Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследование способов используемых таможенными органами, которые способствуют эффективному выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через границу РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ…………………....….5
1.1. Понятие таможенного контроля, и его задачи способствующие выявлению незаконного оборота товаров……………………...…….…….……5
1.2. Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за неправомерное перемещение......................16
1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков……………………………33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г….50
2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе…….....50
2.2. Анализ деятельности Тюменской таможни по борьбе с контрабандой наркотических средств за 2006-2007 год…………………………….58 2.3. Анализ способов транспортировки и структура изъятых наркотических средств, в РФ за 2006-2007 год.…………….63
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ……….…………………………………………..…82
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения.……...….....................82
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков …90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…...... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…….….103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…...………...106

Файлы: 1 файл

diplom._rabota.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

4. Логическая обоснованность маршрута транспортировки.

Необходимо оценить: насколько  обоснован маршрут транспортировки  экспортной продукции с учетом логической целесообразности и экономической выгоды.

Для этого целесообразно проверить возможное существование более прямых, коротких и выгодных маршрутов транспортировки продукции с экономической точки зрения. Сложные маршруты, должны вызывать к себе внимание сотрудников таможенных органов. Это же полностью относится и к проверке необходимости наличия зарубежных посредников.

Организация и осуществление контроля в сфере внешней торговли за перемещением химических веществ в целях исключения их использования в подпольном производстве наркотиков является актуальной международной проблемой. Сложность заключается, прежде всего, в том, что химические вещества, используемые в подпольных лабораториях по производству наркотиков, приобретаются исключительно на предприятиях или базах законной химической или фармацевтической промышленности, где они на вполне законных основаниях производятся и находят широкое применение в промышленности, в медицине и в быту.

Признавая всю серьезность проблемы утечки контролируемой химической продукции  от законных производителей в сферу  незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, международное сообщество и законодательные органы в большинстве стран приняли соответствующие нормативные акты об управлении и контроле за легальным оборотом химических веществ, используемых в незаконном производстве наркотиков, и о борьбе с их нелегальным оборотом.

Всемирная таможенная организация  полагает, что таможенные службы во всех странах мира должны играть наиболее существенную роль в деле пресечения незаконного оборота исходных и основных химических веществ, при их перемещении через таможенные границы.

Поэтому сотрудникам таможенных органов необходимо иметь представление об основных каналах, приемах и способах получения химических веществ в интересах нелегального производства наркотических средств и психотропных веществ, которые приводятся в соответствующих материалах Международного комитета по контролю над наркотиками, Всемирной таможенной организации и Интерпола.

Таким образом, можно сделать вывод, что контрабанда наркотиков является одним из наиболее опасных видов таможенных правонарушений, следовательно, таможенные органы, в силу расположения на границах государств, являются естественным барьером для незаконного перемещения наркотиков. Борьба с незаконным перемещением наркотических средств через таможенную границу РФ является важнейшей задачей, стоящей перед таможенными органами России. Для выполнения этой задачи таможенные органы используют различные формы таможенного контроля, такие как проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение, таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр. Для повышения эффективности таможенного контроля применяются специальные технические средства, с помощью которых обеспечивается возможность выявления тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах, в которых могут находиться наркотические средства. Также эффективно для выявления наркотиков использование служебных собак, особенно при досмотре несопровождаемых грузов, общественного транспорта и труднодоступных мест. В этих условиях сотрудникам таможенных органов важно иметь хорошую профессиональную подготовку и надежные источники информации, с тем, чтобы повысить эффективность борьбы с наркобизнесом.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИКОВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г.

 

2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе РФ

 

 Во всем мире наркоманию рассматривают как крайне опасное общественно - социальное явление, несущее угрозу национальной безопасности государств. Наркомания и незаконный оборот наркотиков не имеют границ. Оказывая все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции, они поражают людей независимо от национальности, социального положения, пола, религии или расы. Поэтому мировое сообщество обоснованно проявляет озабоченность всевозрастающей масштабностью и опасностью распространения наркотиков в мире, понимая, что победить эту проблему в отдельно взятой стране невозможно.  Не вызывает сомнения, что надежный заслон международным наркодельцам непосредственно на государственной границе, т.е. на этапе проникновения в страну, способен существенно ограничить  возможности контрабандистов, предотвратить трагические последствия употребления наркотиков.

По разным данным, в  России на сегодняшний день от 3 до 6 миллионов людей являются наркозависимыми. В основном потребителями наркотиков являются россияне в возрасте до 30 лет. Средний возраст подростков, начинающих употреблять наркотики, – 14–16 лет. Среди детей и подростков, употребляющих наркотики, 99% больны гепатитом, а 20–30% являются носителями ВИЧ-инфекции. И в настоящее время нет ни одного субъекта РФ, где не стояла бы проблема быстрого увеличения количества наркоманов. Наркоситуация в Российской Федерации остается по-прежнему сложной, что представляет серьезную угрозу нравственному и физическому здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Учитывая сохраняющуюся остроту ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков Правительством Российской Федерации в последние годы был принят и реализован комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на ужесточение борьбы с этим социальным злом, а также консолидацию усилий всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и общества в этом направлении. Значительная часть наркотиков продолжает поступать на территорию страны по контрабандным каналам из-за рубежа. В связи с этим таможенные органы остаются главным форпостом антинаркотической системы противодействия на Государственной границе Российской Федерации. Как и в прошлые годы, наиболее активные попытки контрабанды наркотиков осуществлялись на южных рубежах страны, где проходят основные маршруты нелегального перемещения наркоконтрабанды из стран Средней Азии и Афганистана. Для  Российской Федерации подавление каналов транспортировки в нашу страну опиатов афганского происхождения является одним из важных приоритетов,  как в настоящее время, так и на среднесрочную перспективу. Героин, произведенный из афганского опийного мака, по-прежнему представляет большую опасность для населения нашей страны. Доля   потребителей   опиатов   уже   не   один   год   остается преобладающей в структуре российского наркорынка. Проникновение афганского героина в Россию в середине 90-х годов прошлого века совпало с периодом глубоких социально-экономических преобразований, когда значительная часть населения была выбита из привычного образа жизни, нарушилась система обеспечения правопорядка. В этих условиях практически за одно десятилетие в России сформировался крупный рынок потребления наркотиков, а наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Проложенные через Российскую Федерацию транзитные наркотрафики обросли обширными зонами наркоторговли.

Процесс наркотизации населения  оказал негативное влияние на криминогенную  обстановку, в стране: произошёл не только скачкообразный рост числа преступлений собственно в сфере незаконного оборота наркотиков, но и в связи с наркотиками стало больше совершаться иных насильственных и корыстных правонарушений.

Общая масса  изъятых из незаконного оборота и количество пресеченных попыток контрабанды на территории РФ наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ за период 1993 – 2007 гг. представлена в Таблице 2.1.1. и Приложениях 1, 2.

Таблица 2.1.1.

Год

Количество случаев

Масса, кг

1993

283

2408

1994

419

3127

1995

767

6457,3

1996

1233

6856,6

1997

1548

8451,6

1998

1719

11542,461

1999

1340

8454,287

2000

1251

8690,661

2001

985

8945,865

2002

1068

8973,81

2003

1177

8192,891

2004

1459

7020,937

2005

1407

6061,546

2006

1242

7287,259

2007

1201

2288,851


 

Из таблицы видно, в период с 1993 – 1995 г. показатели количества пресеченных попыток контрабанды и массы изъятых наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, являются самыми скромными по сравнению со следующими годами. Начиная с 1996 г. показатели начинают расти и самый пик по количеству пресеченных попыток контрабанды (1719) и массы изъятых наркотических средств (11542,461 кг) приходится на 1998 год.  С 1999 – 2005 г. показатели задержаний контрабанды и масса наркотических средств немного изменяются, но в целом остаются практически на одном уровне. С 2006 года происходят незначительные изменения к лучшему, и показатели становятся ниже. В первую очередь - это обусловлено результатами удачно проведенных в прошлый период совместных оперативных мероприятии, когда были пресечены попытки контрабанды особо крупных партий  наркотиков,  а  также уничтожены  обширные нелегальные посевы конопли. Таким образом, общие пиковые показатели задержаний контрабанды стабилизировались, вернувшись к традиционной динамике наркоситуации на таможенной границе прошлых лет, о чем свидетельствуют незначительно изменившийся показатель количества пресеченных попыток контрабанды наркотиков.

Особую общественную опасность представляет организованная, в том числе и транснациональная  преступность, обеспечивающая транспортировку и распространение наркотиков, а также легализацию криминальных доходов.

В 2007 году в  ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами из незаконного оборота изъято, в 1201 случае 2288,851 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

В указанный период обстановка на таможенной границе России, связанная с контрабандой наркотиков, по сравнению с предыдущими годами существенных изменений не претерпела, при этом ее динамика сохранила свои основные характеристики. Как и в прошлые годы, наиболее активные попытки контрабанды наркотиков осуществлялись на южных границах страны, где проходят основные маршруты нелегального перемещения наркотиков из стран Средней Азии и Афганистана.

На границе  с Финляндией и Норвегией обстановка оставалась достаточно благополучной по сравнению с другими участками границы и характеризовалась попытками перемещения относительно небольших объемов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, преимущественно их потребителями. На данном направлении в течение 2007 года было пресечено 27 попыток контрабанды преимущественно сильнодействующих препаратов, которые в основном вывозились с использованием автотранспорта в Финляндию.

На северо-западном участке границы и в Калининградском регионе сохраняется тенденция активных попыток контрабанды различных видов наркотиков с территории сопредельных стран Европы, при этом их транспортировка осуществлялась практически всеми видами транспорта.

По-прежнему для этого участка границы характерны продолжающиеся попытки ввоза кокаина через морской порт г. Санкт-Петербург из стран Латинской Америки, а также авиационным и автомобильным транспортом из сопредельных прибалтийских государств и других государств Европы. Ввоз синтетических наркотиков амфетаминового ряда также отличительно характеризует данный регион, что обусловлено близостью источников их производства.

Основная  масса марихуаны задерживалась  при ввозе с территории Литвы, Эстонии и Польши. Аэропорт «Пулково» (г. Санкт-Петербург) продолжает использоваться наркокурьерами для доставки в регион среднеазиатского героина и индийского гашиша. Географическое положение Калининградской области, наличие развитых морских и сухопутных сообщений, а также миграционные процессы способствуют росту интереса наркодельцов к данному региону. Через территорию Литвы в Калининградскую область поступает в основном героин, а из Польши - синтетические наркотики, при этом на контрабанде героина в основном специализируются преступные группировки, основу которых составляют представители этнических диаспор, прочно обосновавшихся на территории области, нередко использующих в качестве наркокурьеров коренных жителей приграничных районов из числа малоимущих или наркоманов. Для пересылки относительно небольших партий наркотиков продолжает активно использоваться канал международной почты, в том числе обычные письма.

Всего за 2006 год таможенными органами в Калининградской области пресечено 39 попыток контрабанды наркотиков, при этом из незаконного оборота изъято 2 кг 775 г наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. За 2007 год пресечено 36 попыток контрабанды наркотиков, из незаконного оборота изъято около 5 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

На границе с Республикой Беларусь по прежнему определяющим фактором обстановки является отсутствие полноценного таможенного контроля, что создает предпосылки для активного использования данного направления в качестве транзитного канала переброски наркотиков в Россию из сопредельных с Белоруссией стран Европы, а также вывоза азиатских наркотиков опийной группы в обратном направлении с территории России.                                                                  

На границе с Украиной продолжались активные попытки ввоза преимущественно наркотиков растительного происхождения, которые перемещались традиционными для этого направления способами по железной дороге и автомобильным транспортом. Также одним из наиболее частых способов контрабанды наркотических средств является маскировка среди продуктов питания, особенно домашнего консервирования.

Российско-украинский участок границы продолжает оставаться в числе лидеров по числу задержаний контрабанды наркотиков. В 2006 году в 272 случаях из незаконного оборота изъято более 48 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. В 2007 году на данном направлении пресечено 335 попыток контрабанды наркотиков.

На границе  с государствами Закавказья обстановка характеризуется

активными попытками  контрабанды различных видов  наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ  как при ввозе в Россию, так и при вывозе с ее территории.

Чаще всего  наркотики и наркосодержащие  лекарственные препараты задерживались  на участке Сочинской, Новороссийской, Дагестанской и Северо-Осетинской таможен, в зоне деятельности которых проходят основные каналы международных грузопассажирских перевозок на данном направлении. При этом на границе с Грузией (Абхазией) наркотики и наркосодержащие лекарственные препараты задерживались в основном при их вывозе с территории России через МАПП «Адлер», «Нижний Зарамаг» и «Верхний Зарамаг» пешим порядком или автомобильным транспортом.

При ввозе  в Россию наркотики в основном задерживались в зоне ответственности  Дагестанской, Сочинской, Новороссийской таможен при перемещении из Азербайджана, Турции и Ирана. Отмечается активизация попыток использования для доставки наркотиков канала регулярных международных авиаперевозок в аэропортах городов Сочи, Ростова-на-Дону и Краснодара. Продолжает увеличиваться число попыток контрабанды маковой соломы и семян кондитерского мака, содержащих в своем составе наркотические средства, что стимулируется их относительной дешевизной и повышенным спросом. Акватории Черного и Каспийского морей продолжают использоваться для нелегального перемещения наркотиков  в Россию и их транзита в страны Европы из Турции, Ирана, стран Средней Азии и Афганистана. Кроме этого, оперативные данные и конкретные факты задержаний свидетельствуют об активных попытках использования морского порта г. Новороссийск для ввоза на территорию России кокаина на судах, прибывающих из стран Латинской Америки.

Информация о работе Деятельность таможенных органов по выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их перекуров