Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования: изучить усыновление, как форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть государственные и государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. изучить семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. рассмотреть усыновление, как семейную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. изучить нормативно - правовую базу усыновления
5. исследовать анализ проблем усыновления на примере организаций в г.Новосибирске
Введение
1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно - правовая база усыновления
2.2 Процедура усыновления в России
2.3 Социальные проблемы усыновления
3 Исследование проблем усыновления
3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций
3.2 Пути решения проблем усыновления
Указанную информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому:
на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения; в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения).
Размещаемая информация должна содержать, в том числе, сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т.д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.
При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями статьи 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
В целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным оператором установленного законодательством80 порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.
При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Территориальные органы опеки и попечительства и региональный оператор в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.
В связи с этим необходимо:
обеспечить разработку программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;
обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы на добровольной основе.
В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.
Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т.д.).
Подводя итоги представленной работы, у меня возникли предложения по усовершенствованию законодательства в сфере усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей.
Так при получении согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (ст. 132 СК РФ), предлагается создание специальной комиссии, состоящей из узких специалистов (психологов, психотерапевтов, социологов и др.), которые работали бы с ребенком, помогали бы ему установить контакт с усыновителем. Так как ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии в полной мере оценить правовые последствия усыновления. Такая комиссия готовила бы заключение о целесообразности усыновления, позволило бы всесторонне оценить полученное согласие ребенка на усыновление, несмотря на изменчивость его настроения.
При получении согласия супруга на усыновление (удочерение), может возникнуть ситуация, когда, ссылаясь на свое право, супруг лица, желающего усыновить ребенка, будет возражать против усыновления, например по неблаговидным мотивам (вымогательство, шантаж). Речь идет о случаях, когда супруги не расторгли брак в установленном законом порядке, но фактически их семейные отношения прекратились и они проживают раздельно. По буквальному смыслу закона, в усыновлении при таком возражении должно быть отказано. Целесообразно было бы предусмотреть в законе возможность в порядке исключения разрешать усыновление и при наличии возражений со стороны супруга усыновителя. Такое право могло бы быть предоставлено суду, когда из обстоятельств дела следует, что супруг усыновителя не будет принимать участия в его воспитании.
Возраст усыновителя должен быть таким, который позволил бы ему по своему состоянию здоровья, определенному социальному статусу, а также психологически, физиологически быть подготовленным к выполнению функций по воспитанию усыновленного ребенка, поэтому разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее восемнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.
Необходимо предусмотреть в законе право усыновленного ребенка требовать компенсации морального вреда после отмены усыновления, если усыновитель причинял ему физические или нравственные страдания, например, жестоко обращался с ним, совершил преступление против здоровья или жизни усыновленного ребенка.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, требуют доработок и изменений в законодательном плане.
1 Пчелинцева Л.М. Семейное право Росии. М: Норма, 2000. - С. 100.
2 Кускова Е.Д. Беспризорная Русь / Е.Д. Кускова // Советская педагогика. - 1990. - №10. - С. 122 - 131.
3 Положение детей в СССР. 1990 год. Состояние. Проблемы. Перспектива. - М., 1990. - 120 с.
4 Бакин В. Детдомовские сороковые. Документальная повесть / В. Бакин. - М., 2001. - С.205.
5 Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (история и современность) / А.М. Нечаева. - М., 2004. - С.176 .
6 Ковалева Н.М. Талант милосердия / Н.М. Ковалева // Женщина Плюс - 2002. - № 1. - С. 2-6.
7 Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика, 2003, №3.- С. 18-20
8 Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // СОЦИС, 2001.-№4- С. 20.
9 Вовк Елена. Детские дома и проблема усыновления // Детский дом, 2005,-№31 - С. 50 .
10 Шульга Т.И., Олифриенко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М.: Благотворительный центр «Соучастие в судьбе», 2001.- С 34-52
11 Ишутин И.С Если ребенок остался без родителей. - Екатеринбург, 2001 г. - 32 с.
12 Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под общ. Ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и соц. развития РФ - М.: Просвещение, 2002. - С. 224.
13 Жуков В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - Рязань : РГСУ, 2009. - 452 с.
14 Жуков В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - Рязань : РГСУ, 2009. - 452 с.
15 Шульга Т.И., Олифриенко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М.: Благотворительный центр «Соучастие в судьбе», 2001.- С. 115-135.
16 Жуков В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - Рязань : РГСУ, 2009. - 452 с.
17 Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.06 № 1092.
18 Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.06 № 1092.
19 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменением на 17 июля 2006 года.)
20 Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика, 2003, №3; С. 18-20
21 Иванова Н.П. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). - М.: Владос, 2006. -С. 258.
22 Брускова Е.С. Семья без родителей. -- М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS -- Интернациональ, 2006. - С. 111.
23Постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 1996г. №829 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49) «О приемной семье»
24 Гринберг С.А. Приемная семья. - М: Речь, 2007г. - 352 с.
25 Постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 1996г. №829 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49) «О приемной семье»
26 Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни -SOS (история и современность, благотворительность) //Смена, 2000.-№2- С. 50.
27 Тимашова Н. Детей в России становится все меньше // Новые известия, 2001.- С. 22-36.
28 Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 192.
29 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М.:Институт социологии РАН 1999.- С. 65.
30 Щербакова А.М. Всегда ли семья - панацея от сиротских бед // Детский дом. 2004.- №11.-С 9-10.
31 Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие. - М.: Издательство МГСУ «Союз», 2002.- С. 89-101.
32 Ослон В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологии. - 2001. - №3- с.79-90.
33 Великанова Л. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей.- М: Смена,2002.- С 200.
34Доклад о положении детей в г. Новосибирске в 2008 г. - Новосибирск, 2008. - С 180 .
35 Карелова Г. Забота о детях - наш долг перед будущим / Г. Карелова // Социальная работа. -2002. -№2.- С 3.
36 Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
37 Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М.:Прогресс, - 2005.- С. 77.
38 Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
39 Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно- практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. - М.: Издательство Палеотип: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - С. 248.
40 Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 10.01.2003 - № 8-ФЗ // Справочная правовая система
Информация о работе Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот