Незаконный оборот оружия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование комплекса криминологических и уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия, а так же подробное изучение криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, подтверждение актуальности и важности данной проблемы на сегодняшний день.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБОРОТЕ ОРУЖИЯ……….….5
1.1 Понятие и виды оружия………………………………………………6
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ…………………………………………………………………………12
2.1 Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия………………………………………………………………...12
2.2 Незаконное изготовление оружия………………………………….16
2.3 Небрежное хранение огнестрельного оружия……………………..18
2.4 Хищение либо вымогательство оружия……………………………18
ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ…………………………………………………………………….…..20
3.1 Причины незаконного оборота оружия……………………………20
3.2Основные направления совершенствования организации противодействия незаконному обороту оружия……………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………35

Файлы: 1 файл

Контрабанда.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ОБ ОБОРОТЕ ОРУЖИЯ……….….5

1.1 Понятие и виды оружия………………………………………………6

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ…………………………………………………………………………12

2.1 Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка  или ношение оружия………………………………………………………………...12

2.2 Незаконное изготовление  оружия………………………………….16

2.3 Небрежное хранение  огнестрельного оружия……………………..18

2.4 Хищение либо вымогательство оружия……………………………18

ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ  С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ…………………………………………………………………….…..20

3.1 Причины незаконного  оборота оружия……………………………20

3.2Основные направления  совершенствования организации  противодействия незаконному обороту  оружия……………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный период жизни государства  и общества чрезвычайно сложен. Существенным препятствием на пути проведения политических, экономических и социальных реформ в России является преступность, динамика количественных показателей которой  уже несколько лет остается неблагополучной. Качественная характеристика преступности также меняется не в лучшую сторону. Нарастающая вооруженность преступного  мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Массовость преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь; существует тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.

В сложившейся ситуации особую актуальность имеют проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия в Российской Федерации. Специально проведенные исследования показывают, что рассматриваемые противоправные деяния не только не уменьшаются, несмотря на активно принимаемые органами внутренних дел меры, но и становятся все более доходным преступным промыслом, имеющим, в отличие от ряда других посягательств, относительно большую  доступность и меньшую степень  риска разоблачения. Неконтролируемый оборот оружия приобрел организованный и транснациональный характер и  относится в современных условиях к сильнодействующим детерминантам  преступности.

Борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности по предупреждению преступлений, так  как она характеризуется двойной  превенцией: помимо пресечения незаконных действий в отношении оружия предупреждаются  и тяжкие последствия, которые могут  наступить при противоправном применении оружия.

В современных условиях возникает  необходимость принятия экстренных, более жестких мер по борьбе с  незаконным оборотом оружия, в первую очередь, связанных с усилением  контроля за его легальным оборотом. Разработка этих мер возможна лишь на основе глубокого криминологического исследования всех закономерностей незаконного оборота оружия, так как без фундаментальных научных исследований данного явления деятельность правоохранительных органов по борьбе с ним малоэффективна.

Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность темы исследования.

Целью курсовой работы является исследование комплекса криминологических и уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия, а так же подробное изучение криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, подтверждение актуальности и важности данной проблемы на сегодняшний день.

Задачи исследования. В  соответствии с этой целью необходимо обозначить и решить следующие задачи:

охарактеризовать развитие законодательства об уголовной ответственности  за незаконный оборот оружия в Российском государстве;

выделить понятие и  виды оружия;

дать уголовно-правовую характеристику действующего состава преступления, предусматривающего ответственность  за незаконный оборот оружия;

выявить причины незаконного  оборота оружия;

проанализировать основные направления совершенствования  организации противодействия незаконному  обороту оружия.

Объектом исследования является реальное состояние общественной безопасности и уголовно-правовые средства ее обеспечения при осуществлении профилактики и борьбы с проявлением одного из наиболее опасных преступных посягательств на общественную безопасность - незаконного оборота оружия.

Предметом исследования являются: уголовное законодательство, действующее  и в историческом аспекте, систематическая  отчетность, справки, обзоры судебной практики о преступлениях, связанных  с незаконным оборотом оружия.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является диалектический подход к рассмотрению объекта и предмета исследования с использованием общих и специальных  методов научного познания, таких, как  сравнительно-правовой, статистический метод моделирования, метод экспертных оценок, социологический и др.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных  авторов по уголовному праву, криминологии, уголовному процессу, криминалистике.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, действующие уголовное  законодательство России, руководящие  постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Правительства  РФ, относящиеся к проблемам исследования. Необходимо в ходе исследования изучить  опубликованные материалы судебной практики.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, библиографии и приложений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБОРОТЕ ОРУЖИЯ

 

1.1 Понятие и виды оружия

Настоящий Федеральный закон  регулирует правоотношения, возникающие  при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового  и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных  ресурсов, обеспечение развития связанных  с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью  и незаконным распространением оружия.

Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;

Основные части огнестрельного оружия - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка;

Холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;

         Метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;

Пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;

Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;

боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные  для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание;

Патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение;

Сигнальное оружие - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов;

Оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации;

Производство оружия - исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей.

           К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).

Виды оружия

Оружие в зависимости  от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое и холодное.

К гражданскому оружию относится  оружие, предназначенное для использования  гражданами Российской Федерации в  целях самообороны, для занятий  спортом и охоты. Гражданское  огнестрельное оружие должно исключать  ведение огня очередями и иметь  емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости  магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия.

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

    • огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
    • огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
    • газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
    • электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

2) спортивное оружие:

    • огнестрельное с нарезным стволом;
    • огнестрельное гладкоствольное;
    • холодное клинковое;
    • метательное;
    • пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

    • огнестрельное с нарезным стволом;
    • огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
    • огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
    • пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;
    • холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое  оружие, предназначенное для ношения  с казачьей формой, а также  с национальными костюмами народов  Российской Федерации, атрибутика  которых определяется Правительством  Российской Федерации.

Служебное оружие

К служебному оружию относится  оружие, предназначенное для использования  должностными лицами государственных  органов и работниками юридических  лиц, которым законодательством  Российской Федерации разрешено  ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или  для исполнения возложенных на них  федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и  природных ресурсов, ценных и опасных  грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные  с использованием и применением  служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми  уставными задачами).

К служебному оружию относится  огнестрельное гладкоствольное  и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной  энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное  гладкоствольное длинноствольное  оружие.

Служебное оружие должно исключать  ведение огня очередями, нарезное служебное  оружие должно иметь отличия от боевого  ручного стрелкового оружия по типам  и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе, огнестрельное гладкоствольное служебное оружие должно иметь отличия от гражданского по следообразованию на гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

К боевому ручному стрелковому  и холодному оружию относится  оружие, предназначенное для решения  боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства  Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке  и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию  в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ  С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ

В соответствии с Законом  об оружии оборот оружия включает его  производство, учет, хранение, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, использование, ввоз в страну и вывоз из нее.

Незаконный оборот оружия, являющийся предметом нашего рассмотрения, предполагает совершение тех же действий с оружием без разрешения компетентных органов государства, т.е. противозаконно.

К преступлениям, связанным  с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка  или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение  либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Незаконному обороту оружия способствует совершение таких преступлений, как небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

2.1 Незаконные  приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия

Непосредственным объектом данного преступления выступает  общественная безопасность в сфере  обращения с оружием, его основными  частями, боеприпасами, взрывчатыми  веществами и взрывными устройствами.

Предметами преступления, предусмотренного ч. ч. 1 - 3 ст. 222 УК РФ, как это видно из диспозиции, могут  быть огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему), взрывчатые вещества или взрывные устройства. По ч. 4 ст. 222 УК РФ предметами выступают газовое оружие, холодное оружие, в том числе метательное.

По объективной стороне  составы преступлений, раскрываемые ст. 222 УК РФ, включают незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку  и ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Части 1 и 4 названной статьи представляют собой основные составы, различающиеся  по предмету преступления (видам оружия) и перечнем незаконных действий с  ними. Части 2 и 3 являются соответственно составами с отягчающими и  особо отягчающими обстоятельствами по отношению к ч. 1.

Так, под незаконным приобретением  оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ  и взрывных устройств следует  понимать их покупку, получение в  дар или в уплату долга, в обмен  на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное  завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях  виновного не установлено признаков  его хищения.

Незаконная передача - это  незаконное предоставление перечисленных  предметов лицами, у которых они  находятся, посторонним лицам для  временного использования или хранения (аренда, ссуда и др.).

Под незаконным сбытом указанных  предметов имеется в виду их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или  безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Незаконное хранение огнестрельного оружия (за исключением гладкоствольного), его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств предполагает сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность. Термином "незаконная перевозка" обозначается их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.

По Постановлению Пленума  Верховного Суда РФ под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.

Наумов А.В. под незаконным приобретением названных предметов  понимает их покупку, получение в  дар или в уплату долга, в обмен  на товары и вещи, присвоение найденного и т.п. Под незаконным сбытом таких  предметов имеются в виду их продажа, дарение, обмен, передача в уплату долга  и т.п. Под незаконным хранением  данных предметов следует понимать их нахождение в помещении, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность. Перевозка означает транспортировку предметов любым  транспортным средством. Нахождение таких  предметов у виновного в транспортном средстве без соответствующего разрешения следует квалифицировать как  их хранение, перевозку или ношение, в зависимости от конкретных обстоятельств  дела. Незаконное ношение указанных  предметов представляет собой их нахождение в одежде или непосредственно  на теле обвиняемого, равно как и  переноска их в сумке, портфеле и  т.п.

Следует иметь в виду, что действующим законом (ст. 222 УК РФ) не предусмотрено уголовной ответственности  за незаконные действия с боеприпасами к гражданскому гладкоствольному оружию.

Так, Х., Ч. и Щ. приговором Суда Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры от 16 марта 2006 года были осуждены: Щ. - за незаконное хранение; Ч. - за незаконное ношение и передачу; Х. - за незаконное приобретение, передачу, перевозку  и ношение боеприпасов, совершенное  организованной группой.

Действующим законом (ст. 222 УК РФ) не предусмотрено уголовной  ответственности за незаконные действия с боеприпасами к гражданскому гладкоствольному оружию, которыми являются изъятые  по делу патроны к гладкоствольному охотничьему оружию 12 и 16 калибра. Поэтому по решению Верховного Суда РФ от 27 октября 2006 года Дело N 69-о06-22 из приговора подлежит исключению указание об осуждении: Щ. - за незаконное хранение; Ч. - за незаконное ношение и передачу; Х. - за незаконное приобретение, передачу, перевозку и ношение боеприпасов, совершенное организованной группой.

В качестве квалифицирующего ответственность обстоятельства уголовный  закон предусматривает группу лиц  по предварительному сговору.

Часть 3 ст. 222 предусматривает  ответственность за незаконные операции с огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными  устройствами, совершенные организованной группой.

Субъективная сторона  предполагает вину в форме прямого  умысла.

Что касается субъекта рассматриваемого преступления, то возрастная граница  для привлечения к ответственности  лица, уличенного в незаконном обороте  оружия, - 16 лет.

В соответствии с примечанием  к ст. 222 УК РФ лицо, добровольно сдавшее  любые виды оружия, предусмотренные  в качестве предмета рассматриваемых  преступлений, освобождается от уголовной  ответственности, если в его действиях  не содержится иного состава преступления. Добровольность означает, что сдача  оружия осуществляется по собственной  воле при сознании того обстоятельства, что органам власти об этом не известно и что преступление может быть доведено до конца. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных  в законе, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению  и изъятию. Сообщение будет признано добровольным и в том случае, если виновный рассчитывает получить обещанное  правоохранительными или иными  органами вознаграждение, так как  условие бескорыстия законом  не выдвинуто. Мотивы добровольной сдачи  также не влияют на решение вопроса  об освобождении от ответственности. Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение. О добровольности сдачи может свидетельствовать факт выдачи этих предметов или сообщение об их местонахождении органам власти при реальной возможности их дальнейшего хранения.

2.2 Незаконное  изготовление оружия

Под комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно  к ст. ст. 223 и 226 УК РФ следует понимать как основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку, ударно-спусковой  и запирающий механизмы), так и  иные детали, конструктивно предназначенные  обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).

Объективную сторону ч. 1 ст. 223 составляют: незаконное изготовление огнестрельного оружия, комплектующих  деталей к нему, незаконный ремонт огнестрельного оружия, комплектующих  деталей к нему, незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или  взрывных устройств. Для оконченного  состава достаточно совершения одного из указанных в ней действий.

Обстоятельства, перечисленные  в ч. ч. 2 и 3 ст. 223, идентичны обстоятельствам, указанным в ст. 222 УК РФ. Законодатель выделяет те же деяния, совершенные  группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 223) и организованной группой (ч. 3 ст. 223).

Предмет ч. 4 ст. 223 составляют газовое оружие, холодное оружие, в  том числе метательное.

Содержанием объективной  стороны является незаконное изготовление какого-либо из перечисленных предметов. Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание без полученной в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов (например, ракетниц, газовых, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Изготовление из охотничьего  ружья обреза также образует состав преступления, предусмотренный ст. 223 УК РФ.

Под ремонтом оружия понимается, устранение поломки оружия, возвращение  ему утраченных поражающих средств. При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тех тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать переделанное виновным оружие, а не те предметы, которые подверглись  переделке.

Изготовление или ремонт деталей оружия не влияющих на его  поражающие свойства не квалифицируются  как преступления, предусмотренные  ст. 223 УК РФ. Например, не подлежит уголовной  ответственности лицо изготовившее приклад для винтовки.

Субъективная сторона  предполагает вину в форме прямого  умысла.

Субъектом незаконного изготовления оружия является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В соответствии с примечанием  к ст. 223 УК РФ лицо, добровольно сдавшее  предметы, указанные в настоящей  статье, освобождается от уголовной  ответственности, если в его действиях  не содержится иного состава преступления.

2.3 Небрежное хранение  огнестрельного оружия

Статья 224 УК РФ предусматривает  уголовную ответственность за такое  хранение огнестрельного оружия, которое  создает условия для его использования  другим лицом. Это является содержанием  объективной стороны рассматриваемого преступления, которое совершается  путем бездействия.

Федеральный закон "Об оружии" обязывает граждан хранить оружие в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих  доступ к нему посторонних лиц (ст. 22). Требования к условиям хранения различных видов огнестрельного оружия определяются Правительством РФ.

Небрежное хранение предполагает наличие у лица законного права  на хранение данного оружия, иначе  ответственность наступит по ст. 222 УК РФ без дополнительной квалификации по ст. 224 УК РФ.

Состав предполагает установление, наряду с деянием, наступления тяжких последствий (например, умышленного  или неосторожного лишения жизни  человека, причинения тяжкого или  средней тяжести вреда здоровью, совершения самоубийства с использованием небрежно хранимого огнестрельного оружия и т.п.) и причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона  преступления может выражаться в  легкомыслии или небрежности.

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего  возраста.

2.4 Хищение либо вымогательство оружия

Под хищением понимаются совершенные  с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение  чужого имущества в пользу виновного  или других лиц, причинившие ущерб  собственнику или иному владельцу  этого имущества.

Вопросы квалификации преступлений, связанных с хищением либо вымогательством  огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, достаточно подробно изложены в постановлении  Пленума ВС РФ от 12.03.02 N 5.

В п. 13 данного Постановления указано, что по смыслу закона под оконченным хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Уничтожение, оставление на месте преступления или возвращение  назад похищенного оружия после  его использования для совершения других противоправных действий либо в иных целях не является основанием для освобождения лица от ответственности  за хищение оружия.

Уголовная ответственность  по комментируемой статье наступает  в случаях хищения огнестрельного оружия, комплектующих деталей к  нему, боеприпасов, взрывчатых веществ  или взрывных устройств как из государственных или иных предприятий  или организаций, так и у отдельных  граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

Лицо, признанное виновным в  хищении оружия, не несет дополнительной ответственности за утрату, уничтожение  или повреждение этого оружия.

Подлежат квалификации хищения  указанных в ней предметов, совершенные  различными способами, т.е. путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты, грабежа, разбоя.

Субъектом преступления могут  быть лица, достигшие 14-летнего возраста.

 

 

ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ  С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ

3.1 Причины незаконного  оборота оружия

Анализ данных статистической отчетности свидетельствует о тенденции  расширения незаконного оборота  оружия. По разным экспертным оценкам, в стране в незаконном обороте  находится от 1,5 до 5 млн. единиц огнестрельного оружия. Так, по данным МВД России, в  России действует более 3 тыс. организованных преступных группировок, занимающихся незаконным оборотом оружия. Многие из них имеют тесные связи с организованной преступностью других стран. Пограничные  и таможенные органы ежегодно пресекают  многочисленные попытки ввоза и  вывоза оружия. По существу, оружие превратилось в товар, приносящий значительные доходы преступникам. Ежегодно в стране регистрируется от 60 до 90 тыс. соответствующих преступлений. Из незаконного обращения органами внутренних дел ежегодно изымается  свыше 300 тыс. единиц огнестрельного оружия. Неуклонно увеличивается и достигает 30 тыс. число граждан, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности  за различные преступления, связанные  с незаконным оборотом оружия. Наибольшее их количество в последнее время  совершается в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском  крае, Мурманской и Калужской областях, а также в г. Москве.

Особая общественная опасность  незаконного оборота оружия состоит  в создании им необходимых условий  для совершения тяжких и особо  тяжких преступлений, в росте так  называемой вооруженной преступности. Причем некоторое снижение показателей  такой преступности объясняется  не ее реальным уменьшением, а увеличивающейся  латентностью. Состояние этой преступности, ежегодное совершение 12-14 тыс. преступлений с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств  вызывает особую тревогу.

Увеличение вооруженной  преступности находится в прямой зависимости от политической и экономической  ситуации за последнее десятилетие. Продолжающаяся нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных  конфликтов, криминализация экономики  привели к значительному росту  преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь, это  повлекло за собой открытое применение преступниками различных видов  оружия при совершении тяжких и особо  тяжких преступлений.

Перечень предметов вооружения, к которому проявляется преступный интерес, ныне расширился, вплоть до пулеметов, гранатометов, автоматических пушек  и др. Увеличению вооруженной преступности способствует и то, что в стране пока не перекрыты источники поступления  оружия в незаконный оборот. Таким  образом, незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре преступности и является одним из факторов, значительно  осложняющих современную криминогенную ситуацию. Составляя лишь 2,5% всей преступности страны, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, способствуют росту организованной преступности, терроризма и создают реальную угрозу общественной безопасности. Поэтому борьба с незаконным оборотом оружия занимает особое место в деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений. При этом пресечение незаконных действий в отношении оружия направлено и на предупреждение тяжких последствий, которые могут наступить при его противоправном применении.

Незаконный оборот оружия представляет собой сложный вид  преступной деятельности, включающий различные нелегальные способы  его приобретения и последующего обращения с ним.

При этом наиболее распространенными  источниками поступления оружия в незаконный оборот являются объекты  его хранения и производства. К числу таких объектов относятся воинские части, организации военно-промышленного комплекса, предприятия, производящие оружие, органы внутренних дел и подразделения внутренних войск. В настоящее время каждая третья единица из находящегося в незаконном обороте оружия похищена со складов и хранилищ, а каждая вторая - из воинских частей Министерства обороны Российской Федерации. Нередки случаи появления оружия в незаконном обороте в результате его утраты законными владельцами. Ныне в федеральном розыске находится свыше 60 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия и боевой техники.

Криминальный рынок пополняется  и оружием, похищенным с предприятий, его производящих. В городах, в  которых расположены предприятия-изготовители оружия, участились факты хищения  деталей стрелкового оружия с  последующей его сборкой.

Значительная часть оружия, находящегося в незаконном обороте, изготавливается кустарно. В последнее  время кустарное изготовление оружия характеризуется значительным повышением профессионального мастерства производителей, применением ими высококачественных технологий и совершенствованием образцов производимых предметов. Во многом развитие кустарного производства оружия обусловлено  кризисным состоянием предприятий  по производству оружия, вследствие чего его работники вынуждены самостоятельно добывать средства к существованию  путем незаконного изготовления оружия. Как правило, подобные преступления совершаются организованными группами лиц.

Источником поступления  оружия в незаконный оборот является также его контрабанда из-за рубежа, стран ближнего зарубежья, а также  из "горячих точек". Учитывая географическое положение России, происходящие в  ней социальные, экономические процессы, большой потенциал вооружения и боевой техники, происходящую передислокацию войск, военно-морских баз, наличие большого числа торговых, рыболовных, грузопассажирских портов, слабую укрепленность государственной границы, в последнее время расширяются предпосылки и возможности контрабандного вывоза и ввоза оружия. Все чаще оружие захватывается преступными группами и переправляется в районы межнациональных конфликтов.

Одним из основных способов, используемых преступниками для  приобретения оружия, является его  хищение с указанных выше объектов.

При совершении ежегодно около 3000 подобных преступлений соотношение  различных видов хищения оружия таково: кражи - 63%; разбойные нападения - 12%; грабежи - 9%; присвоение - 14%; растрата - 2%.

Большинство краж оружия (93%) совершается из его специальных  хранилищ (складов, оружейных комнат, дежурных частей с сейфами для  хранения оружия и др.) либо у отдельных  лиц. В зависимости от характера  проникновения в эти хранилища  кражи можно классифицировать на совершенные путем использования  свободного доступа (28%) либо технических  средств преодоления препятствий (72%).

В хранилища оружия преступники  обычно проникают с помощью специальных  средств либо воспользовавшись недостатками конструктивных элементов хранилища.

Такие кражи обычно совершаются  группами лиц, поскольку особенности  хранения оружия (техническая укрепленность объекта, наличие вооруженной охраны, сигнализация и т.п.) обусловливают необходимость совместных действий преступников. Причем большинство краж оружия из хранилищ (72%) совершается в ночное время.

Отличительной чертой краж оружия у физических лиц является использование преступниками сложившейся  ситуации (халатного отношения к  хранению оружия, выданного для постоянного  ношения; оставления оружия в автомобиле; нахождения лица, имеющего при себе оружие, в состоянии алкогольного опьянения; массового скопления  людей, позволяющего совершить кражу  путем срезания кобуры с пистолетом с ремня).

Хищения оружия путем разбойного нападения относятся к категории  особо тяжких преступлений, поскольку  преступник своими действиями, помимо причинения вреда общественной безопасности, посягает на жизнь и здоровье потерпевшего. При подготовке к совершению разбойного нападения преступники заранее  выбирают объект нападения (военнослужащие, несущие караульную службу; сотрудники милиции; дежурные части органов  внутренних дел); время совершения преступления; подыскивают средства подавления сопротивления  потерпевших, а также принимают  меры, обеспечивающие собственную безопасность. Причем в 33% разбойных нападений  преступниками использовалось оружие, изъятое ими у потерпевших, а  в 67% случаев - используемые в качестве оружия заранее приготовленные предметы (ножи, гвоздодеры, топоры и пр.). В результате разбойных нападений потерпевшим причинялись телесные повреждения различной степени тяжести (77%), а в некоторых случаях наступала их смерть (23%).

Незаконный оборот оружия наряду с его незаконным приобретением  включает также и такие противоправные действия с ним, как передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение, количество которых ежегодно составляет около 50 тыс. Применение находящегося в незаконном обороте оружия в  преступных целях выходит за рамки  такого оборота и образует наряду с ним самостоятельный вид  преступления.

Выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту  оружия, имеет важное значение для его предупреждения. К ним относятся:

недостаточная укрепленность границ Российской Федерации с рядом новых независимых государств, ранее составляющих СССР;

наличие очагов локальных  вооруженных конфликтов внутри России и вокруг нее;

снижение уровня исполнительской, служебной и производственной дисциплины в учреждениях, на предприятиях и  объектах, вовлеченных в оборот оружия;

слабая техническая защищенность подобных объектов;

ослабление жесткого государственного контроля за транспортированием и перевозкой оптовых партий оружия и боеприпасов, что в значительной степени связано с трудностями и упущениями в сфере проведения экономических и социальных реформ;

ухудшение общей криминогенной ситуации в России, связанной, прежде всего с проявлениями организованной преступности и ростом насильственных преступлений;

недостаточная эффективность  функционирования государственной  системы выявления и пресечения каналов незаконного оборота  оружия в связи с их слабой материально-технической  базой, проблемами кадрового обеспечения, слабой организацией взаимодействия и  координации между отдельными структурными звеньями, отсутствием единого централизованного  учета находящегося в обороте  оружия, боеприпасов.

В результате действия этих факторов наблюдается выход оружия из-под контроля государства, что  с неизбежностью влечет противоправное обладание им отдельными лицами. В  свою очередь, насыщенность страны оружием  предопределяет его неправомерное  применение. Соответственно возникает  и существует прямая зависимость  между ростом незаконного оборота  оружия и количеством совершаемых  вооруженных преступлений. Реальную опасность стали представлять организованные преступные группы, члены которых  используют оружие в качестве основного  аргумента при решении возникающих  проблем. Нормальным для них средством  устранения конкурентов стали убийства по найму.

Совершению преступлений в сфере незаконного оборота  оружия способствуют:

недостатки и пробелы  в законодательных и ведомственных  нормативных актах;

просчеты в организации  деятельности лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел;

недостатки в организации  и осуществлении контроля за оборотом оружия;

отсутствие должной координации  между подразделениями и службами органов внутренних дел и иными  правоохранительными органами в  области контроля за оборотом оружия;

слабое взаимодействие (либо вообще его отсутствие) между различными службами органов внутренних дел  в обеспечении контроля за оборотом оружия.

Важной объективной причиной незаконного оборота оружия является также недостаточное финансирование войск и воинских формирований, в  связи, с чем в полной мере не обеспечиваются надлежащие условия его хранения. Загруженность баз, складов и  арсеналов оружия превышает установленные  нормы. Значительное количество мест хранения оружия не соответствует установленным  техническим требованиям, что облегчает  проникновение в них посторонних  лиц. Более того, в ряде случаев  оружие хранится в не приспособленных  для этой цели помещениях. Существует дефицит пожарной техники и пожарной сигнализации, недостает или нуждается  в замене значительное количество технических  средств защиты.

Однако в основном причины  и условия, способствующие незаконному  обороту оружия, являются субъективными, повторяющимися из года в год. К ним  относятся: проявление существующих у  отдельных лиц отрицательных  нравственно-психологических качеств, антиобщественной установки личности; недостатки контроля за вооружением; недостатки в исполнении своих обязанностей военнослужащими, ответственными за сохранность вооружения; недостатки в работе по подбору кадров лиц, ответственных за сохранность оружия; нарушения военнослужащими правил осуществления охраны складов, арсеналов и баз.

3.2 Основные направления  совершенствования организации  противодействия незаконному обороту  оружия

Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях.

Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в  первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными  органами государства контроля за спросом  на оружие у законопослушной части  населения; исключение возможности  его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления  оружия в нелегальный оборот; изъятие  оружия из незаконного оборота.

Результативность достижения перечисленных целей во многом зависит  от обоснованности превентивных мер  с учетом реальных возможностей органов  государственной власти и управления (в первую очередь материальных), от проведения необходимых общегосударственных  мероприятий политического, социально-экономического, правового и воспитательного  характера, направленных на искоренение  причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений. В связи  с этим заслуживает серьезного внимания предложение о заключении Россией  межгосударственных соглашений со странами-участницами  СНГ и странами Прибалтики по выработке  законодательной базы, устанавливающей  единый порядок оборота оружия и  тесное взаимодействие правоохранительных органов этих стран в борьбе с  его незаконным оборотом. С целью  осуществления действенного контроля за незаконным оборотом оружия возможно также создание единого компьютерного банка данных, включающего в себя сведения: об оружии, находящемся в розыске (с подробным описанием его криминалистических характеристик); об изъятом оружии (с результатами его криминалистического исследования); о лицах, у которых изъято оружие, в том числе и о лицах, освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Возможно также создание специальной базы данных с внесением  характерных признаков лиц, у  которых виновные приобрели оружие. Наличие такого рода информации позволит осуществлять оперативный контроль, как за перемещением оружия, так  и за лицами, занимающимися его  незаконным оборотом, причастными к подобного рода преступлениям. Тем самым значительно облегчилось бы решение задачи установления и устранения источников поступления оружия в незаконный оборот. Поскольку одним из таких источников являются "горячие точки", важным средством противодействия незаконному обороту оружия будет прекращение боевых действий на соответствующих территориях.

Одним из основных факторов, влияющих на рост преступлений, связанных  с незаконным оборотом оружия, являются негативные последствия социально-экономического характера, породившие повышенный спрос  на предметы вооружения и возможности  его незаконного удовлетворения.

В связи с этим основной упор в общесоциальном предупреждении преступлений в сфере незаконного оборота оружия должен быть сделан на реальном улучшении социально-экономической ситуации в стране в целом. Как известно, позитивные факторы экономического характера обладают естественным профилактическим свойством. Развитие экономики будет способствовать процветанию социальной инфраструктуры, смягчит социальные последствия безработицы, увеличит благосостояние народа, предоставит возможности в удовлетворении его материальных, духовных и культурных потребностей, следствием чего в свою очередь станет снижение психологической напряженности в обществе.

Наряду с увеличением  рабочих мест необходимо предпринять  меры по повышению заработной платы  и своевременной ее выплате. Так  называемый кризис неплатежей по всем отраслям экономики, и в особенности  в бюджетной сфере, нередко становится причиной незаконного сбыта оружия из воинских частей и иных хранилищ.

Помимо этого, важное значение имеет организация досуга населения, способная "снять криминогенность", особенно в среде молодежи.

Происходящие в обществе негативные процессы существенно увеличили  приток несовершеннолетних в криминальные структуры. Они становятся "пешками" в руках не только уголовных элементов, но и нередко различных политических авантюристов, которые, преследуя свои интересы, провоцируют молодежь на совершение преступлений. Поэтому предупреждение преступлений в среде несовершеннолетних и молодежи должно стать важным направлением работы всех государственных институтов, в том числе и правоохранительных органов. Необходимо выявлять молодежь, вовлеченную в любые формы  криминальных проявлений, и помогать ей находить иные, позитивные решения жизненных проблем. Отсутствие средств у государства для строительства спортивных сооружений является одновременно и криминогенным обстоятельством, которое необходимо учитывать при планировании борьбы с преступностью в том или ином регионе страны. Для решения этой и многих других задач понадобятся значительные материальные затраты. Однако моральный и материальный ущерб, наносимый обществу незаконным оборотом оружия в целом, гораздо весомее.

В настоящее время следует  в первую очередь предпринять  усилия по повышению и укреплению деятельности правоохранительных органов  государства в целях их более  эффективного воздействия на предотвращение глобального развития негативных процессов  в сфере незаконного оборота  оружия.

Что же касается мер предупреждения преступлений, совершение которых сопряжено  с незаконным распространением оружия и предметов вооружения, то создание соответствующих средств борьбы с этими посягательствами предполагает еще и обнаружение в криминогенном комплексе такого объекта, который ранее не испытывал воздействия со стороны институциональных средств борьбы с преступностью. В настоящее время необходимы качественная перестройка всей системы профилактической работы, создание более эффективных средств воздействия как на преступность в целом, так и на преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.

В первую очередь это касается ряда подразделений органов внутренних дел, выполняющих наряду с другими  и превентивную функцию. К ним  относится лицензионно-разрешительная служба органов внутренних дел, сотрудники которой правомочны выдавать лицензии и разрешения на владение оружием. В  каждом случае поступления заявления  от граждан либо юридических лиц  о выдаче такой лицензии или разрешения сотрудники лицензионно-разрешительной системы обязаны тщательно проверить  заявителя, его соответствие требованиям, определенным Федеральным законом "Об оружии". Помимо этого, сотрудники лицензионно-разрешительной службы также  осуществляют систематическую перерегистрацию  владельцев гражданского и служебного оружия. Эта деятельность позволяет  выявлять лиц, владеющих оружием  без соответствующего разрешения, устанавливать  факты утраты оружия (с тем чтобы вовремя объявить его в розыск), изымать разрешения у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами, занимающихся токсикоманией.

Обязанностями работников уголовного розыска, подразделений лицензионно-разрешительной службы, участковых уполномоченных милиции  являются выявление лиц, незаконно  владеющих оружием; проведение работы среди населения по добровольной сдаче такого оружия в органы внутренних дел; привлечение к уголовной  ответственности виновных в незаконном обороте оружия, предупреждение тем  самым совершения других, более тяжких преступлений.

Большое значение в предупреждении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, имеют представления  прокуратуры и частные определения  судов, в которых администрация  соответствующих организаций уведомляется об упущениях, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, и  соответственно предлагаются конкретные меры по их устранению.

Очевидным фактом является и то, что чем больше оружия будет  бесконтрольно находиться в руках  у населения, тем больше будет  совершаться преступлений с его  применением. Нелегальное приобретение, сбыт, ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями  становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние  криминогенной обстановки. Следовательно, превентивные меры по специальной профилактике преступлений должны быть направлены на изъятие предметов вооружения у населения. Для решения этой проблемы необходимо использовать все доступные средства убеждения и принуждения. В некоторых регионах страны (г. Москва и Московская область, Республика Татарстан и др.) местные органы власти активно применяют такие формы стимулирования граждан, как денежное вознаграждение лиц, добровольно сдавших оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

Совершенствование государственного контроля за предметами вооружения предполагает налаживание должного учета наличия и расходования оружия; обеспечение надлежащего хранения этих предметов; улучшение работы по подбору кадров для деятельности, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия, усиление контроля за его сохранностью. В настоящее время уже накоплен определенный опыт организации и проведения совместных мероприятий органов внутренних дел с иными субъектами правоохранительной системы (органами ФСБ, ФТС и др.) по контролю за сохранностью оружия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокая степень общественной опасности незаконного оборота  огнестрельного оружия характеризуется  разнообразием преступных последствий. Кроме угрозы личности и имущества, преступные деяния несут в себе угрозу таким ценностям, как общественный порядок, нормальная деятельность органов  власти и управления, функционирование на должном уровне хозяйственных  объектов и негосударственных формирований.

Состояние незаконного оборота  оружия находится в прямой зависимости  от степени правопорядка в государстве. Незаконный оборот оружия можно рассматривать  как своеобразный индикатор, позволяющий  оценивать состояние государства  и национальной безопасности. Уровень  незаконного оборота оружия значительно  вырастает в те исторические периоды, когда нарушаются устои государственности, нарушается и ослабляется социальный контроль в обществе.

Итоги исследования последствий  рассматриваемого преступления позволяют  выделить их особенности:

- преступные последствия  могут представлять угрозу посягательства  на самое ценное благо человека - его жизнь и здоровье;

- совершаемое преступление  создает опасность неопределенному  кругу лиц;

- преступные последствия  могут выражаться в крупномасштабной  угрозе материальным ценностям  и другим интересам.

Полагаем, что общественная опасность незаконного оборота  предметов вооружения не может ограничиваться характеристикой последствий в  виде причинения вреда общественным отношениям. В качестве социальных последствий этого преступления выступают также и психологические  последствия. Значительный рост незаконного  оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств приводит к тому, что у населения появляется обостренное чувство страха, которое негативно влияет на условия жизнедеятельности общества.

Причинный комплекс незаконного  оборота оружия неразрывно связан с  современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий  преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному  обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.

В целях предупреждения незаконного  оборота оружия в России необходимо создать специальный государственный  орган по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:

- создание автоматизированной  системы учета огнестрельного  оружия, имеющегося на территории  России;

- осуществление контроля за оборотом оружия на всех его этапах, начиная с момента производства и заканчивая утилизацией;

- оказание помощи правоохранительным  органам в пресечении и раскрытии  преступлений, связанных с незаконным  оборотом оружия;

- контроль экспорта и  импорта вооружения;

- координация деятельности  ведомств, вовлеченных в оборот  оружия.

Особое опасение вызывает использование предметов вооружения организованной преступностью. Многие преступные группировки оснащены различными видами современного оружия. В психологическом  плане это создает у них  уверенность в достижении поставленных целей и безнаказанности. Следует  заметить, что вооруженность является конструктивным признаком ряда преступлений, совершаемых организованными группами, например бандитизма. Исследования практики применения судами законодательства об ответственности за бандитизм показали, что оружие и боеприпасы, находившиеся в бандах, в основном изъяты из свободного оборота (автоматы Калашникова, гранаты и др.). Это еще раз доказывает, что большая часть огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, используемых преступниками, похищается. Таким образом, рост фактов использования предметов вооружения в преступных целях вызывает необходимость постоянного внимания к работе по их предупреждению.

В современных условиях необходимо принять на федеральном уровне основополагающий документ об основах государственной  политики в области контроля за вооружением. В связи с этим необходимо разработать концепцию государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции, развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что потребность в установлении уголовно-правового запрета на незаконный оборот огнестрельного оружия является отражением происходящих в обществе процессов, дающих государству достаточные  основания для защиты общественных отношений от преступных посягательств. Эти основания образуют систему  предпосылок, которые не просто связаны  между собой, но и имеют единую сущностную основу. Вместе с тем  необходимо акцентировать внимание на различиях в механизме обусловленности  уголовной ответственности этими  предпосылками, что, несомненно, может  сказаться на законодательном закреплении, юридической природе рассматриваемого преступления и особенностях наказания  за него.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Уголовный кодекс Российской Федерации: (по сост. на 5 марта 2009 г.). - М., 2009.
    2. Федеральный закон 28 декабря 2010. N 404-ФЗ "Об оружии". Ст.789.
    3. Федеральный закон от 08.12.2011 г. № 424-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Ст. 3349.
    4. Перечень специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1436.
    5. Постановление Пленума Верховного Суда от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // БВС РФ. 2002. N 4.
    6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое".
    7. Определение Верховного Суда РФ от 18. 09. 2006 N 46-о06-56 // СПС Консультант. 2009.
    8. Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2006 N 69-о06-22 // СПС Консультант Плюс. 2009.
    9. Багаутдинов Ф., Ширкин А. Ручная граната: оружие, взрывное устройство или боеприпас? // Законность. – 2008. - № 1. - С. 11-13.
    10. Белозеров Ю.Н., Нагаев Е.А. Незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. М., 2000. 311с.
    11. Боровиков В. Преступления против общественной безопасности: Вопросы ответственности и совершенствования законодательства // Уголовное право. 2006. № 4. - С. 9-12.
    12. Викторов И., Терентьева Е. Надзор за исполнением законодательства, регулирующего оборот оружия // Законность. – 2006. - № 10. - С. 9-14.
    13. Воронин В. Незаконное изготовление оружия и незаконное культивирование наркосодержащих растений как разновидности незаконной трудовой деятельности // Уголовное право. 2005. № 2. - С. 110-111.
    14. Дикаев С.У. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Уфа, 1998. 421с.
    15. Загайнова Ю.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного оборота оружия (по материалам Восточно-Сибирского региона): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08/ Ю.В. Загайнова; Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, Байкальский гос. ун-т экономики и права. - Иркутск: Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2007. 190 с.
    16. Иванов Н.Г. Уголовное право Российской Федерации: Общая и Особенная части: Учеб. пособие доп. и перераб. – М., «Академия», 2008. 567 с.

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ


1.customs.h1.ru

2.pravo.php

3.customsrus.ru›node/1644

4. consultant.ru

 


Информация о работе Незаконный оборот оружия