Теоретические основы страхования транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – осветить основные аспекты, проблемы и направления развития отрасли страхования в части страхования на транспорте. В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие страхования транспорта;
- определить виды страхования транспортных средств;
- изучить правовые основы страхования транспорта;
- проанализировать рынок страхования транспорта в России;
-выявить проблемы, тенденции и перспективы развития страхования транспорта.

Файлы: 1 файл

Страхование курсовая 2013.docx

— 972.81 Кб (Скачать)

По страхованию средств водного транспорта могут быть застрахованы морские и речные суда любого класса и назначения (корпус судна с надстройками и рубками, судовые помещения, двигатели, котлы, вспомогательные механизмы, оборудование, судовые устройства и т. д.). Страховые компании возмещают убытки, происшедшие вследствие случайностей и опасностей плавания, а также по другим причинам внезапного и непредвиденного характера. При этом все возможные события делятся на две группы — не связанные и связанные с действиями судовладельца. К первым относятся затопление судна в шторм, посадка на мель, удар молнии, пожар, пиратство и др. Наступление же рисков второй группы судовладелец, как правило, имеет возможность предотвратить: взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования и корпуса и т. п. Поэтому в последнем случае страховщики изучают все обстоятельства, связанные с возмещением убытков, на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца. Тарифы по страхованию средств водного транспорта устанавливаются индивидуально в каждом конкретном случае и зависят от различных факторов, влияющих на степень страхового риска, в т.ч.:

  • функциональное назначение, типы и модели судов;
  • возраст, техническое состояние конкретного судна;
  • география эксплуатации;
  • статистика происшествий за последние 5 лет по конкретному судну;

Договор страхования может быть заключен в одном из нижеследующих вариантов:

1) "с ответственностью за полную гибель". По этому варианту возмещаются убытки, возникшие вследствие полной гибели судна, которая произошла по любым причинам, кроме перечисленных в исключениях. Также подлежат возмещению убытки, связанные с пропажей судна без вести, убытки и взносы по общей аварии (по доле судна), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна, предотвращению и уменьшению убытков, а также по установлению их размера;

2) "с ответственностью за повреждение". Здесь возмещаются затраты по устранению повреждений судна, его механизмов, машин и оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в исключениях, а также расходы, указанные в п. 1;

3) "с ответственностью за гибель и повреждение". Это самый широкий объем обязательств страховщика, который объединяет пп. 1 и 2[3,с.454].

К упомянутым исключениям, когда убытки не возмещаются, относятся случаи их наступления вследствие известной страхователю немореходности судна до выхода его в рейс, эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его классом, износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования или принадлежностей и т. д.

Отметим, что страховая организация возмещает убытки, происшедшие только в том районе плавания или в том рейсе, который был указан в договоре страхования. При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении от обусловленного пути следования страхование прекращается. Однако если этот выход или отклонение связаны со спасанием человеческих жизней, судов и грузов, вызваны необходимостью обеспечения безопасности плавания, то страховая защита остается в силе. Для получения страхового возмещения судовладелец должен представить необходимые документы: судовые и машинные журналы, объяснения капитана и других членов команды, акт осмотра, подлинники счетов на все виды расходов, произведенных в момент происшествия и во время ремонта.

При повреждении судна возмещается стоимость его ремонта, равная сумме расходов, необходимых для приведения судна в состояние, в котором оно находилось в момент заключения договора страхования. Последний часто предусматривает и размер невозмещаемой части убытка. Например, могут не возмещаться 10% расходов по устранению повреждения машин, котлов и оборудования судна, 25% расходов по устранению повреждений, полученных в результате контакта со льдом, и др. Возмещение в размере страховой суммы выплачивается в следующих случаях:

а) при полной фактической гибели судна (судно полностью уничтожено или безвозвратно утеряно для страхователя);

б) при полной конструктивной гибели судна (восстановление или ремонт судна экономически нецелесообразны);

в) при пропаже судна без вести (о судне не поступало никаких сведений в течение трех месяцев, причем последнее известие о судне было получено до истечения срока договора страхования).

При выплате страхового возмещения в случае полной гибели или пропажи судна без вести к страховщику переходит право собственности на застрахованное судно в пределах уплаченной суммы. Однако если страховая компания отказывается от права собственности на судно, то возмещение выплачивается без вычета остаточной стоимости имущества.

 

1.3.Особенности страхования  транспортных средств в России

 

Страхование транспортных средств заключаются на добровольных началах с гражданами Российской Федерации не моложе 18 лет, иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, постоянно проживающими в России.

Договор страхования распространяет свое действие на страховые события (риски), которые произошли только на территории Российской Федерации.

Средство транспорта может быть застраховано за счет средств организаций и предприятий и личных средств граждан. На страхование принимаются средства транспорта: автомобили легковые, грузовые, грузопассажирские, автобусы, микроавтобусы, в том числе с прицепами (полуприцепами), а также тракторы, включая мотоблоки и мини-тракторы. Не принимаются на страхование автомобили (как иномарки, так и отечественные), не прошедшие регистрацию в установленном порядке (т.е. не состоящие на учете в ГИБДД).

Договор страхования может носить характер автоКАСКО, когда предполагается страховое возмещение от повреждения или гибели только самого транспортного средства, и авто-комби, когда одновременно с транспортным средством страхуется водитель, пассажир, багаж и дополнительное оборудование, установленное на транспортном средстве и не входящее в его комплект согласно инструкции завода-изготовителя.

Мировой финансовый и экономический кризис, оказавший существенное влияние на российскую экономику, обострил проблемы развивающегося страхового рынка Российской Федерации. Одной из них является ориентированность ряда компаний на увеличение объемов продаж без обеспечения должного контроля за финансовой устойчивостью. Сокращение объемов собираемых премий при отсутствии страховых резервов, обеспеченных высоколиквидными активами, серьезно ухудшило финансовое положение таких страховщиков.

В результате падения стоимости акций и иных ценных бумаг, банкротства ряда российских банков, неплатежеспособности контрагентов — участников финансового рынка не менее острой стала проблема нехватки ликвидности для выполнения страховых обязательств для страховщиков, проводивших недостаточно консервативную инвестиционную политику. Кризис также указал на необходимость в кратчайшие сроки обеспечить более эффективную систему надзора, ужесточить требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, ввести в страховых организациях систему внутреннего контроля и аудита. Требуют разрешения и затянувшиеся вопросы формирования актуарной инфраструктуры.

Сокращение объема страховых премий потребовало от страховщиков оценки эффективности работы всех ключевых направлений внутри компании: филиальной сети, каналов продаж, системы расчетов со страховыми агентами, IT-системы. Более серьезное внимание стало уделяться продуктовой линейке, ее соответствию современным условиям рынка, мерам по борьбе с мошенничеством и т. д. К сожалению, часть компаний выбрала иной путь: занижение размера страховых выплат, необоснованный отказ в выплатах и иные действия, связанные с нарушением прав страхователей. В результате резко увеличилось число жалоб страхователей, потребовавшее усиления контрольных мероприятий со стороны органа страхового надзора, а также принятия самых жестких мер в отношении недобросовестных участников рынка.

В первой главе курсовой работы были изучены теоретические основы страхования  транспорта, при этом были рассмотрены следующие вопросы:

  • Сущность и правовые основы страхования транспортных средств
  • Виды страхования транспортных средств
  • Особенности страхования транспортных средств в России

В ходе первой главы мы полностью изучили все теоретические аспекты страхования транспорта, а также страхование транспортных средств в РФ и его особенности.

 

 

2.Анализ рынка страхования  транспортных средств

2.1.Характеристика российского  рынка  автострахования

 

В 2012 году продолжилось сокращение числа действующих страховых организаций – годом ранее на рынке работало 572 компании. Соответственно, общее количество страховщиков за 2012 год сократилось на 19,9% или на 114 компаний. Кроме того, количество страховых брокеров за прошедший год снизилось на 5% - до 172.

Сокращение количества участников не повлияло на общие показатели страховщиков. Согласно данным ФСФР, общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2012 год составила соответственно 809,06 и 369,44 млрд. руб. (121,0% и 121,0% по сравнению с 2011 годом). Темп роста страховых премий и выплат по обязательным видам страхования за 2012 год по сравнению с предыдущим годом рассчитан без учета обязательного медицинского страхования за 2011 год.

 

Таблица1-Крупнейшие страховые компании России по объему страховых премий в 2012 году

 

Рост объемов страховых премий отмечается у всех компаний из десятки лидеров, но у отдельных страховщиков он был не значительным, что негативно отразилось на месте участника в рейтинге. Так, объем страховых премий в 2012 году компании «ВСК» вырос только на 13,15% (до 33,6 млрд. руб.), что определило ее позицию на шестом месте, тогда как по итогам 2011 года этот участник занимал пятую строчку. Одну позицию потеряла и компания «Страховая группа МСК», занявшая в обновленном рейтинге 10 место, а не 9, как это было по итогам 2011 года – объем премий в 2012 году вырос у этой компании только на 2,72% (до 19,95 млрд. руб.). Одновременно, значительный прирост объема страховых премий СК «ВТБ Страхование» (+167,11%) привел эту компанию в десятку лидеров 2012 года, где она заняла 9 место, отодвинув на 10 позицию «Страховую группу МСК» и вытеснив из списка Top10 компанию «Ренессанс Страхование», которая по итогам рейтинга 2011 года занимала 10 строчку.

На рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (15,0% от всего объема страхового рынка) по итогам 2012 года с сохраняющимся большим отрывом по объему собранных премий лидирует «Росгосстрах» (40.7 млрд. собранных премий), за ним следуют «Ингосстрах» (12.9 млрд. руб.) и РЕСО-Гарантия (10.7 млрд. руб.). Первые 10 компаний этого сегмента собрали 78% всех премий. В десятку крупнейших компаний по ОСАГО вошли также ВСК, «Страховая группа МСК», «АльфаСтрахование», СК «Согласие», «Альянс» (РОСНО), Страховая группа «УРАЛСИБ» и СОГАЗ.

В структуре страховых премий в 2012 году 18,5% пришлось на обязательные виды страхования (в том числе 15% составили премии по ОСАГО и 3,5% пришлось на остальные виды обязательного страхования) и 81,5% - на добровольные (в том числе 46.1% пришлось на страхование имущества, 22,5% - на личное страхование, 6,7% - на страхование жизни, 3,7% - на страхование ответственности, 2,5% - на страхование предпринимательских и финансовых рисков):

По страхованию автоКАСКО, которое на протяжении многих лет было главным локомотивом рынка, в 2012 году наблюдалось некоторое снижение темпов роста – сбор премий составил 195 млрд. рублей, рост сегмента составил 19%, а доля в общей премии сократилась до 21% с 24% годом ранее. Одним из самых крупных сегментов страхового рынка остается ОСАГО. В 2012 году здесь было собрано 121 млрд. рублей страховой премии, что составило 15% рынка. Темпы роста премий в 2012 году по отношению к 2011 году - 17,2%.

Охват добровольным автострахованием (автоКАСКО) российского автотранспорта в 2011 году вырос почти до 10% с 8,6% годом ранее. По Самым значимым итогом развития рынка страхования КАСКО автотранспорта в 2011 году стало значительное увеличение числа заключенных договоров - на 18%, до 4,1 млн, против 3,5 млн в 2010 году. При этом число договоров, заключенных предприятиями, выросло на 21%, до 589 тыс. Это говорит о росте проникновения страхования автотранспорта среди населения, тогда как рост страховой премии может быть объяснен увеличением стоимости страхуемого автотранспорта. Премии по страхованию КАСКО в 2011 году выросли также довольно заметно - на 18%, до 165 млрд рублей, при этом рост премий по страхованию за счет предприятий составил 21%. Средняя премия на договор изменилась незначительно - с 39,9 тыс. рублей до 40 тыс. рублей. В сегменте страхования за счет средств граждан она вовсе не изменилась и осталась на уровне 37,3 тыс. рублей.(таблица 2). Уровень выплат по страхованию КАСКО автотранспорта упал в 2011 году до 64% против 76% в 2010 году и 87% в 2009 году. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2010 году продажи легкового автотранспорта в России выросли на 30%, в 2011 году - на 39%. Росту рынка автострахования способствовали кредиты на приобретение машин. В 2011 году суммарная задолженность населения по банковским кредитам выросла более чем на 35%. В 2010 году 36% автомашин в России были проданы в кредит, в 2011 году - более 40%. При этом кредитные автомобили страхуются покупателями в обязательном порядке. Таким образом, рост доходов населения в сочетании с активностью банков по кредитованию населения и привели в сумме к росту рынка автострахования.[1]

рег.номер

название

город

тыс.руб. +% от всего рынка

1

928

ИНГОССТРАХ

Москва

23 307 378 (14.16%)

2

1209

РЕСО-ГАРАНТИЯ

Москва

20 851 427 (12.67%)

3

977

РОСГОССТРАХ

Люберцы

17 202 653 (10.45%)

4

1307

СОГЛАСИЕ

Москва

11 769 593 (7.15%)

5

621

ВСК

Москва

10 480 218 (6.37%)

6

461

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

Казань

8 276 667 (5.03%)

7

1284

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

Москва

7 692 520 (4.67%)

8

2239

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Москва

7 167 899 (4.35%)

9

290

АЛЬЯНС

Москва

5 496 986 (3.34%)

10

983

УРАЛСИБ

Москва

4 753 704 (2.89%)

Итого:

     

116 999 045 (71.07%)

Остальные:

   

47 623 108 (28.93%)

Всего по рынку:

   

164 622 153 (100%)

Информация о работе Теоретические основы страхования транспорта