Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование способов используемых таможенными органами, которые способствуют эффективному выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через границу РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ…………………....….5
1.1. Понятие таможенного контроля, и его задачи способствующие выявлению незаконного оборота товаров……………………...…….…….……5
1.2. Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за неправомерное перемещение......................16
1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков……………………………33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г….50
2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе…….....50
2.2. Анализ деятельности Тюменской таможни по борьбе с контрабандой наркотических средств за 2006-2007 год…………………………….58 2.3. Анализ способов транспортировки и структура изъятых наркотических средств, в РФ за 2006-2007 год.…………….63
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ……….…………………………………………..…82
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения.……...….....................82
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков …90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…...... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…….….103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…...………...106

Файлы: 1 файл

diplom._rabota.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Морфин. Белый порошок, который получают путем разложения опия. По силе наркотического воздействия в 10-20 раз превышает равную ей по весу дозу опия. Это основной алкалоид опия и служит стандартом для оценки других опиатов. Встречается также в виде морфина-основания (обычно спрессованного в плитки коричневого цвета), а также в виде белого порошка или прозрачного раствора.

Героин. (Диацетилморфин). Наркотическое вещество, получаемое из морфина путем сложного процесса многоступенчатой очистки. По своей наркотической активности героин превосходит морфии и несколько раз. Используют героин посредством инъекций, курения и ингаляции после нагревания. Поступающий на незаконный рынок героин может быть различным по форме и цвету: порошок или гранулы белого, бежевого, коричневого, черного цвета, в зависимости от степени очистки и добавок наполнителей.

Кодеин. Подобно морфину, кодеин является наркотически активным алкалоидом опия. В чистом виде - это белый кристаллический порошок, выпускаемый в виде таблеток и инъекционных растворов. Действие кодеина аналогично действию морфина, однако его эффективность значительно ниже.

Гидроморфон. Полусинтетический наркотический анальгетик. Действие которого в 2-8 раз сильнее морфина. Используется в качестве заменителя героина.

Эторфин. Является одним из нескольких соединений, открытых путем воздействия на молекулу морфина. По своему действию в несколько раз сильнее морфина. Гидрохлорид морфина используется иногда в ветеринарии для иммобилизации животных.

Наркотики из растения «Кока».

- Кокаин;

- Крэк;

Источником наркотиков служит кустарник, растущий в диком виде в Южной  Америке. Сейчас его тайно культивируют в огромном количестве на плантациях и в других странах. Основные страны - поставщики: Аргентина. Перу, Колумбия. Вероятен транзит через Голландию, Испанию и Польшу.

Синтетические наркотики.

«Экстази». В начале 80-х годов в Голландии был синтезирован 
ММДА-метилендиоксиамфетамин, получивший жаргонное название 
«Экстази». Данное средство в медицине не используется, легально не выпускается. Может встречаться в виде раствора для инъекций от светло-желтого до коричневого цвета, порошка, шариков и капсул, но в настоящее время в основном встречается в виде таблеток со специфическим оттиском (дельфин, серп и молот и т.д.) от белого до коричневого цвета. Используется в основном перорально, ингаляцией через нос, или внутривенно.

«ЛСД» - (диэтиламид d- лизергиновой кислоты) - полусинтетический сильнодействующий наркотик-галлюциноген. ЛСД - бесцветный порошок без запаха (или жидкость без цвета и запаха). Наркотический эффект достигается ничтожными дозами приблизительно 0,0001-0,001 мг. При обнаружении ЛСД необходимо поместить в воздухо-светонепроницаемый пакет, так как на свету в присутствии воздуха наркотик быстро разлагается. Продукты его разложения контролю не подлежат. Используют ЛСД перорально в виде таблеток или пропитанной ЛСД бумаги, перфорированной на дозы, зачастую на нее наносится специфический рисунок. Иногда ЛСД наносят на кусочек сахара.

«Амфетамин» (Фенамин) - синтетический наркотик, воздействующий на центральную нервную систему. Это белый или розовый порошок (таблетированный или в капсулах), имеющий специфический запах, напоминающий запах яблока. Употребляют внутривенно, перорально или курят. Основные поставщики Голландия и Польша.

Для определения вида средств  или веществ, их названия и свойств, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотическое вещество, или принадлежности какой-либо субстанции к наркотическим средствам или психотропным веществам необходимо проведение экспертизы, и недопустима замена заключения эксперта ни выписками из фармацевтических справочников, ни справками медицинских или агротехнических организаций, ни свидетельскими показаниями лиц, употреблявших наркотики или психотропные вещества, об испытанных ими ощущениях. Экспертиза должна проводиться по специальным методикам, разработанным Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Практика показала, что использование иных методик в отдельных случаях приводит к получению несхожих результатов при одних и тех же параметрах исследования. В свою очередь, это может повлечь как необоснованное привлечение лица к уголовной ответственности, так и его необоснованное освобождение от таковой.[35, c.16-20]

В соответствии с требованиями ст. 35 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», экспертиза с использованием наркотических средств или психотропных веществ или для их идентификации может проводиться только в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях Министерства юстиции РФ. Другим юридическим лицам проведение экспертиз разрешается только при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.[17]

Наркотические средства и  психотропные вещества, как предметы материального мира, имеют не только качественные, но и количественные характеристики. Встречается мнение, что даже микроскопические, следовые остатки наркотических средств или психотропных веществ могут являться предметом преступления. С этим мнением нельзя согласиться, так как не любое количество этих средств или веществ может оказать специфическое воздействие на центральную нервную систему человека, что является медицинским признаком данного предмета преступления. Представляется, что в подобных случаях следует говорить об отсутствии предмета преступления и, следовательно, об отсутствии состава преступления. В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ, если какое-либо действие или бездействие формально содержит признаки деяния, предусмотренного Особенной частью УК, но в силу малозначительности не представляет большой общественной опасности, то оно не является преступлением. Однако в каждом конкретном случае вопрос о наличии преступления или его отсутствии в связи с малозначительностью должен решаться с учетом и личности субъекта, и всех обстоятельств дела.

Порядок вывоза из РФ и  ввоза в РФ устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 278 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ». При нарушении порядка установленного в Постановлении, лица осуществляющие ввоз (вывоз) указанных средств и веществ, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Ввоз в Российскую Федерацию  и вывоз из Российской Федерации  наркотических средств, сильнодействующих  и ядовитых веществ осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации. Основанием для выдачи лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по форме, предусмотренной конвенциями ООН, участницей которых является Российская Федерация, и соответствующие разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Уголовная ответственность за контрабанду имеет место лишь в тех случаях, когда наркотические средства, психотропные и другие вещества перемещаются через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо это сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Однако в практике встречаются  и другие нарушения таможенного законодательства. Такие как административные правонарушения в области таможенного дела. Следует отметить, что до вступления в действия с 1 июля 2002г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перечень нарушений таможенных правил, процедура заведения дел о нарушении таможенных правил, их расследование и рассмотрение, обжалование вынесенных решений по данным делам регулировалось нормами ТК РФ (1993г.). Однако, ТК РФ (1993г.) вступил в действие до принятия Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ и других законодательных актов. Вследствие чего, нормы, закрепленные в ТК РФ (1993г.), в том числе касающиеся производства и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил, вступали в явное противоречие с нормами, закрепленными в законодательных актах, принятых после 1993г. В связи с вышеизложенным, с 1 июля 2002г. в действие вступил в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях, в связи, с чем утратили силу нормы ТК РФ (1993г.), предусматривающие ответственность за нарушение таможенных правил, процедуру заведения, расследования и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил. Кроме того, с 1 января 2004г. в действие вступил новый ТК РФ, в результате чего нормы ТК РФ (1993г.) утратили силу в полном объеме.

Таким образом, с 1 июля 2002г. только КоАП РФ содержит исчерпывающий список составов административных правонарушений в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). Перечень административных правонарушений в области таможенного дела закреплен в главе 16 КоАП РФ и содержит 23 состава.

Вступление в действие нового КоАП РФ объединил все составы административных правонарушений, предусмотренных российским законодательством и процедуру возбуждения, расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях, что является позитивным в систематизации законодательства РФ.

Так, уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — далее КоАП РФ), если такие действия, имели место не в процессе перемещения, и не было обмана при их использовании; ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ), за исключением случаев, когда такие действия совершаются не в процессе перемещения указанных предметов через таможенную границу Российской Федерации, влекут наступление ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.[6] Административная ответственность за несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации наступает, как правило, за неполучение разрешения на перемещение наркотических средств, психотропных и других веществ через таможенную границу Российской Федерации. В этом разрешении указывается количество, вид и цели перемещения таких средств и другие сведения. Эти действия совершаются до начала перемещения указанных предметов через таможенную границу Российской Федерации, и если такие действия совершаются с нарушением действующего законодательства, например необходимое разрешение, подделывается или в это разрешение вносятся недостоверные сведения, то появляются основания для применения либо ст. 16.3 КоАП РФ, либо ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). Уголовно наказуемой контрабанда будет лишь в том случае, если такие документы затем используются в процессе перемещения. [2, c.12-13].

Контрабанда посягает на монополию внешней торговли государства  со всеми вытекающими отсюда негативными  последствиями для экономики  Российской Федерации. Под перемещением через таможенную границу понимается ввоз на таможенную территорию РФ либо вывоз с нее любым способом товаров или иных предметов. Перемещение производится: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; может быть сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является перемещение товаров и иных предметов в крупном размере, за исключением товаров и предметов, перечисленных в ч. 2 ст.188 УК РФ. Для наступления уголовной ответственности в последнем случае не имеет значения, в каком размере перемещаются товары или иные предметы.

Под сокрытием понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других. Под способом, затрудняющим обнаружение предметов, понимается физическое сокрытие перемещаемых предметов, при котором лицо, производящее таможенный досмотр багажа пассажира, товаров и транспортных средств, не может обнаружить сокрытые от таможенного контроля предметы, путем обычного визуального осмотра, либо помещение таких предметов в местах, не предназначенных для транспортировки товаров, доступ в которые затруднен, — в складках одежды, под одеждой, в естественных полостях тела, в тамбурах поездов, хвостовой части самолета и т. п.

Особым способом, затрудняющим обнаружение товаров, является использование тайников, к каковым относятся:

а) специально оборудованные устройства для сокрытия предметов от таможенного контроля, т. е. полностью изготовленные для незаконного перемещения предметов (магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией, и   т. п.);

б) приспособленные, т. е. подвергнутые конструктивным изменениям естественные полости на транспортных средствах и багаже (предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, оборудование их дополнительной оснасткой, приспособлениями, оборудование чемоданов двойным дном и т. п.). Рассмотренный способ достаточно часто встречается в судебной практике.

Под приданием  одним товарам вида других понимается: существенное изменение внешних характерных признаков предметов, которые позволяют отнести их к предметам иного вида.

При привлечении виновного лица к административной или уголовной ответственности наркотические средства, психотропные и другие вещества подлежат изъятию как запрещенные в гражданском обороте.

На практике часто  возникает вопрос о том, надо ли квалифицировать действия виновных в контрабанде наркотиков по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 228 УК РФ. В п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» говорится: «Действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также наркосодержащих растений или их частей, при незаконном перемещении этих средств, веществ и растений через таможенную границу Российской Федерации подлежат дополнительной квалификации по ст. 188 УК РФ».[29]

Информация о работе Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров