Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:10, курсовая работа
Современное предприятие осуществляет свою деятельность в специфическом пространственно-временном контексте. Ежедневно руководителям приходится решать множество задач, связанных с организацией производства и реализации продукции, с размещением материальных ресурсов, использованием финансовых средств. Что требует более тщательного и комплексного подхода к анализу выручки и прибыли от реализации продукции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. Сущность и методика определения показателей финансовых результатов от продажи продукции………………………………………5
2. Хозяйственно-финансовая деятельность СХПК им.Черняховского……8
2.1.Краткая производственно–экономическая характеристика СХПК…. 8
2.2 .Динамика прибыли от реализации продукции в СХПК…….……….17
2.3.Индексный анализ финансовых результатов от реализации
продукции………………….……………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………30
Список использованных источников и литературы…………………………...32
По базисному методу:
∆Уб = = 103,75тыс.руб.
При цепном методе:
∆Уц = =-32тыс.руб.
Затем необходимо определить средний темп роста базисный по формуле:
Тр ср б = ,
Он будет равняться:
Тр ср б = = 0,874 * 100% = 87,40%
Теперь на основе рассчитанного среднего темпа роста можно подсчитать средний темп прироста:
Тпр ср б = Тр ср б -100%
Тпр ср б = 87,40% – 100% = -12,60%
Результаты произведенных расчетов основных показателей динамики представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Показатели динамики прибыли от реализации продукции СХПК им. Черняховского
Годы | Символы | Прибыль, тыс.руб. | Абсолютный прирост, тыс.руб | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное значение 1% прироста, тыс.руб. | ||||
базис-ный | цеп- ной | базис-ный | цеп- ной | базис-ный | цеп- ной | базис-ный | цеп- ной | |||
2006 | У1 | -2975 | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ | __ |
2007 | У2 | -2688 | 287 | 287 | 90,35 | 90,35 | -9,65 | -9,65 | 287 | -287 |
2008 | У3 | -2721 | 254 | -33 | 91,46 | 101,23 | -8,54 | 1,23 | 254 | 33 |
2009 | У4 | -2432 | 543 | 289 | 81,75 | 89,38 | -8,25 | -10,62 | 543 | -289 |
2010 | У5 | -2273 | 702 | 159 | 76,40 | 93,46 | -23,6 | -6,54 | 702 | 159 |
Анализ динамики прибыли от реализации продукции в СХПК им. Черняховского показал, что в период 2006-2010гг. происходили незначительные колебания финансовых результатов. Из года в год предприятие получает убытки. Положительным является то, что хоть медленными темпами, но все-таки сумма убытков сокращается (Приложение 5). Во время проведения анализа было подсчитано значение 1% прироста в течение 5-ти лет. Это показало, что каждый процент прироста стоит 29,74тыс.руб.
4 Индексный анализ финансовых результатов от реализации продукции
Для характеристики явлений и процессов экономической жизни статистики широко применяют обобщающие показатели в виде средних относительных величин и всякого рода коэффициентов. К таким обобщающим показателям относятся и индексы.
Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном.
Индексы и индексный метод анализа очень широко применяется для характеристики изменения уровня сложных экономических показателей, а так же в аналитических целях. Предпосылкой для проведения анализа в индексной форме является возможность представления результативного экономического показателя произведением двух или более составляющих или суммой таких произведений.
Задача индексного анализа состоит в том, чтобы рассчитать изменение сложного показателя при изменении величины только одного фактора так, чтобы величина других факторов была бы сохранена на определенном постоянном уровне.
При построении индексов, оценивающих влияние отдельных факторов на изменение сложного показателя, необходимо иметь в виду, что общий результат изменения этого показателя представляет собой сумму изменения за счет влияния всех исследуемых факторов, формирующих этот показатель.
Проведем индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК им. Черняховского и проанализируем изменения этих показателей во времени за счет изменения объемов продукции и уровня цен.
3
Таблица 10 – Реализация основных видов продукции
Вид продукции | Кол-во реализованной продукции, ц. | Себестоимость 1ц. реализованной продукции, руб,коп | Средняя цена реализации, руб., коп. | Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. | Затраты на продукцию, тыс. руб. | |||||||
2008г. | 2010г. | 2008г. | 2010г. | 2008г. | 2010г. | базисн. 2008г. | отчетн. 2010г. | условн. | базисн. 2008г. | отчетн. 2009г. | условн. | |
Символы | g0 | g1 | Z0 | Z1 | p0 | p1 | g0p0 | g1p1 | g1p0 | g0Z0 | g1Z1 | g1Z0 |
Зерно | 34674 | 22213 | 267,63 | 545,49 | 208,77 | 472,88 | 7239 | 10504 | 4637,4 | 9280 | 12117 | 5944,8 |
Итого по растениеводству | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 7239 | 10504 | 4637,4 | 9280 | 12117 | 5944,8 |
Мясо КРС | 1200 | 976 | 7389,17 | 4227,45 | 6880,0 | 3960,0 | 8256 | 3865 | 6714,,9 | 8867 | 4126 | 7114,3 |
Молоко | 8593 | 8165 | 724,54 | 934,27 | 693,47 | 852,17 | 5959 | 6958 | 5662,1 | 6226 | 7306 | 5915,9 |
Мясо свиней
| 372 | 536 | 5779,57 | 4800,37 | 5002,95 | 4024,25 | 1861,1 | 2157 | 2681,6 | 2150 | 2573 | 3174,0 |
Прочая продукция животноводства |
|
|
|
|
|
| 232 | 250 |
|
|
|
|
Итог по животноводству | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 16308 | 13229 | 15058,6 | 17243 | 14005 | 15204,2 |
Всего | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 23547 | 23733 | 19696 | 26523 | 26122 | 21149 |
3
Рассчитаем следующие индексы и их абсолютные изменения.
1) Индекс выручки и абсолютное изменение выручки от реализации продукции:
Iqp , где
Iqp - индекс выручки;
q1p1 – стоимость реализованной продукции в отчетном периоде;
q0p0 - стоимость реализованной продукции в базисном периоде.
Iqp *100% = 100,79%
∆ qp , где
∆ qp –абсолютное изменение стоимости реализованной продукции.
∆ qp = 23733 – 23547 = 186тыс.руб.
2) Индекс объема продукции и абсолютное изменение выручки за счет объемов продукции:
Iq = , где
Iq – индекс физического объема;
q1p0 – реализованное количество отчетного года в ценах базисного периода.
Iq = *100% = 83.65%
∆q =, где
∆q - абсолютное изменение выручки за счет изменения количества продаж.
∆q = 19696 – 23547 = -3851тыс.руб.
3) Индекс цен и абсолютное изменение выручки за счет цен:
Ip = , где
Ip - индекс цен;
Ip = * 100% = 120,50%
∆p =, где
∆p – абсолютное изменение выручки за счет цен.
∆p = 23733 – 19696 = 4037тыс.руб
4) Между этими индексами и абсолютными изменениями существует взаимосвязь:
Iqp = Iq * Ip или (18)
Делаем проверку:
1,0079 = 1,1050 * 0,8365 , то есть расчеты произведены правильно.
186 = 4037 -3851тыс.руб. следовательно, расчет сделан верно.
Из проведенных расчетов мы видим, что за анализируемый период размер выручки от реализации основных видов продукции в СХПК им. Черняховского увеличился на 186тыс.руб. или на 0,79%. При этом:
а) за счет объемов реализованной продукции уменьшилась на 3851 тыс. руб.
б) за счет цен увеличилась на 4037тыс. руб.
Помимо индекса выручки мы можем рассчитать еще и индекс себестоимости.
Izq , где
Izq = индекс себестоимости;
z1q1 – себестоимость произведенной продукции в отчетном периоде;
z0q0 – себестоимость произведенной продукции в базисном периоде;
Izq = * 100% =117.94%
Отсюда, можно найти экономию или перерасход в затратах. Перерасход затрат на производство продукции составил:
26122 -22149 = 3973тыс.руб.
Для проведения индексного анализа прибыли воспользуемся вспомогательными расчетами, приведенными в таблице 11.
3
Таблица 11 – Расчеты вспомогательных величин для проведения индексного анализа прибыли.
Вид продукции | Кол-во реализованной продукции, ц. | Себестоимость 1ц. реализованной продукции, руб. | Средняя цена реализации, руб. | Вспомогательные величины, тыс. руб. | ||||||
2008г. | 2010г. | 2008г. | 2010г. | 2008г. | 2010г. | |||||
Символы | g0 | g1 | Z0 | Z1 | p0 | p1 | (p0-Z0)q0 | (p1-Z1)q1 | (p0-Z1)q1 | (p0-Z0)q1 |
Зерно | 34674 | 22213 | 267,63 | 545,49 | 208,77 | 472,88 | -2040,9 | -1613,1 | -7479,5 | -4559,2 |
Итого по растениеводству | Х | Х | Х | Х | Х | Х | -2040,9 | -1613,1 | -7479,5 | -4559,2 |
Мясо КРС | 1200 | 976 | 7389,17 | 4227,45 | 6880,0 | 3960,0 | -611,0 | -260,9 | -3087,1 | -497,0 |
Молоко | 8593 | 8165 | 724,54 | 934,27 | 693,47 | 852,17 | -267,0 | -349,2 | -1965,9 | -256,1 |
Мясо свиней Прочая продукция животноводства | 372
| 536
| 5779,57
| 4800,37
| 5002,95
| 4024,25
| -289,0 232,0 | -415,8 250,0 | 108,6 232,0 | -416,2 232,0 |
Итого по животноводству Услуги | Х
| Х
| Х 1730,0 | Х 1974,2 | Х 1985,0 | Х 2090,0 |
-935,1
| -775,9 | -6941,6 | -3197,4 |
Всего | Х | Х | Х | Х | Х | Х | -2721 | -2273 | -12181 | --5242 |
3
1) Вначале определяют индекс прибыли от реализации продукции и абсолютный прирост суммы прибыли от реализации продукции:
I (p-z) , где
I (p-z) - индекс прибыли;
p1-z1 – прибыль, полученная от продажи одного изделия в отчетном периоде;
p0-z0 – прибыль, полученная от продажи одного изделия в базисном периоде;
I (p-z) = * 100% = 83,54%
∆(р-z) = , где
∆(р-z) сумма прироста прибыли
∆(р-z) = -2273- (-2721) = 448тыс.руб.
2) Раcсчитывается индекс физического объема и абсолютное изменение прибыли за счет изменения количества реализованной продукции:
Iq
Iq = * 100% = 192,63%
- 5242 – (-2721) = 2521тыс.руб.
3) Определяется индекс цен и абсолютное изменение прибыли от реализации продукции за счет средних цен реализации:
Ip
Ip = * 100% = 18.66%
-2273 – (-12181) = 9908тыс.руб.
4) Определим индекс себестоимости и абсолютное изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:
Iz
Iz = * 100% = 232,40%
-12181-(-5242)= 6939тыс.руб.
Найдем взаимосвязь между этими индексами и абсолютными изменениями.
0,8354 = 0,1866 *1,9263 * 2,3240
448 = 9908 – 2521 – 6939
Взаимосвязь между рассчитанными показателями соблюдена, значит, расчеты сделаны верно.
Проведенный индексный анализ установил, что СХПК им. Черняховского является убыточным производством. Убыток от реализации основных видов продукции уменьшилась на 448тыс. руб. Но за счет изменения цен сумма убытков возросла на 9908тыс.руб. А изменения себестоимости продукции оказало положительное влияние на финансовый результат, было получено дополнительно дохода в сумме 6939тыс. руб.
Отсюда следует, что для увеличения размеров выручки и прибыли предприятию необходимо увеличивать объемы производства и реализации основных видов продукции, при снижении себестоимости продукции, находить более выгодные рынки сбыта