Теоретические основы страхования транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – осветить основные аспекты, проблемы и направления развития отрасли страхования в части страхования на транспорте. В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- дать понятие страхования транспорта;
- определить виды страхования транспортных средств;
- изучить правовые основы страхования транспорта;
- проанализировать рынок страхования транспорта в России;
-выявить проблемы, тенденции и перспективы развития страхования транспорта.

Файлы: 1 файл

Страхование курсовая 2013.docx

— 972.81 Кб (Скачать)

Для наглядности динамику сборов и выплат по страхованию воздушных транспортных средств представим на рисунке 3.

 

Рисунок 3- Динамика сборов и выплат  по воздушному страхованию 2010-2012 г. 

Далее рассмотрим страхование водных транспортных средств. Морское страхование— отрасль страхования, охватывающая виды страхования, где в качестве объекта выступают имущественные интересы, связанные с судами морского и речного флота[4]

Поступления крупнейших страховых компаний по страхованию воздушного транспорта 2011г. представлена в таблице 13.

Рег.номер

название

город

тыс.руб. +% от всего рынка

 

1

928

ИНГОССТРАХ

Москва

921 259 (24.03%)

2

621

ВСК

Москва

445 033 (11.61%)

3

1209

РЕСО-ГАРАНТИЯ

Москва

412 095 (10.75%)

4

1307

СОГЛАСИЕ

Москва

351 096 (9.16%)

5

977

РОСГОССТРАХ

Люберцы

325 619 (8.49%)

6

1208

СОГАЗ

Москва

288 108 (7.51%)

7

2294

АЛЬЯНС

Москва

135 495 (3.53%)

8

1298

КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ

Когалым

115 233 (3.01%)

9

2239

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Москва

100 458 (2.62%)

10

159

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

Москва

89 216 (2.33%)

Итого:

     

3 183 612 (83.03%)

Остальные:

   

650 583 (16.97%)

Всего по рынку:

   

3 834 195 (100%)


Таблица 13- Поступления крупнейших страховых компаний по страхованию водного транспорта 2011г.

Как видно из полученных данных по поступлениям лидирует компания  «Ингосстрах». Поступления страховой компании в 2011 г. составили 921 259 тыс. руб., что составило  24,3 % поступлений всего рынка. Также в тройку лидирующих компаний входят компании ВСК с поступлениями в размере 445 033 тыс. руб. и компания «Ресо-гарантия» с поступлениями в размере 412 095 тыс.руб. Анализируя рынок страхования воздушного транспорта большая часть рынка, как и в других видах страхования, приходится на лидирующую десятку. Всего поступлений за 2011г. по рынку страхования водного транспорта составили 3 834 195 тыс. руб.

Проведем анализ страховых выплат за тот же период. Таблица 10 показывает, какие выплаты произвели лидирующие компании водного страхования транспортных средств.

Рег.номер

название

город

тыс.руб. +% от всего рынка

 

1

928

ИНГОССТРАХ

Москва

478 231 (22.64%)

2

621

ВСК

Москва

302 830 (14.34%)

3

1208

СОГАЗ

Москва

263 767 (12,49%)

4

1209

РЕСО-ГАРАНТИЯ

Москва

262 513 (12,43%)

5

977

РОСГОССТРАХ

Люберцы

216 970 (10,27%)

6

1307

СОГЛАСИЕ

Москва

91 417 (4,33%)

7

1284

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

Москва

88 496 (4,19%)

8

1908

РЕГИОНГАРАНТ

Москва

66 172 (3.13%)

9

2239

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Москва

51 176 (2.42%)

10

3211

ЮГОРИЯ

Москва

48 311 (2.29%)

Итого:

     

1 869 883 (88,53%)

Остальные:

   

242 357 (11,47%)

Всего по рынку:

   

2 112 240 (100%)


 

Таблица 14- Выплаты крупнейших страховых компаниий по страхованию воздушного транспорта  2011г.

Таблица 14 показывает выплаты лидирующих компаний водного страхования. Лидером по выплатам в 2011 г., как и по сборам, стала компания «Ингосстрах», ей пришлось выплатить 478 231 тыс. руб., при этом она лидирует и по поступлениям за рассматриваемый период. Второй компанией идет «ВСК». Ее выплаты составили 302 830 тыс. руб., при поступлениях в размере  445 033 тыс. руб. Третье место занимает компания «Согаз» с выплатами в размере 263 767 тыс. руб., за тот же период ее поступления составляли 288 108 тыс. руб.

Год

Поступления

Выплаты

Коэфф. выплат

Поступления (тыс.руб.)

% от показателя предыдущего  года

Поступления (тыс.руб.)

% от показателя предыдущего  года

2012

4 595 195

119.85

1 943 225

92.00

42.29

2011

3 834 195

98.33

2 112 240

77.10

55.09

2010

3 899 199

0.00

2 739 570

0.00

70.26


 

Таблица 15-Динамика сборов и выплат – по водному страхованию 2010-2012 г.

Для того, чтобы проанализировать динамику сборов и выплат по водному страхования за 2010-2012 воспользуемся таблицей 15.

Для наглядности динамику сборов и выплат по страхованию воздушных транспортных средств представим на рисунке 4.

Рисунок 4- Динамика сборов и выплат  по воздушному страхованию 2010-2012 г. 

Валовые показатели свидетельствуют о том, что 2012 год оказался менее успешным для страхового рынка, чем 2011. Объем премий увеличился до 809,06 млрд рублей. Годовой темп роста премий изменился незначительно (22% в 2012 году, 20% в 2011 году), однако квартальные темпы прироста постепенно замедляются (25,8% за первый квартал, 22,6% за 1 полугодие, 22% за 9 месяцев, 21,7% за год).

Рисунок 5- Ключевые показатели страхового 2010-2012 г.

Объем страховых премий по добровольным видам страхования за 2012 год составил 659,12 млрд рублей, по обязательным – 149,94 млрд рублей. Выплаты по добровольным видам (293,57 млрд рублей) увеличились в 2012 году на 21,1%, что ниже темпа роста премий (18,2%).

В целом по рынку положительную динамику продемонстрировали премии по всем видам добровольного личного страхования (236,23 млрд рублей, +29,4% по сравнению с 2011 годом) и добровольного страхования имущества (373,15 млрд рублей, +11,4%), кроме сельскохозяйственного страхования и страхования грузов. Все виды имущественного страхования показали темп роста ниже среднерыночного, а премии по страхованию грузов и сельскохозяйственному страхованию по сравнению с прошлым годом уменьшились. В структуре премий по добровольным видам основную часть занимают страхование средств наземного транспорта (29,63%), страхование имущества юридических лиц и граждан (19,89%).

Если в прошлые годы драйвером рынка было автокаско, то в 2012 году акцент сместился на личное страхование. За счет страхования от несчастных случаев объем премий в целом по рынку вырос на 17,3%, в то время как доля этого вида составляет лишь 9,1%. Положительная динамика обусловлена активным развитием банковских продаж, основой которых стал рост кредитования физических лиц (+39% в 2012 году по сравнению с 2011 годом). Объем премий по страхованию средств наземного транспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 18,1%, а выплаты – на 18,4%. Коэффициент выплат по сравнению с прошлым годом практически не изменился и составил 64,36 % (за 2011 год – 64,3%). Однако у 57 страховщиков из 224, занимающихся этим видом страхования, коэффициент выплат превышает 80%, у 34 из них – 100%.Основными проблемами этого сегмента рынка являются с точки зрения страховщиков – высокая конкуренция и очень низкая рентабельность, с точки зрения страхователей – занижение сумм выплат, затягивание сроков урегулирования убытков. Тем не менее именно автострахование обеспечивает значительную часть денежных потоков страховщиков.

Основная часть договоров страхования имущества крупных корпоративных клиентов заключается с использованием «административного ресурса», а конкурентные отношения развиваются главным образом в секторе страхования предприятий малого и среднего бизнеса. Договоры заключаются в основном в отношении имущества, используемого в крупных проектах, а также приобретаемого через кредиты и лизинг. Лидером страхования имущества юридических лиц со значительным отрывом от остальных является ОАО «Согаз» (36,6 млрд из 105,33 млрд рублей). Из ТОП-10 компаний по объему выплат по страхованию имущества юридических лиц 3 не входят в десятку лидеров по объему премий, причем у двух из них коэффициент выплат превышает 100%. Проблемой этого сегмента рынка является продолжающееся снижение тарифов в сочетании с высоким уровнем износа основных фондов, а также страхование не по восстановительной стоимости, а по балансовой. На этом фоне обеспечение полной страховой защиты в случае крупного убытка, сопоставимого по размерам с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, представляется довольно сложным.

Во второй главе курсовой работы был проведен анализ страховых компаний по различным видам страхования транспортных средств (автострахование, страхование средств железнодорожного транспорта, страхование воздушного транспорта, страхование водного транспорта). 
3. Проблемы и перспективы развития страхования транспорта в РФ

3.1.Проблемы развития  страхования транспорта в РФ

 

В период падения страхового рынка в условиях кризиса некоторые страховщики пытаются сохранить приток средств за счет демпинга. Однако данный путь не приводит к успеху. Экономический спад в России является довольно продолжительным, такие страховые компании сталкиваются с проблемой кассового разрыва. Страховщики, которые выберут стратегию демпинга, только отложат проявление своих фундаментальных проблем с устойчивостью. Если ОСАГО – это тот вид страхования автомобиля, без которого автовладельцу просто не обойтись, то КАСКО – это возможность выбора, страховать автомобиль дополнительно или нет. Что помогает КАСКО оставаться востребованной услугой? Прежде всего, уникальность этого вида страхования. Только КАСКО способно дать автолюбителю ту степень гарантий, которая его полностью устроит. И как это ни парадоксально, но автовладельцы именно сейчас готовы тратить больше денег на страхование своего транспортного средства. В условиях кризиса люди начинают больше ценить то, что имеют, и стремятся это сохранить. Дополнительные гарантии в виде страхового полиса КАСКО избавляют от лишних волнений. Если на протяжении последних лет рост популярность КАСКО объяснялся тем, что данный вид страхования сопутствовал покупке автомобиля в кредит, то сейчас картина изменилась. Пару лет назад покупатель кредитного автомобиля просто не мог избежать участи дополнительного страхования автомобиля, даже если не хотел никаких дополнительных гарантий, кроме полиса ОСАГО.

Сейчас автовладелец приходит в страховую компанию по собственной инициативе, и страхует свой автомобиль по системе КАСКО (по данным аналитики «УралСиб»). КАСКО стало желанным видом страхования, а не вынужденной мерой.

Таким образом, рынок автострахования КАСКО – одна из немногих отраслей, на которые мировой финансовый кризис оказывает наименьшее влияние. И перспективы роста данного рынка оцениваются как стабильные и успешные. Страховые компании смогут увеличить долю не только благодаря дальнейшему развитию своей деятельности, но и за счет принятия на страхование высвобождающихся страховых портфелей конкурентов, некоторые из которых будут испытывать финансовые затруднения. Такие затруднения будут вызваны несколькими основными факторами: недостаточными страховыми резервами, показателями убыточности и расходов на ведение дела, высокой долей в портфеле договоров ОСАГО. Взвешенная политика страховых компаний в области резервирования, андеррайтинга и риск-менеджмента позволяет смотреть в будущее с оптимизмом – невзирая на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, продолжить реализовывать потенциал и увеличивать долю на рынке, сохраняя качество бизнеса.

Автострахование было, есть и будет ключевым сегментом рынка страхования. В развитых странах этот вид страхования является убыточным, но им все равно занимаются из-за его большой социальной значимости, ведь это, пожалуй, единственный продукт в страховании, который страхователь покупает самостоятельно. Рынок автострахования проявляет свою зависимость от других сегментов страхового рынка. На сегодняшний день страховщики столкнулись с двумя проблемами: как удержать клиента и как привлечь нового. В свою очередь увеличилась миграция клиентов. Причинами этого стали: политическая нестабильность, предоставление скидок при переходе от одного страховщика к другому, отбор лицензий у некоторых СК, негативный опыт со стороны клиента, а так же советы друзей. Конкурировать в ценовом сегменте сегодня становится нецелесообразным. То, что демпинг – это путь в никуда осознали не только владельцы и акционеры СК, но и сами клиенты. Самой большой возможностью, которую дает сегодня кризис – является оттачивание и оптимизация обслуживания страхователя. В отсутствии качественно нового ценового предложения, СК может предложить сегодняшнему клиенту адекватный и удобный сервис, благодаря которому и набрать популярности и известности. Особое внимание компаниям сегодня следует уделить качеству выполнению своих обязательств.

Следует учесть, что многие компании, занимающиеся автострахованием, не имеют достаточного опыта в этом виде страхования и испытывают дефицит в квалифицированных специалистах. Кроме того, стремясь завоевать рынок, некоторые из них применяют демпинговые ставки: результат известен - банкротство ряда компаний.

Информация о работе Теоретические основы страхования транспорта