируемые поставки проводят путем:

а) наблюдения за грузовыми  перевозками (на автомобильном, морском, речном, железнодорожном, авиационном  транспорте, в том числе в тайниках);

б) слежения за почтовыми отправлениями, в том числе и на подставные адреса, а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.

Контролируемые поставки подразделяются также на внешние (осуществляемые на территориях нескольких государств в строгом соответствии с порядком, установленным международными договорами и соглашениями), внутренние (проводимые на территории РФ) и транзитные (проводятся на основании запросов государственных органов других стран).

В режиме контролируемой поставки через таможенную границу РФ могут перемещаться:

а) предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена  либо оборот которых ограничен (например, наркотические средства и психотропные вещества, оружие, культурные ценности, драгоценные металлы и драгоценные камни и т.д.);

б) предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления;

в) орудия или средства совершения преступления (документы, оружие, деньги и т.д.).

При этом контролируемые предметы могут находиться среди вещей, в грузе или багаже, следующих вместе с владельцем или другим лицом в непосредственно открытом их сопровождении, а также перемещаться в несопровождаемом режиме, т.е. находиться в несопровождаемом грузе, багаже или почтовом отправлении.

Правовую основу организации и проведения контролируемых поставок помимо статьи 435 ТК РФ составляют:

- Федеральный  закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об  оперативно-розыскной деятельности";

- Федеральный  закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О  наркотических средствах и психотропных веществах". В ст. 49 этого Закона установлено, что "в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение контролируемой поставки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается перемещение в пределах РФ, ввоз (вывоз) или транзит через территорию РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".

Организация и  тактика проведения контролируемой поставки регламентируются ведомственными нормативными актами. В нормативно-правовой базе, регулирующей контролируемые поставки, особое место отводится двусторонним и многосторонним международным договорам и соглашениям. При этом значительная часть таких международно-правовых актов касается контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ:

- Конвенция  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ 1988 г;

- иные двусторонние  и многосторонние договоры и  соглашения.

Международно-правовые основы контролируемой поставки как метода выявления правоохранительными органами РФ лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, установлены в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

При проведении любого вида контролируемой поставки особое внимание следует обратить на предотвращение утечки информации.

Применение  технических средств, для выявления  контрабанды наркотиков. Статья 388 Таможенного кодекса РФ опеределяет, что в целях сокращения времени поведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяется органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Технические средства таможенного контроля (далее  – ТСТК) – это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.

С помощью ТСТК в процессе таможенного контроля обеспечивается возможность выявления тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах, в которых могут находиться товары, запрещенные к ввозу в РФ, в том числе и наркотические средства. ТСТК в сочетании с применением криминалистических средств позволяют обеспечить эффективное выявление, пресечение и предупреждение незаконного перемещения наркотиков через границу РФ.

В целях лучшего  познания и эффективного применения ТСТК требуется классификация объектов таможенного контроля с учетом их назначения, вида, габаритов, веса, конструктивных особенностей и т.п., поскольку именно эти параметры объектов в основном определяют существо оперативно-технического контроля их свойств и содержимого.

К объектам таможенного контроля относятся:

- товары определенных категорий;

- ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих;

- несопровождаемый багаж пассажиров;

- среднегабаритные грузовые (товарные) упаковки;

Информация о работе Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров