Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:04, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследование способов используемых таможенными органами, которые способствуют эффективному выявлению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, перемещаемых через границу РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ…………………....….5
1.1. Понятие таможенного контроля, и его задачи способствующие выявлению незаконного оборота товаров……………………...…….…….……5
1.2. Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за неправомерное перемещение......................16
1.3. Способы выявления таможенными органами контрабанды наркотиков……………………………33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ СЛУЧАЕВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2006 – 2007 г….50
2.1. Общая характеристика наркоситуации на таможенной границе…….....50
2.2. Анализ деятельности Тюменской таможни по борьбе с контрабандой наркотических средств за 2006-2007 год…………………………….58 2.3. Анализ способов транспортировки и структура изъятых наркотических средств, в РФ за 2006-2007 год.…………….63
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ……….…………………………………………..…82
3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения.……...….....................82
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков …90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………..…...... 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…….….103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….…...………...106
Для эффективной работы таможенных органов необходимо, внедрение новых информационно-технических средств, в аэропортах установить недостающую ионорентгеносканирующую аппаратуру и желательно замена устаревшей техники.
3.2. Взаимодействие таможенных органов с другими организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Расширение
сотрудничества с международными экономическими
и финансовыми институтами, общность
интересов России и других государств
при решении многих проблем в
области международной
В настоящее
время значительно усилилось
влияние таможенного
Анализ наркоситуации в Российской Федерации показывает, что ее негативное развитие находится в прямой зависимости от состояния наркоситуации в других странах и, прежде всего, странах-участницах Содружества Независимых Государств, что в первую очередь обусловлено их географическим положением и общими тенденциями в развитии интеграционных процессов.
В 2007 году российские таможенные органы приняли участие в 10 международных и межведомственных совместных оперативно-профилактических операциях, направленных на выявление и пресечение каналов контрабанды наркотиков:
- «Апрельский марш» - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на российско- казахстанской границе;
- «Тамга» - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на канале пассажиро- и грузоперевозок между Россией и Турцией;
- «Восточный ветер» - операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на канале международных воздушных сообщений в рамках взаимодействия таможенных служб России и Белоруссии;
- «Мак» операция по перекрытию каналов контрабанды наркотиков растительного происхождения во взаимодействии с ФСКН России, ФСБ России, ПС ФСБ России, МИД России, МО России;
- «Канал-2007»- операция по перекрытию каналов контрабанды
наркотиков на всем протяжении границы Российской Федерации во взаимодействии с ФСКН России, ФСБ России, ПС ФСБ России, МВД России, МО России и правоохранительными органами зарубежных стран;
- «Атаман-2007» операция но перекрытию каналов контрабанды наркотиков на каналах международных почтовых отправлений и экспресс-курьерских сообщений совместно со всеми подразделениями таможенных органов России и таможенными службами государств-участников ВТО;
- «Экспресс» операция по предупреждению, выявлению и пресечению контрабанды наркотиков при перемещении товаров грузовым и железнодорожным транспортом.
В результате
проведенных мероприятий
Анализ оперативной обстановки, складывающейся на границах Российской Федерации, показывает, что криминальные структуры, специализирующиеся на контрабанде наркотиков, постоянно совершенствуют методы и способы противоправной деятельности, расширяя поле деятельности в масштабах сразу нескольких государств. При этом преступные международные группировки продолжают активно использовать позитивные процессы интеграции России в мировое сообщество.
В ходе осуществления мер, направленных на вскрытие и пресечение нарушений таможенного законодательства, ФТС России накоплен значительный опыт международного сотрудничества с таможенными и иными зарубежными правоохранительными ведомствами и организациями в противодействии международной наркоугрозе.
В 2007 году было организовано проведение 77 оперативно-розыскных мероприятий «контролируемая поставка», из которых 50 успешно завершены.
В результате проведенных мероприятий из незаконного оборота изъято 810,097 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе:
Мероприятия
проводились по информации, предоставленной взаимодействую
Примером может служить проведенная в 2007 году совместно с таможенной службой Германии операция «контролируемая поставка»:
- в период с 28 апреля по 08 мая 2007 г. сотрудниками Службы «Н» ГУБК ФТС России во взаимодействии с Московской южной таможней, Шереметьевской таможней, МВД России и Таможенной полицией Германии проведена операция «контролируемая поставка» в отношении партии наркотического средства кокаин, перемещаемого из Бразилии в Россию.
- 22.04.2007 г. сотрудники подразделения ZKA в аэропорту «Франкфурт-на-Майне» в ходе осуществления мероприятий по выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств, перемещаемых с использованием международных экспресс-курьерских отправлений (МЭКО), следовавших по каналам экспресс-курьерской компании «ТNТ» из Бразилии в Россию, была обнаружена посылка с посторонним вложением. Наркотик был сокрыт путем запрессовки в головки кнопок, в каждой из которых находилось около 3 г кокаина. Указанное МЭКО содержало 167 таких кнопок, в них находилось около 500 г наркотика. По данному факту возбуждено уголовное дело, в ходе проведения комплекса совместных ОРМ при попытке вскрытия посылки были задержаны с поличным получательница посылки и двое граждан Нигерии, причастных к указанной контрабандной поставке.
Результативности проводимых практических мероприятий, направленных на пресечение каналов контрабанды наркотиков, в значительной мере способствуют деловые контакты в рамках многосторонних международных встреч, конференций, учебных семинаров и рабочих совещаний.
В 2007 году представители российских таможенных органов принимали участие в следующих международных встречах подобного формата:
- специальное заседание 50-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, состоявшееся 12-16 марта 2007 г. в г. Вена (Австрия);
- заседание Группы сотрудничества служб контроля за наркотиками европейских аэропортах гражданской авиации (Группа Помпиду) Совета Европы, состоявшееся в апреле 2007 г. в г. Берн (Швейцария);
- заседание «круглого стола», состоявшееся в мае 2007 г. в г. Вена (Австрия) в рамках Парижского - Московского процесса под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности, посвященное вопросам противодействия контрабанде прекурсоров, используемых для производства героина;
- международная встреча представителей правоохранительных органов России, государств ЕС, а также Европола по вопросам пресечения нелегально оборота прекурсоров наркотических средств амфетаминового ряда, проведенная в мае 2007 г. на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России (г. Домодедово);
- международная рабочая встреча, посвященная вопросам борьбы с производством и контрабандой наркотиков и прекурсоров в регионе Балтийского моря, состоявшаяся в июле 2007 г. в Посольстве Швеции в Москве в рамках Балтийского оперативного проекта по наркотикам под эгидой Оперативного комитета региона Балтийского моря;
- российско-индийские консультации по рассмотрению и согласованию проекта соглашения между Правительством Республики Индии и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, состоявшиеся в июле 2007 г. под эгидой МИД России;
- международная встреча, посвященная вопросам организации деятельности Центрально-Азиатского регионального информационно-координационного центра (ЦАРИКЦ), состоявшаяся в июле 2007 г. в г. Ташкенте (Узбекистан) под эгидой Управления по наркотикам и преступности ООН;
- международный семинар по вопросам совершенствования межведомственного и трансграничного сотрудничества правоохранительных органов в Центрально-Азиатском регионе, проведенный под эгидой Управления по наркотикам и преступности ООН в г. Ашхабаде (Туркменистан) в ноябре 2007 г.;
- вторая встреча на высшем
уровне членов Координационного совета
по проекту «Россия-НАТО» по вопросам
обучения сотрудников правоохранительных
органов государств Центральной Азии
и Афганистана в сфере борьбы с
незаконным оборотом наркотиков, состоявшаяся
в октябре 2007 г. на базе Всероссийского
института повышения квалификации (ВИПК)
МВД России. В сентябре, октябре и
ноябре 2007 года в рамках реализации данного
проекта
представители ФТС России приняли участие
в мероприятиях, проведенных в формате заседании « круглого
стола» с участием представителей правоохранительных органов
государств-участников СНГ
и Исламской Республики Афганистан по
вопросам координации международного
взаимодействия в сфере борьбы с незаконным
оборотом наркотиков, в том числе с контрабандой
афганского героина, состоявшихся
на базе Международного межведомственного
центра подготовки сотрудников подразделений
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
при ВИПК МВД России.
В сфере деятельности российских таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков, несомненно, большую роль играет развитие международного сотрудничества с правоохранительными структурами стран Содружества Независимых Государств. Таможенные службы и иные правоохранительные органы этих государств не могут обойтись без взаимодействия друг с другом, так как речь идет о борьбе с преступными транснациональными сообществами, в которых так или иначе задействованы преступные элементы как минимум двух, а то и большего числа стран. В этом смысле, для Таможенной службы России развитие международного сотрудничества в рамках СНГ является одним из приоритетных и перспективных направлении деятельности.
Россию и другие страны Содружества сегодня объединяет общая цель - остановить афганскую наркоугрозу. Более того, масштабы и последствия распространения афганских наркотиков, прежде всего героина, затрагивают интересы всего мирового сообщества. Современная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков на территории и таможенных границах страны складывается весьма сложно и имеет предпосылки к дальнейшему негативному развитию.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация, связанная с контрабандой наркотиков на российско-казахстанской границе, через которую пролегают основные маршруты поставок контрабанды наркотиков на территорию России из стран Средней Азии и Афганистана, являющегося основным поставщиком героина на международные «рынки сбыта» наркотиков.
Одной из основных форм взаимодействия ФТС России с таможенными службами и правоохранительными органами государств СНГ является организация и проведение совместных целевых и широкомасштабных комплексных оперативно-профилактических операций международного и межрегионального уровня.
Важную роль в области международного взаимодействия, в том числе в сфере борьбы с контрабандой наркотиков играет Региональный узел связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации (ВТО) по странам СНГ «РИЛО-Москва», созданный в сентябре 2001 года решением Совета руководителей таможенных служб на основании соглашения с ВТО и таможенными администрациями ряда стран СНГ. Его офис находится в Москве и функционирует на базе Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России.
В настоящее время «РИЛО-Москва» является официально признанным международным объединением таможенных служб, активно принимающим непосредственное участие в глобальном информационном обмене. По каналам международной таможенной правоохранительной сети ВТО «СЕN» в режиме реального времени осуществляется обмен информацией с таможенными службами стран СНГ' и Всемирной таможенной организации о новых маршрутах перемещен и я контрабанды.