Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить усыновление, как форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть государственные и государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. изучить семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. рассмотреть усыновление, как семейную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. изучить нормативно - правовую базу усыновления
5. исследовать анализ проблем усыновления на примере организаций в г.Новосибирске

Оглавление

Введение
1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно - правовая база усыновления
2.2 Процедура усыновления в России
2.3 Социальные проблемы усыновления
3 Исследование проблем усыновления
3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций
3.2 Пути решения проблем усыновления

Файлы: 1 файл

дипломная.rtf

— 754.84 Кб (Скачать)

Серьезные проблемы

Однако было бы слишком наивно думать, что все настолько радужно и прекрасно, что любовь и забота лечит все. Конечно, в любом случае, в семейной обстановке любой ребенок будет развиваться лучше, чем в сиротском учреждении. Но многие проблемы, увы, коррекции до состояния «не хуже, чем у других» могут и не поддаться. И главная проблема в том, что не всегда можно определить одно от другого.

Тяжелая внутриутробная интоксикация. Дети, рожденные от наркозависимых матерей довольно часто имеют серьезные поражения центральной нервной системы, которые не всегда поддаются коррекции. Внешне у крохи выражена брахицефалия (соотношение длины и ширины головы, при котором ширина составляет более 80,9% длины), недоразвитие нижней челюсти, нависающий лоб, косоглазие, дефект ушных раковин. В анамнезе -- абстинентный синдром, то есть послеродовая ломка, судороги. Обычно при таких ярких внешних дефектах развитие ребенка будет очень проблемным. Однако некоторые проблемы не видно невооруженным взглядом -- они аукнутся лишь в будущем.

Аутизм. Это заболевание встречается во всех социальных слоях, причины его возникновения до конца не ясны. Однако те проявления, которые у домашних детей определенно свидетельствуют об аутизме той или иной степени (не реагирует на приближение мамы, не улыбается, не гулит, не смотрит в глаза в возрасте полугода, совершает монотонные укачивающие движения с отсутствующим видом в более старшем возрасте), для сирот может быть и нормой -- последствием депривации.

Детский церебральный паралич. У новорожденных далеко не всегда можно поставить этот диагноз, если форма заболевания не особенно тяжелая. Это касается и домашних детей, и сирот. Также сложно дать прогноз на коррекцию.

Умственная отсталость. У малышей выявить или предположить разные формы истинной, органически обусловленной умственной отсталости, если она не сопровождается другими заболеваниями, вызвавшими очевидные изменения лица и тела, -- невозможно. Фактор депривации делает «отсталыми» практически всех сирот.

Пороки развития внутренних органов. На глаз их не увидишь, нужно тщательное обследования малыша. Да и то оно даст результат, только если знать, что именно нужно искать.78

Влияние наследственности на интеллект и характер в разных возрастах:

Исследования показывают, что гены отвечают за 50-70% разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49% различий по выраженности пяти "универсальных", наиболее важных, свойств личности:

уверенности в себе,

тревожности,

дружелюбию,

сознательности,

интеллектуальной гибкости.

Это данные - для взрослых. Однако степень влияния наследственности зависит от возраста. Результаты психогенетических исследований не подтверждают распространенное мнение, что с возрастом гены все меньше влияют на поведение человека. Генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств для взрослых выше, чем для детей. Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве внутрипарное сходство многояйцевых близнецов такое же высокое, как для однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребенка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - предподростковый возраст 8-11 лет.

Кроме того, в разных возрастах действуют разные генетические факторы. Так среди наследственных факторов, обуславливающих различия по интеллекту, есть как стабильные, т.е. действующие во всех возрастах (это, возможно, гены, связанные с так называемым "общим интеллектом"), так и специфические для каждого периода развития (вероятно, гены, определяющие развитие частных способностей).79

 

 

3. Исследование проблем усыновления в г. Новосибирске

 

3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций в Новосибирске

 

Всего в Новосибирске 4548 официально выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 81% из них - социальные сироты, а 19% - кровные. 65% от общего числа таких ребят проживают в семьях горожан, остальные - в учреждениях общественного воспитания. Сегодня в Новосибирске 2570 детей находятся под опекой (попечительством), 164 - в приемных семьях, 779 - в детских домах и школах-интернатах, 330 - в домах ребенка, 37 - в учреждениях временного пребывания (приютах).

Новосибирская область в списке лидеров по отказу от усыновленных малышей. В нашем регионе в прошлом году приёмные родители отказались от 146-ти ребят. Не редко детей забирают органы опеки. Причины разные - жестокое обращение, или невыполнение приёмными мамой и папой своих обязанностей. Самая невероятная причина - не сошлись характерами.

На детей, оставшихся без попечения родителей начинает обращать внимание общество в лице различных благотворительных организаций. Однако современная ситуация в России по-прежнему способствует росту числа сирот, а социальная политика стимулирует отказ от ребёнка. Несмотря на положительные примеры, действительно продуктивной системы устройства детей в нашей стране сегодня нет. А это требует активности, прежде всего от общественности, наиболее инициативной частью, которой как раз таки и являются общественные организации. Однако вопрос о том насколько сегодня наши общественные организации успешно выполняют отведенную обществом роль так называемого третьего сектора, остается открытым. В Новосибирске существует немало общественных организаций, в частности организаций, специализирующихся на помощи детям-сиротам, но насколько велики их возможности и сколь значимы предпринимаемые действия по решению проблемы, по изменению ситуации, преобразовании ее в позитивную динамику. Насколько новосибирские общественные организации способны выполнять отведенную им роль и компенсировать деятельность государственных социальных учреждений. Заметим компенсировать, дополнять, но не дублировать. Однако на практике мы наблюдаем как раз таки картину деятельности по аналогии: нет ни новых идей, ни интересных стоящих проектов, все банально..

Данная глава посвящена анализу проблем усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких организаций как органы опеки и попечительства, «День Аиста» и «Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей".

Новосибирская городская общественная организация "День аиста" зарегистрирована в ноябре 2005 года и призвана содействовать созданию необходимых условий для полноценного и всестороннего развития, воспитания, обучения и жизненного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формировать и изменять общественное мнение в отношении усыновления.

Цель организации:

-повышение статуса усыновления

-выявление потенциальных усыновителей, в помощи им обретения

ребенка

-сформирование позитивного общественного мнения в вопросе

усыновления

Рассмотрев различные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хотелось бы становиться более подробно, на такой форме, как усыновление и проанализировать проблемы усыновления в общественной организации «День Аиста», в ГБУ НСО «Областном Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей" и в отделе Органов опеки и попечительства Ленинского района г.Новосибирска

ГБУ НСО "Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" -является учреждением системы социальной защиты населения.

Цель деятельности Центра - временное содержание и социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет и оказание содействия в их дальнейшем устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание в семью) в установленном законодательством порядке.

Основные задачи деятельности Центра:

-осуществление мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями;

-обеспечение детям, нуждающимся в государственной защите, содержания, социальной реабилитации, воспитания; подготовка их к возвращению в родную семью или помещению в ее замещающую; создание семейной атмосферы в Центре;

-поиск, подбор кандидатов в воспитатели семейных воспитательных групп, их обучение, проведение реабилитационной работы с детьми, переданными на воспитание в неродные семьи;

-выполнение мероприятий, связанных с исполнением ФЗ-120 от 24.06.99г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

-оказание научно-методической и практической помощи специалистам однопрофильных учреждений районов и городов Новосибирской области.

 Комплексная реабилитация воспитанников Центра проходит по реабилитационным программам, разработанным специалистами Центра:

«Будем вместе» (социально-реабилитационная программа для воспитанников школьного возраста)

«Жизнь в радости» (комплексная реабилитационная программа для воспитанников оздоровительно-реабилитационной группы)

«Премьера» (программа развития творческой театрализованной деятельности детей)

«Волшебство» (развивающая программа по формированию основ рукоделия)

«Красота» (программа развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста)

«Академия права» (граждановедение, профилактика правового нигилизма у подростков)

«Мир вокруг» (программа социокультурной реабилитации).

Ведущее направление в деятельности Центра

Реализуя право ребёнка жить и воспитываться в семье, Центр имеет большой практический опыт открытия и сопровождения семейных воспитательных групп (далее: СВГ), принимающих детей, оставшихся без попечения родителей, который широко востребован в Сибирском Федеральном округе.

Отработана технология открытия и сопровождения семейных воспитательных групп. С августа 1999г. по февраль 2009г. в Центре было открыто 176 СВГ, в которых воспитывалось 326 детей.

С 2006 года Центр объявлен опорно-экспериментальной площадкой по внедрению новых технологий в сфере профилактики социального сиротства, развитию семейных форм воспитания детей из семей, находящихся в социально опасном положении. В рамках эксперимента апробируется механизм открытия СВГ, принимающих на воспитание детей подросткового возраста.

С 2006 года в Центре действует «Школа родительского мастерства» по подготовке кандидатов в воспитатели СВГ для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Новое направление в деятельности Центра:

В июле 2007года открыта оздоровительно-реабилитационная группа для детей 5-12 лет из семей «группы риска» Новосибирской области. Дети проходят комплексную реабилитацию, состоящую из медико-социального, психолого-педагогического и логопедического сопровождения по программе «Жизнь в радости».

Социальное партнерство

С целью повышения эффективности деятельности Центра, научно-практического сотрудничества специалистами учреждения установлено взаимодействие с научными и учебными центрами, осуществляется реализация совместных программ, организация и проведение конференций, семинаров, совещаний с целью обмена опытом и повышения профессионального мастерства специалистов.

На основе социального партнерства Центр взаимодействует с общественными, благотворительными, религиозными негосударственными объединениями. Воспитанники Центра являются активными участниками выставок, конкурсов, проводимых в рамках учреждений системы социальной защиты населения, в которых неоднократно становятся победителями.

ГБУ НСО "Областной Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" взаимодействует с :

городским Центром образования и здоровья "Магистр";

информационно-методическим центром по пропаганде здорового образа жизни среди подростков и в молодежной среде "Ювентус-Н";

НГТУ ФГО кафедрой "Социальная работа";

Фондом поддержки и развития творческих инициатив Сибири;

ОГУ "Центр патриотического воспитания граждан";

ОГУ "ДЮСШ по конному спорту";

городскими СМИ;

центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Пеликан».

Результаты деятельности Центра:

Решены вопросы по жизнеустройству воспитанников Центра, которые:

возвращены в семьи родителей - 851

переведены в УОВ (учреждения общественного воспитания) - 459

оформлены под опеку (попечительство) - 127

переведены в приемную семью - 151

оформлены на удочерение - 4

Программа исследования:

Проблема: недостаточная изученность сложностей в процедуре усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.

Объект: усыновление как форма жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в организациях г.Новосибирска

Предмет: анализ проблем усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.

Эмпирический объект: специалисты организации День Аиста, органов опеки и попечительства Ленинского района г.Новосибирска, ГБУ НСО "Областного Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей"

Цель: проанализировать проблемы процедуры усыновления в различных организациях г.Новосибирска

Задачи:

1.Изучить проблемы, возникающие у детей и родителей в процессе усыновления

2.Показать особенности усыновления в различных организациях г.Новосибирска

В работе был использован метод полустандартизированного интервью.

Полустандартизированное интервью - (полуформализованное, полуструктурированное) - интервью, предполагающее использование не только закрытых вопросов, но и некоторого количества открытых вопросов. При проведении данного вида интервью, интервьюер руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а так же может несколько менять их конфигурацию по мере надобности. Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

Информация о работе Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот