Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить усыновление, как форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть государственные и государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. изучить семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. рассмотреть усыновление, как семейную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. изучить нормативно - правовую базу усыновления
5. исследовать анализ проблем усыновления на примере организаций в г.Новосибирске

Оглавление

Введение
1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно - правовая база усыновления
2.2 Процедура усыновления в России
2.3 Социальные проблемы усыновления
3 Исследование проблем усыновления
3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций
3.2 Пути решения проблем усыновления

Файлы: 1 файл

дипломная.rtf

— 754.84 Кб (Скачать)

Интервью на тему: «Проблемы усыновления в общественной организации «День Аиста»:

ПРОТОКОЛ ИНТЕРВЬЮ:

Место проведения: НГОО «День Аиста»

Время проведения: 21.04.2010г. с 12:30 до 14:30

Характер интервью: Полустандартизированное

Интервьюируемый: : социальный педагог общественной организации «День Аиста» - Соловьева Евгения Александровна.

Интервьюер: студентка 5 курса НГТУ, ФГО- Сулковская Нелли Александровна

Перечень заданных вопросов:

1. Каковы цели и задачи общественной организации «День Аиста»?

2. Какие же проблемы могут подстерегать тех, кто решил усыновить ребенка? И как приемным родителям найти общий язык с новым членом семьи? Основной страх, который испытывают родители, которые берут в свою семью приемного ребенка, -- это то, что плохая генетика помешает ему вырасти достойным человеком.

3. А если в семье уже есть свои дети, как помочь приемному ребенку и своему собственному быстро найти общий язык, и чтобы не было ревности?

4. А в каком возрасте лучше усыновить ребёнка?

5. Вы можете сказать, кто не может быть усыновителем? Не с юридической, а психологической точки зрения? Случалось в Вашей практике такое, что приходит к Вам семья, и Вы видите - ну никак этим людям нельзя позволить усыновить ребёнка! Или чтобы стать родителем достаточно одного жгучего желания, и уже одно это говорит о психологической зрелости будущего родителя?

6.Давайте поговорим о мотивациях. Что приводит людей к усыновлению? Давайте рассмотрим некоторые не вполне здоровые мотивации, которые заведомо приведут к негативным последствиям в будущем

7. С чем чаще всего обращаются в Школу Усыновителей?

8. Как Вы думаете, что мешает людям усыновлять детей? Ведь хотим мы этого или не хотим, негативное отношение к усыновлению в обществе существует.

9.Какая из всех форм жизнеустройства является наиболее предпочтительной на ваш взгляд?

По результатам интервью можно сделать следующие выводы, о проблемах усыновления в общественной организации «День Аиста» :

- основные проблемы, которые подстерегают новых родителей при усыновлении ребенка: это страх плохой генетики, которая может помешать развитию ребенка, так же - это период привыкания и формирование привязанности ребенка к новым родителям, так же если в семье есть свои дети - это проблема взаимоотношений между усыновленным ребенком и своим родным ;

- на воспитание ребенка влияет его возраст при усыновлении, чем в раннем возрасте он будет усыновлен, тем для него как его и воспитании, адаптации так и развитии (психическом) буде намного лучше для него самого.

- В организации «День Аиста» на практике по усыновлению сталкиваются не только с проблемами ребенка, а также и с проблемами родителей, которые хотят усыновить ребенка. Очень большое количество людей приходят с психологическими отклонениями, большое количество неуравновешенных людей.

-Мотивации людей к усыновлению различные, самой главной является - утрата собственного ребенка в семье, но эта мотивация очень сложная, как говорят специалисты организации. Также есть такая мотивация, как спасение страдающей души. Последствия этой мотивации тоже не столь простые.

- Большинство приемных родителей обращаются в организацию за советом в решении проблем, при уже усыновленном ребенке, такие проблемы как адаптация- с ней обращается каждый второй, проблема привыкания к друг другу после усыновления, проблема взаимоотношений между «родителями и детьми» и «приемным ребенком и своим ребенком», проблема трудного возраста.

Таким образом, в ходе интервью было выяснено, что наиболее предпочтительной формой для жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общественной организации «День Аиста» является полноценная семья, а то есть форма усыновления, но естественно негативного опыта в этой форме намного больше, чем позитивного, и об этом свидетельствует очень много факторов. Специалисты организации проводят большое количество семинаров, круглых столов, тренингов, конференций по вопросам проблем, связанных с усыновлением.

Интервью на тему: «Проблемы усыновления в ГБУ НСО "Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"

ПРОТОКОЛ ИНТЕРВЬЮ:

Место проведения: ГБУ НСО "Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"

Время проведения: 2.04.2010г. с 13:30 до 15:30

Характер интервью: Полустандартизированное

Интервьюируемый: : Зам. директора по воспитательной и реабилитационной работе Коростелева Алена Александровна

Интервьюер: студентка 5 курса НГТУ, ФГО- Сулковская Нелли Александровна

Перечень заданных вопросов:

1. Нарисуйте «портрет» биологической мамы, которая, бросила ребёнка. Почему они это делают?

2. Расскажите о тех, кто усыновляет - что это за люди? Достаточно ли выполнения всех формальных условий (сбор документов, соответствие социального статуса и проч.) для того, чтобы стать усыновителем, или человеку предстоит пройти психологическое тестирование? И как Вы считаете, нужно ли такое тестирование, ведь с одной стороны - это затрудняет доступ к ребёнку ответственных, зрелых усыновителей, а с другой - эта мера помогла бы исключить тех, кто со своими мотивациями ещё не определился («незрелых усыновителей»)?

3. Вообще, Вы можете определить на консультации или после непродолжительной беседы, насколько человек готов взять на себя ответственность за усыновляемого?

4. Многие родители рассказывают, что на этапе подготовки и сбора документов сотрудники детских и родильных домов отговаривают их от усыновления, рассказывают страшные истории про «дурную наследственность» и несуществующие заболевания у ребёнка… Насколько правомерны подобные «профилактические» беседы? Зачем вообще они это делают? Неужели, таким образом хотят проверить серьёзность намерений усыновителя или за этим могут стоять какие-то другие причины?

5. Расскажите об особенностях усыновления и опеки детей, имеющих братьев-сестер, иных родственников. И с реализацией прав этих родственников в отношении деток какие сложности могут здесь возникнуть?

6. Если у человека на руках есть все документы, он просит направление на конкретного ребенка, но ему отвечают: ребенок уже выбран. КАК можно проверить, правда это или нет? Имеет ли право кандидат потребовать каких-либо доказательств этих слов? Иначе получается, любого ребёнка опека может отдать или не отдать на своё усмотрение?

7. Что значит понятие «статус на усыновление»? В каких случаях ребёнок его получает? Что это означает и для его дальнейшей судьбы, и для потенциальных усыновителей?

8. Почему некоторые детки подолгу не получают статус на усыновление, какие детки могут получить этот статус (требования закона)?

9. Возможно ли усыновление/опека детей контактных по ВИЧ/гепатиту и детей инфицированных ВИЧ/гепатитом? С какими трудностями можно столкнуться, желая усыновить такого ребёнка, и как грамотно им противостоять?

10. Многие потенциальные усыновители не решаются на это, потому что боятся, что они сами и их родственники будут любить этого ребёнка меньше или не будут вообще, опасаются дурной наследственности и т.д. Как подготовить к новому члену семьи родственников или уже имеющихся родных детей?

11. Как Вы считаете, что предпочтительнее - опека, усыновление, попечительство? И что, как Вам кажется, лучше для ребёнка?

По результатам интервью можно сделать следующие выводы, о проблемах усыновления в ГБУ НСО "Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" :

-большинство молодых мам отказываются от своих детей по различным причинам: 5 - 6 беременность, наркозависимость как матери так и отца ребенка, гепатит у ребенка, либо несовершеннолетняя мама.

-при усыновлении сталкиваются также с проблемами не только у детей, но и у родителей, которые хотят усыновить ребенка (большинство неуравновешенные люди), или для некоторых усыновление является шагом отчаяния, так как супруг требует детей.

-на этапе подготовки возникают некоторые проблемы: сотрудники представляют полностью картину здоровья ребенка (плохая наследственность, заболевания), также проводятся профилактические беседы с будущими родителями

-возникают проблемы в усыновлении детей, у которых есть братья-сестры, желательно усыновлять братьев и сестер в одну семью.

-«статус на усыновление» получают не все дети, и это очень печально.

-многие трудности возникают у детей инфицированных ВИЧ/гепатитом, таких детей усыновляют иностранные граждане, так как за границей имеются технологии, сохраняющие и поддерживающие уровень здоровья этих детей на высоком уровне.

-проблемы взаимоотношений усыновленного малыша и родственников, многие не принимают ребенка в свою семью.

Таким образом, несмотря на большое количество проблем, возникающих при усыновлении, все-таки усыновлению отдают большее предпочтение.

Интервью на тему: «Проблемы усыновления в Отделе опеки и попечительства Администрации Ленинского района г.Новосибирска»

ПРОТОКОЛ ИНТЕРВЬЮ:

Место проведения: Отдел опеки и попечительства Администрации Ленинского района

Время проведения: 4.06.2010г. с 16:00 до 17:00

Характер интервью: Полустандартизированное

Интервьюируемый: начальник отдела Фирсова Елена Валентиновна

Интервьюер: студентка 5 курса НГТУ, ФГО- Сулковская Нелли Александровна

Перечень вопросов:

1. Может ли усыновить ребенка одинокий человек?

2. Существуют ли ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?

3. Говорят, что существует огромная очередь на усыновление. Так ли это?

4. Велик ли риск, что кровные мать или отец будут настойчиво разыскивать усыновленного ребенка и пытаться его отобрать?

5. У выбранного для усыновления ребенка есть двое старших братьев. Можно ли удочерить только младшую девочку?

6. Что делать, если сам ребенок начнет искать своих родителей?

По результатам интервью можно сделать следующие выводы, о проблемах усыновления:

-ребенка может усыновить как одинокий человек, так и супружеская пара, но к одиноким людям относятся в органах опеки очень осторожно, тщательно изучают мотивы усыновления, так как неполные семьи входят в группу риска.

-большое значение имеет возраст ребенка при усыновлении, тяжелее всего приходится родителям с подростками. С возрастом ребенка его потребности возрастают как в материальном плане, так и в плане активного общения.

-многие говорят, о том, что существует очередь на усыновление, это не так. Брошенных детей гораздо больше, чем желающих их усыновить.

-очень много невостребованных детей чуть более старшего возраста или имеющих небольшие проблемы со здоровьем, из-за чего они остаются без родителей.

- Разделять детей закон позволяет только в крайнем случае, когда дети не знают друг друга или один из разделяемых детей - инвалид, находится в специализированном учреждении и усыновление одного из детей отвечает его интересам. Интересы усыновителей в расчет не принимаются, так как усыновление - это форма защиты детей. Однако такое требование предъявляется только при усыновлении (удочерении), так как оно разрушает родственные связи. Решение о возможности или невозможности такого усыновления принимает суд.

Можно подвести итог, таким образом, усыновление несмотря на огромное количество минусов и проблем остается приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Столкнувшись с какими-то проблемами - их можно решить и преодолеть.

 

3.2 Пути решения проблем усыновления в г.Новосибирске

 

В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу различных причин уже оставшихся без родительского попечения, следует рассматривать развитие различных форм семейного устройства таких детей как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.

С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться в семье (статьи 54, 123 Семейного кодекса Российской Федерации) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства.

В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия в этом направлении должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, выполняющим функции регионального оператора.

Реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь, населения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот