Теоретические основы тоталитаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 03:38, реферат

Краткое описание

Все антидемократические режимы объединяет то, что народ не признается источником власти и отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже записаны в конституции), фактически попираются, ограничиваются. Различают такие виды недемократических режимов, как тоталитарный и авторитарный. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный».

Оглавление

Введение.
1. Теоретические основы тоталитаризма.
2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима.
3. Разновидности тоталитарного режима.
4. Тоталитаризм и современность.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 32.35 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.

  1. Теоретические основы тоталитаризма.
  2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима.
  3. Разновидности тоталитарного режима.
  4. Тоталитаризм и современность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Все антидемократические  режимы объединяет то, что народ  не признается источником власти и  отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже записаны в конституции), фактически попираются, ограничиваются. Различают такие виды недемократических  режимов, как тоталитарный и авторитарный. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.

. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере существует одна правящая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация.

Экономика в основном ориентирована  на военную промышленность, т.е. происходит ее милитаризация.

Характерным признаком тоталитарного  режима является вождизм, т.е. выделение  вождя, личность которого, по сути, обожествляется, так как в массовом сознании с  помощью средств информации насаждаются  представления о его непогрешимости и других сверхъестественных качествах. В условиях такого режима господствует единая официальная идеология, насаждаемая с помощью эффективной пропаганды, а также насильственным путем. Инакомыслие не допускается. Все общественные организации действуют под строгим контролем со стороны государства. Права и свободы личности грубо нарушаются. Власть осуществляется преимущественно методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии.

  1. Теоретические основы тоталитаризма.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после Первой Мировой войны в странах, относившихся ко "второму эшелону индустриального развития". Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Само понятие «тоталитаризм» впервые  появилось среди оппозиции Муссолини  в 20-е годы прошлого века, для обозначения  политического режима, тяготеющего  к установлению абсолютного (тотального) контроля над всеми сторонами  жизни общества. Однако слово понравилось  самому Муссолини, и он ввел этот термин в политический лексикон для характеристики своего движения и режима в положительном  смысле. Употребляя эпитет «тоталитарный» Муссолини имел в виду, цель его  политики - обеспечить единство личности, партии, государства во имя достижения высшей, национальной идеи. При этом он опирался на философские труды  одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшего в правительстве Муссолини пост министра просвещения. Дж. Джентиле так определял сущность рассматриваемого политического режима: «для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)». Исходя из этого, Муссолини выступал за абсолютное всесилие государства: «все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

В Германии с приходом к власти режима А. Гитлера термин «тоталитарное  государство» применялся отдельными теоретиками (К. Шмидтом), однако в официальной  риторике термин не прижился. Гитлер предпочитал  определять свой режим как «фашистский», «национал - социалистический».

Но идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII - IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства над поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа". Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. "В диалоге "Государство" содержится знаменитый проект "идеального общественного строя", основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах ("Полития", "Законы") нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти". Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.  
Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

  1. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима

Как самостоятельные и качественно  целостные тоталитарные политические системы исторически сформировались из соответствующих диктаторских режимов, которые искусственно выстроили однотипные юридические, социальные и экономические отношения. В целом тоталитаризм явился одной из тех альтернатив, которые были у стран, оказавшихся в условиях системного (модернизационного) кризиса. Общими отличительными чертами такого рода кризисов являются: депрессия и утрата населением социальных ориентиров, экономический упадок, резкое социальное расслоение, распространение нищеты, преступности и т.п. В сочетании с наличием мощных пластов патриархальной психологии, культом сильного государства, деятельностью хорошо организованных партий с их железной дисциплиной и крайне амбициозными лидерами, а также распространением остро конфронтационных идеологических доктрин и некоторых других факторов указанные характерные особенности кризисов способствовали тому, что эти общества и встали на путь создания тоталитарных систем.

Первоначально системная характеристика тоталитарных политических порядков шла  по пути выделения наиболее важных и принципиальных черт тоталитаризма. Так, Фридрих и Бжезинский в упоминавшейся  работе выделили шесть его основных признаков: наличие тоталитарной идеологии; существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером; всесилие секретной полиции; монополию  государства над массовыми коммуникациями, а также над средствами вооружения и над всеми организациями  общества, включая экономические.

Основываясь на выводах К. Фридриха и 3. Бжезинского и обобщая практику франкистского режима в Испании, X. Линц выделил следующие элементы тоталитарного режима:

1) сильно централизованная, монистическая  структура власти, в которой господствующая  группа «не несет ответственности  ни перед каким выборным органом  и не может быть лишена власти  институциональными мирными средствами». Структура власти в таких режимах имеет пирамидальную форму, вершину которой венчает лидер (вождь) или группа. Все виды власти (законодательная, исполнительная, судебная) фактически сконцентрированы в руках правящей группы или вождя. Непременным условием функционирования пирамидальной структуры власти является сакрализация вождя;

2) монопольная, детализированная  идеология, легитимирующая режим  и пронизывающая его неким  величием исторической миссии. Значение  монопольной идеологии в подобных  системах велико, поскольку именно  она выступает в качестве механизма,  формирующего потребности и мотивации  индивидов, интегрирует общество  вокруг приоритетных целей. С  подчинения общества достижению  общей для всех идеи, коллективной  цели начинает формироваться  тоталитарный режим. Сведение  всего многообразия потребностей  к достижению единой цели не  оставляет места для свободы  и автономности отдельной личности;

3) активная мобилизация населения  на выполнение политических и  социальных задач с помощью  целого ряда монополистических  институтов, включая единственную, массовую партию, которые практически  душат в зародыше любую форму  автономной общественной и политической  организации.

В этих описаниях тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках государства. Однако само по себе государство не может  стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориентировано  на закон и установленную им систему  регламентации поведения граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как  специфической структуры и института  власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система  власти, стремящаяся к абсолютному  контролю над обществом и человеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура становится здесь формой тотального господства над обществом этого «центра» власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия. То есть тоталитаризм — это политическая система произвола власти.

Наиболее важным механизмом формирования таких политических и социальных порядков, подлинным движителем этого  процесса являлись идеологические факторы. Именно идеология определяла социальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического  идеала, формировала соответствующие  институты и нормы, закладывала  новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки их реализации. Только идеология  оправдывала реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало  уничтожению, все, что предписывалось им, — непременному воплощению. Занимая  центральное место в политических механизмах, идеология превращалась из инструмента власти в саму власть. В силу этого и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновидностью идеократии.

В качестве условий формирования тоталитаризма  выделяются следующие: резкая ломка  устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

В обощенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

— высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни  общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;

— формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно  обществу. Управление осуществляет господствующий слой — номенклатура;

— существует единственная правящая партия во главе с харизматическим  лидером. Ее партийные ячейки пронизывают  все производственно-организационные  структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки  создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата  с аппаратом правящих партий и  общественных организаций;

— демократические права и свободы  носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем государство выполняет  определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, медицинское  обслуживание и пр.;

— в обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное  владение истиной. Все иные идейные  течения подвергаются преследованию, оппозиционные взгляды проявляются  преимущественно в форме диссидентства;

— в тоталитарных идеологиях история  предстает преимущественно как  закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), во имя которой оправдываются  любые средства;

— власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

— власть располагает мощным аппаратом  социального контроля, принуждения  и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;

— государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации  ресурсов и концентрации усилий для  достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;

— политическая социализация имеет  целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые  жертвы во имя «общего дела». Подавляются  проявления индивидуальности, насаждаются  представления о государстве  как источнике распределения  всех благ, поощряются угодничество и  доносительство;

Информация о работе Теоретические основы тоталитаризма