Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить усыновление, как форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Новосибирске.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть государственные и государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. изучить семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. рассмотреть усыновление, как семейную форму жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. изучить нормативно - правовую базу усыновления
5. исследовать анализ проблем усыновления на примере организаций в г.Новосибирске

Оглавление

Введение
1 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Государственные форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.3 Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2 Особенности усыновления, как семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно - правовая база усыновления
2.2 Процедура усыновления в России
2.3 Социальные проблемы усыновления
3 Исследование проблем усыновления
3.1 Анализ проблем усыновления на примере организаций
3.2 Пути решения проблем усыновления

Файлы: 1 файл

дипломная.rtf

— 754.84 Кб (Скачать)

Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации.

Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения.11

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов:

- интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот . В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.12

В интернаты принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся в уходе, помощи и медицинском обслуживании. Прием детей в интернаты регулируется Приказом № 35 от апреля 1979 г. И Приказом № 122 от ноября 1980 г. Министерства социальной защиты РСФСР. Дети принимаются вне зависимости от наличия родителей, родственников или опекунов. Прием осуществляется на основании заявления соответствующего местного органа власти, ответственного за социальную защиту. Дети также могут поступать в интернат непосредственно из дома ребенка; их выписывают по достижении 18 лет. Трудоспособные дети (по оценке Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения) возвращаются родителям либо, при их отсутствии, получают помощь в поиске работы со стороны региональных органов социальной защиты. Дети, признанные нетрудоспособными, переводятся в интернаты для взрослых с умственными нарушениями.

Интернаты для детей с тяжелыми умственными и физическими нарушениями являются крупными, лишенными индивидуального подхода учреждениями, размещающими в среднем 250 детей, хотя некоторые из них спроектированы для размещения до 2 тыс. детей. В последние годы предпринимались меры для улучшения качества ухода и внедрения индивидуального подхода на основании конкретного функционального нарушения. Несмотря на то, что большинство работников интернатов являются заботливыми и преданными делу людьми, в этих учреждениях неизбежно сохраняются неблагоприятные, внутренне присущие им черты, которые приводят к отставанию в развитии детей. Неудовлетворительные методы и некачественный уход, свойственные учреждениям для детей, оставшихся без попечения родителей, еще более ярко проявляются в интернатах: устаревшие, ненадлежащие методы ухода; большое количество детей, сгруппированных по принципу общего диагноза; изоляция от родителей, родственников и социального окружения; не отвечающие требованиям, плохо содержащиеся помещения; серьезный недостаток финансирования и квалифицированных кадров; низкой оплаты труда, и т. д.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. 13

Социальный Приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа.

Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.14

Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из других учреждений.

Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатов.15

В соответствии со своими задачами Приют:

предоставляет временное проживание детям и подросткам в возрасте от трех до четырнадцати лет, оставшимся без попечения родителей и нуждающихся в срочной помощи государства, сроком до шести месяцев;

обеспечивает право несовершеннолетних:

на переписку и встречу с родными и близкими, представителями органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств;

на получение посылок и передач;

оказывает первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;

оказывает комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей и подростков в интернатное учреждение, семью и так далее;

выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию детей и подростков;

разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации детей и подростков, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации.

В структуре приюта обычно создаются следующие отделения:

приемное отделение;

отделение реализации программ социальной реабилитации и другие.

Детские Приюты взяли на себя заботу о социальной реабилитации детей, утратившие семейные связи, отказавшихся жить в интернатах, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, и средств существования. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, не нуждающиеся в изоляции, из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в социальном учреждении (интернате).

Состав детей, помещенных в приюты, неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям. Среди них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое здоровье таких детей расшатано. Поэтому Приюты задуманы и создаются, как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.16

Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют - особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в Приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь.

Статус социального Приюта для детей и подростков как одного из типов специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1092.17

Приют стремится восстановить и другие социальные роли детей. Благодаря усилиям сотрудников и школьных педагогов ребенок возвращается к утраченной роли ученика; в Приюте безнадзорный, бездомный ребенок, не знавший понятий «друг» и «дружба», начинает познавать чувство привязанности к другим людям.

Вся деятельность Приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей. Это обусловлено особенностями детского контингента: в Приют попадают дети, ослабленные физически, с нарушениями социального и психологического статуса, отчужденные семьей и школой. В судьбе этих детей возможности профилактической работы уже упущены, так как ребенок уже пострадал - получил психологическую травму, испытал меру социального зла.

Несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, предоставляется полное государственное обеспечение.18 Перечень предметов одежды и обуви, предусмотрен нормами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменением на 17 июля 1996 года.)

Первичный медицинский осмотр, лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в приюте организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минздрава России, управления здравоохранения соответствующего региона. Возникновение социальных Приютов для детей и подростков дает шанс значительной части беспризорных детей выжить, адаптироваться в здоровой социальной среде, преодолеть отставание в физическом и психическом развитии. Центры временного содержания детей - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот.19

 

1.2 Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Данные формы устройства детей-сирот сочетают долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. К таковым относят: приемная семья, детские деревни SOS, временная приемная семья, фостеровская (замещающая) семья, патронатная семья.

Институт воспитания детей в приемной семье достаточно новый для российского законодательства.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Отличие приемной семьи, как от детских домов семейного типа, так и от усыновления, опеки и попечительства и фактического воспитания состоит в специфических условиях жизни детей в семье, не порождающих прав и обязанностей родителей и детей. Приемная семья создается на определенный срок и по правовой сути наиболее близка к отношениям, складывающимся при опеке и попечительстве. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка.20

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Перечень детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью. Это:

дети-сироты;

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых судебным решением признаны безвестно отсутствующими;

дети лиц признанных недееспособными;

дети родителей лишенных родительских прав или ограничены в них;

дети лиц осужденных к лишению свободы вступившим в законную силу приговором суда;

дети лиц, которые не могут по состоянию здоровья содержать и воспитывать своих детей,

а также дети лишенные родительского попечения;

дети, помещенные в воспитательные, лечебно-профилактические учреждения и учреждения социальной защиты населения.

С учетом того, что приемная семья создается только на основе договора, законодатель предполагает, что отношения по воспитанию детей в приемной семье строятся исключительно на добровольной основе.

Инициатором заключения договора выступают граждане, желающие принять ребенка на воспитание.

Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

Информация о работе Усыновление как форма жизнеустройства детей-сирот