Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:04, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование способов используемых таможенными органами, которые способствуют эффективному выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через границу РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ…………………....….5
1.1. Понятие таможенного контроля, и его задачи способствующие выявлению незаконного оборота товаров……………………...…….…….……5
1.2. Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за неправомерное перемещение......................16
1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков……………………………33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г….50
2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе…….....50
2.2. Анализ деятельности Тюменской таможни по борьбе с контрабандой наркотических средств за 2006-2007 год…………………………….58 2.3. Анализ способов транспортировки и структура изъятых наркотических средств, в РФ за 2006-2007 год.…………….63
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ……….…………………………………………..…82
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения.……...….....................82
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков …90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…...... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…….….103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…...………...106
- крупногабаритные грузовые упаковки (контейнеры, грузовые платформы, бункеры, грузовые отсеки автотранспортных средств и т.п.);
- все виды транспортных средств;
- международные почтовые отправления;
- конкретные лица, если есть основания полагать, что они скрывают при себе и добровольно не выдают товары, являющиеся предметами нарушения таможенного законодательства;
- документы на товары и транспортные средства, представленные в таможенный орган (хотя не все документы перемещаются через таможенную границу).
Системы оперативных задач таможенных органов, для решения которых требуется применение технических средств таможенного контроля, виды объектов таможенного контроля и условия его проведения дают возможность представить комплекс технических средств таможенного контроля в виде отдельных классов техники, предназначенной для решения каждой оперативной задачи в целом или ее отдельных составляющих.
Средства поиска являются самыми широкоиспользуемыми среди ТСТК. Несмотря на свою видимую простоту, технические средства поиска выполняют важнейшую функцию предотвращения преступлений, связанных с таким преступлением как контрабанда.
- технические средства обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля;
- технические средства локации тайников и сокрытых вложений;
- специальные меточные средства.
- технические средства поиска оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств;
- технические средства поиска наркотических веществ;
- технические средства поиска взрывчатых веществ;
- технические средства поиска драгоценных камней;
- технические средства поиска драгоценных металлов;
- технические средства поиска ядовитых и отравляющих веществ.
Примерами технических средств поиска являются:
а) эндоскопы - оптические приборы, предназначенные для досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостей, заполненных различными, в т.ч. и агрессивными, жидкостями. Изготавливаются в трех модификациях: “жесткие” (бароскопы) - металлические трубочки разной длины и диаметра с встроенной системой оптических жесткозакрепленных элементов и световолоконным жгутом подсветки, “гибкие” (флескоскопы), выполненные на основе волоконной оптики и имеющие два световолоконных жгута - для подсветки и непосредственного обзора исследуемого пространства, а также “полужесткие”;
б) металлодетекторы - электронные приборы, позволяющие обнаруживать предметы из черных и цветных металлов. Бывают портативные, переносные и стационарные;
в) щупы досмотровые - металлические стержни особой закалки разных диаметров и длины. Бывают с отверстием специальной формы для забора проб из вложений прокалываемых объектов (мягких и картонных упаковок, сидений в транспортных средствах, сыпучих грузов и т.д.);
г) зеркала досмотровые - телескопические держатели с набором сменяемых зеркал разных форм и размеров. Применяются с ручными осветительными приборами для досмотра днищ автотранспортных средств, а также со специальными крючками для изъятия предметов из труднодоступных мест, в транспортных средствах;
Одним из методов оперативного поиска тайников в рейсовых транспортных средствах заграничного следования – поездах, самолетах, судах – является метод постановки и последующего считывания специальных контрольных меток, реализуемый с помощью некоторых видов ТСТК. Невидимые глазу контрольные метки с помощью карандашей, фломастеров, конспиративно наносятся оперативными работниками на те места транспортного средства, которые в силу своих конструктивных особенностей потенциально могут использоваться в качестве тайников для укрытия и перевозки предметов контрабанды. При последующем таможенном контроле данного транспортного средства эти метки считываются специальными приборами [26]
Эффективность выявления и задержания таможенными органами контрабанды наркотиков и незаконно перемещаемых химических веществ на канале международных грузовых коммерческих перевозок зависит от целого комплекса объективных и субъективных факторов.
В первую очередь, подобная эффективность зависит от общего состояния организации в таможенных органах системы контроля и отслеживания потоков грузовых коммерческих перевозок, проводимого анализа факторов риска и признаков возможной контрабанды.
Основными направлениями работы по выявлению факторов риска и признаков возможной контрабанды наркотиков и их прекурсоров в коммерческих грузах на каналах международных морских перевозок являются сбор и анализ информации о конкретных грузах и поставках, с учетом общей аналитической оценки обстановки. Главным итогом этой работы является принятие решения о необходимости и проведения тщательного таможенного досмотра грузов, прибывших на конкретном судне.
Источниками информации для оценки и анализа факторов риска являются судовые грузосопроводительные документы грузовой манифест и коносамент (грузовая накладная), а также иные документы, необходимые для таможенного оформления товара лицензии, разрешения, сертификаты, ннвойсы и т.п.
Кроме этого, для принятия окончательного решения о проведении тщательного таможенного досмотра грузов и степени его полноты сотрудникам таможенных органов рекомендуется составлять перечень грузов, прибывших на одном судне, по возрастающей, в зависимости от уровня их опасности (исходя из наличия факторов риска и признаков возможной контрабанды наркотиков).
Индустрия международных морских коммерческих перевозок в последние десятилетия подверглась существенным изменениям. В первую очередь это связано со стремительным расширением объема международных морских контейнерных перевозок на дальних маршрутах.
Использование технологии контейнерных перевозок имеет ряд существенных преимуществ: при снижении численности портового персонала значительно сокращаются затраты времени погрузочно-разгрузочных операций и, соответственно, стоянка судов у причала. Вес это позволяет увеличить грузооборот порта, активизировать его дальнейшее развитие.
При этом товары при контейнерных перевозках в меньшей степени подвергаются риску порчи, утраты или уничтожения, а также, при соответствующем обеспечении, хищения.
Однако распространение контейн
Организация эффективной борьбы с контрабандой наркотиков и их прекурсоров на канале контейнерных перевозок, требует от сотрудников таможенных органов как общего понимания системы использования контейнеров в международной торговле, так и знания основных критериев отбора из потока контейнеров тех, в которых с наибольшей вероятностью может быть сокрыта контрабанда наркотиков и их прекурсоров.
В общем случае при аналитической оценке грузовых коммерческих перевозок учитываются такие факторы, как существующая практика внешнеторгового оборота, международных грузовых перевозок, географическое расположение зарубежных партнеров по внешней торговле, характер и объем перемещаемых коммерческих грузов, деловые взаимоотношения между участниками внешнеторговых операций, а также ряд других факторов.
Подобная аналитическая оценка, лежащая в основе создания и развития системы контроля и отслеживания грузовых потоков, связана, в первую очередь, с изучением грузосопроводительных документов, таких как накладные, счета-фактуры, сертификаты, коносаменты, а также ряда других документов, которые содержат информацию о конкретных внешнеторговых операциях и международных перевозках, с накоплением и систематизацией этой информации.
На основании подобной аналитической оценки можно отследить и отделить потоки законных грузовых коммерческих перевозок, не требующих особых затрат сил и средств при их таможенном оформлении, сосредоточив основное внимание на таких объектах грузовых перевозок, которые вызывают подозрения на предмет их возможной причастности к контрабанде наркотиков или незаконным поставкам химических веществ, находящихся под национальным и международным контролями, и, следовательно, требуют проведения их тщательного таможенного досмотра.
Необходимо отметить, что организаторы контрабанды при подготовке операций по незаконному перемещению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров уделяют самое пристальное внимание вопросам изучения организации таможенного контроля и тактике действий должностных лиц таможенных органов при его осуществлении. При этом учитывается, что, несмотря на общее знание должностных лиц таможенного органа, принципов организации внешнеторговых операций и международных грузовых перевозок, основных аспектов деятельности их участников (экспортеров, импортеров, перевозчиков и т.д.), оперативной обстановки в зоне деятельности таможенного органа, проверка законности каждой конкретной внешнеторговой грузовой операции проводится строго в индивидуальном порядке за сравнительно небольшой отрезок времени и на основе ограниченного объема доступной на тот момент информации.[16]
Принимая во внимание указанное выше обстоятельство, организаторы контрабандных операций стремятся выявить именно те узкие места в технологиях таможенного контроля, на которых сотрудники таможенных органов располагают минимальными возможностями для проверки информации, содержащейся в товаросопроводительных документах, и осуществления тщательного таможенного досмотра.
Для выявления преступных устремлений контрабандистов сотрудники таможенных органов должны внимательно изучать и контролировать обстановку, связанную с внешнеторговыми грузовыми коммерческими операциями, обращая особое внимание на уже установившуюся практику и сложившиеся традиции взаимоотношений между различными внешнеторговыми партнерами, транспортными и экспедиционными организациями, таможенными брокерами и т.д.
Появление новых элементов или изменений в этой сложившейся обстановке должно обращать на себя определенное внимание со стороны сотрудников таможенного органа. В подобных случаях целесообразно проводить тщательную проверку таких элементов или изменений на предмет обнаружения возможных признаков организации контрабанды наркотиков или попытки незаконного перемещения прекурсоров на этом канале.
При проведении проверки изменений сложившейся обстановки целесообразно использование такого инструмента, как таможенный досмотр.
При оценке конкретных грузовых коммерческих
перевозок целесообразно
1. Данные в отношении грузоотправителя или производителя.
Необходимо оценить, какая информация
и в каком объеме имеется в
отношении зарубежного
В настоящее время существуют различные источники подобной информации. Такими источниками могут быть официальные издания (например, иностранных торговых представительств), предназначенные для содействия развитию торговли, в которых содержится основная информация в отношении имеющихся производителей товаров и торговых фирм.
К дополнительным источникам информации в определенной мере можно отнести телефонные справочники крупных городов, доступ к которым можно получить, используя глобальную информационную сеть Интернет. Поэтому достаточно простым способом получения информации будет проверка данных юридического лица, указанных на грузовых документах, с данными в указанных телефонных справочниках. Это позволяет с определенной степенью достоверности выявлять фальшивые и несуществующие фирмы.
2. Данные о грузовых экспедиторах.
Необходимо оценить, какая информация
и в каком объеме имеется в
отношении грузового
Следует отметить, что данный вопрос весьма важен, поскольку в подавляющем большинстве внешнеторговых грузовых операций с использованием морского или воздушного транспорта принимают участие экспедиторы, являющиеся уполномоченными представителями зарубежных производителей и грузоотправителей. Экспедиторские фирмы, вплотную занимаясь проведением необходимых операций с экспортной продукцией, призваны обеспечивать наиболее благоприятные условия для осуществления экспортных поставок. При этом они являются категорией лиц, которая располагает потенциальными возможностями для осуществления внедрения контрабанды наркотиков или их прекурсоров в легальные грузовые поставки в течение длительных периодов предэкспортной подготовки, хранения, погрузки и внутренней наземной транспортировки экспортируемых коммерческих товаров. Также они зачастую предоставляют для грузоотправок собственные транспортные средства и возвратную тару (контейнеры и пр.).
3. Особенности географического расположения зарубежных внешнеторговых партнеров.
Здесь необходимо учитывать как общее географическое расположение производителя экспортной продукции, так и расстояние его месторасположения от зарубежного места загрузки и отправки (воздушного и морского порта, железнодорожной станции).
В первом случае необходимо определить: не расположен ли производитель в странах «группы риска» (например, «Золотого треугольника», «Золотого полумесяца», Колумбии, Перу и т.д.). Во втором случае большая протяженность маршрута от места расположения зарубежного производителя до зарубежного порта загрузки и отправки дает больше возможностей организаторам контрабанды для внедрения в груз наркотиков или контролируемых химических веществ.