Усыновление детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью магистерской работы является изучение вопроса о регулировании межгосударственного усыновления и усыновления на территории РФ, анализ проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск возможных решений возникших проблемных ситуаций. внесение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию семейного и гражданского законодательства, правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач исследования:
1. исследовать особенности правового регулирования международного усыновления;
2. выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей российскими гражданами и иностранными гражданами;
3. изучить положения действующего законодательства о деятельности уполномоченных организаций по усыновлению детей на территории РФ и определить меры контроля за деятельностью указанных лиц;
4. внести предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства и правоприменительной практики, связанных с усыновлением детей.

Файлы: 1 файл

Диплом Усыновление (удочерение) детей.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

          Введение.

          Актуальность  темы исследования.

          В последние годы проблеме защиты прав ребенка мировое  сообщество уделяет все большее  внимание. Интересы несовершеннолетнего  носят сложный характер, поскольку  затрагивают интересы государства, родителей, самого ребенка. Цели государства, достижению которых подчинена его деятельность, находят свое выражение в направлениях и содержании государственной деятельности1.

          «Современная российская семья находится в глубоком кризисе, что не может не сказаться на ее отдельных институтах, в частности на институте усыновления. На страницах периодической печати, в том числе официальной, все чаще публикуются статьи о случаях жестокого обращения приемных родителей с усыновленными детьми. И если раньше больше внимания уделялось трагедиям усыновленных детей в иностранных семьях, то сейчас журналисты бьют тревогу о положении детей в российских семьях»2. Так, широкий резонанс получили драматические события, сложившиеся вокруг внешне благополучной семьи Агеевых, усыновившей двоих детей, но, по версии следствия, применявшей недозволительные методы воспитания3. По мнению Г. Силласте, заведующего кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ, наивно оправдывать жестокое обращение с детьми лишь тем, что люди просто стали более бессердечными. Главная причина насилия в отношении детей - резкое изменение социальных условий, в которых привычно находилась семья4. Смена экономических реалий, уменьшение доходов населения привели к тому, что семья постоянно борется за свою жизнь. Выжить любым путем - главная цель. И ясно, что в такой ситуации ребенок для многих превратился в обузу. Произошла потеря социальной ценности детей. Государство не справляется со многими своими обязанностями по обеспечению ребенку того уровня жизни, который необходим ему для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Для реализации задач по преодолению этих факторов, в Государственной Думе разрабатывается законопроект о минимальных стандартах для семьи, который входит в пакет документов, подготовленных в рамках концепции государственной семейной политики (сведения о законопроектах будут представлены далее). Защита прав усыновленных детей должна получить адекватный механизм реализации конкретных норм. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в государственных образовательных учреждениях, обеспечивается федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

          В Российской Федерации  за последнее десятилетие принято  немало нормативных правовых актов, регулирующих институт усыновления (как в целом, так и его отдельных аспектов), основой которого являются международные нормы и стандарты. Но по-прежнему нормативно-правовое регламентирование института усыновления не лишено недостатков. Законодатель отдает себе отчет в том, что для решения проблем с детьми, оставшимися без попечения родителей, нужно руководствоваться в первую очередь нормами морали, согласно которым усыновление детей считается явлением позитивным, поскольку ребенок в этом случае становится полноправным членом семьи. Это получило закрепление в п. 1 ст. 124 СК РФ: усыновление - приоритетная форма устройства ребенка в семью.

          Актуальность темы обусловлена нарастающей полемикой относительно необходимости применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью, как усыновление. Достаточно часто за последнее время сообщается об участившихся случаях гибели российских детей за рубежом. Такие случаи не могут не вызывать возмущения общества. Несмотря на непрекращающиеся дискуссии о необходимости введения запрета либо временного приостановления усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства5, действующее законодательство Российской Федерации такого запрета не содержит. В ряде государств6, в их числе можно назвать Таджикистан7, законом установлен запрет усыновления детей гражданами иностранных государств. Вопрос о необходимости установления запрета на усыновление детей иностранными гражданами периодически обсуждается в государствах, обеспокоенных отсутствием уверенности в безопасности проживания за пределами их территории ребенка, усыновленного иностранными гражданами, и необходимостью действенного контроля его жизнеобеспечения в семьях усыновителей. В 2007г. с инициативой введения запрета на усыновление казахстанских детей-сирот иностранными гражданами выступил Верховный суд Казахстана, обосновав необходимость введения запрета демографической проблемой и зрелостью общества в социально-экономическом плане, чтобы самостоятельно решить проблему брошенных детей8. Данная инициатива Верховного Суда Республики Казахстан не нашла поддержки.

          Вопрос о временном  приостановлении или запрете  международного усыновления российских детей поднимается всякий раз, как только обнаруживаются факты гибели российского ребенка, усыновленного иностранным гражданином, в частности гражданином США. При этом следует заметить, что США также не ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка»9. Довольно сложно получить отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка, если он был усыновлен иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за рубежом, и вывезен за пределы РФ. С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства. Но законодательство в этой области продолжает развиваться. Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка заявил в интервью «Российской газете»: «…совсем недавно, в июле Россия и США заключили договор по международному усыновлению. Этот документ, думаю, надо рассматривать еще и с позиции исторической перспективы. Ну хотя бы потому, что он устанавливает правила усыновления не только наших детей гражданами США, но и россиянами - американских. Так сказать, - норма, заложенная «навырост». Американцы, надо отдать им должное, проявляли просто чудеса доброй воли, идя на уступки, совершенно им не свойственные. Например, тяжелый для них момент: священное для Америки понятие privacy - неприкосновенности частной жизни - по настоянию российской стороны вдруг было подвергнуто сомнению. То есть мы убедили их пойти на то, чтобы по первому нашему требованию предоставлять возможность контролирующим органам России прийти в американскую семью, побеседовать с усыновленным ею ребенком, с его родителями. Такие контрольные вторжения в privacy будут возможны до совершеннолетия усыновленного в России ребенка. Это очень важный момент». Далее, на вопрос корреспондентов о том, имеет ли  договор обратную силу и отзовется ли он на тех российских детях, которые были усыновлены американцами и год, и три, и десять лет назад? Павел Астахов ответил: «…на тех, у кого все складывается благополучно в их американских семьях, это никак не отзовется, и, надо признать, что большинство российских детей живет там новой и счастливой жизнью. Мы это видели. Но из-за массовых нарушений, допущенных почти за два последних десятилетия, у нас нет информации о каждом ребенке, вывезенном из России. Поэтому сейчас мы направили в США ноту МИД с запросами, чтобы выявить все органы, в чьем ведении находятся вопросы международного усыновления, - в США в каждом штате создан свой такой. Для чего это нужно нам? Во-первых, мы должны составить по каждому из штатов приложение к подписанному соглашению. А во-вторых, в каждый из этих органов, уже базируясь на достигнутых договоренностях (а они в Америке вступили в силу сразу после подписания документа), направим запросы, чтобы они предоставили нам информацию: сколько усыновленных в России за прошедшие два десятилетия детей в этом конкретном штате, как складывается их жизнь в американских семьях. Попросим, чтобы они дали им характеристики. И, соответственно, у нас будет возможность отслеживать судьбу каждого из этих детей, кто еще не достиг совершеннолетия. Кроме того, вскоре Россия заключит подобные соглашения с Францией, Израилем и Великобританией»10. Тема усыновления детей на сегодняшний день одна из самых актуальных, об этом свидетельствует не только широко обсуждаемые на страницах печати и в других средствах массовой информации проблемы усыновления, но и активное изменение законодательства в указанной сфере. В связи с этим, изучение и обобщение действующего законодательства и проектов его изменения, правоприменительной деятельности весьма актуально.

          Цели  и задачи исследования. Целью магистерской работы является изучение вопроса о регулировании межгосударственного усыновления и усыновления на территории РФ, анализ проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск возможных решений возникших проблемных ситуаций. внесение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию семейного и гражданского законодательства, правоприменительной практики.

          Поставленная цель предопределила решение следующих задач исследования:

          1. исследовать особенности правового регулирования международного усыновления;

          2. выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей российскими гражданами и иностранными гражданами;

          3. изучить положения действующего законодательства о деятельности уполномоченных организаций по усыновлению детей на территории РФ и определить меры контроля за деятельностью указанных лиц;

          4. внести предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства и правоприменительной практики, связанных с усыновлением детей.

          Объектом  магистерского исследования являются отношения по поводу усыновления (удочерения) детей.

          Предметом магистерского исследования выступает совокупность правовых норм семейного, гражданского законодательства, регулирующих усыновление (удочерение) детей,  правоприменительной практики, достижений науки в сфере гражданского, семейного права.

          Методологическую  основу предлагаемого исследования составляют принятые в отечественные науке способы и формы научного познания: диалектический, историко-правовой, системный.

          Теоретическую основу исследования составляют современные достижения правовой науки в области общей теории права, конституционного, гражданского, семейного права. Основой исследовательской части работы послужили труды советских и современных российских и зарубежных ученых-философов, цивилистов, специалистов семейного права: Красикова А.В., Пуляевская Л.В., Гаврилов В.Н., Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н., Гаген В., Мейер Д.И., Нечаева А.М., Тихомиров Ю.А., Абрамова С.А., Терещенко Е.Э. Богданова Т.В., Рыбальченко А.А., Борминская Д.С., Левушкин А.Н., Майтакова О., Макеева А.А., Полетаев В., Попова Н., Саушина А.В., Сиразиев Т. В., Сеченова Р., Ткач Л.Н., Шершень Т.В. и других авторов.

          Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, а также иные  нормативные акты, постановления Конституционного Суда РФ.

          Научная новизна представленной темы магистерского исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых работ на базе нового законодательства и правоприменительной практики, в которой анализируется усыновление как правовое понятие и как особый институт устройства детей в семью. Предлагается новый подход к пониманию международного усыновления, к содержанию прав и обязанностей сторон с изменением объема и характера обязанностей усыновителя и контролирующих органов. Анализ правовых норм позволяет заложить основы нового подхода к усыновлению в целях более эффективного использования этой формы устройства детей, детй, оставшихся без попечения родителей. Одним из первых был проведен глубокий анализ апробации внедрения новой требований к кандидатам в усыновители, формулируются первостепенные задачи, стоящие перед законодателем в области совершенствования нормативной базы по усыновлению, предлагается новый подход к построению контроля в указанной сфере. Научная новизна представленной темы нашла свое отражение в теоретических и практических положениях, выносимых на защиту.

          Основные  положения, выносимые на защиту:

  1. Предлагается внести изменения в Постановление Правительства РФ от 04.11.2006г. № 654 (ред. от 27.09.2011) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»11, а именно, в абз.5 ст.22, изложив его в следующей редакции: «…органы и организации иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей обязанность посещать семьи усыновителей и предоставлять отчет в Министерство Образования РФ, не реже двух раз в год с обязательным приложением к письменному отчету фото или видеозаписи посещения. Форма бланка отчета утверждается Постановлением Правительства РФ». Необходимо, соответственно разработать и бланк отчета.
  2. Предлагается исключить из Федерального закона от 30.11.2011 № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» - вступающего в силу 12.09.2012г. норму о возможности, предоставленной иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, пройти соответствующую подготовку на территории государства.
  3. Необходимо ввести для усыновителей в российское семейное законодательство института «предусыновительной» опеки, дополнив п.2 ст. 125 Семейного кодекса РФ абзацем следующего содержания: «…усыновление допускается только в отношении детей, которым была установлена опека (попечение). Усыновителем при этом, может быть только сам опекун (попечитель). Опека (попечительство), предшествующая усыновлению составляет по сроку не менее двенадцати месяцев».
  4. Для иностранных граждан, желающих усыновить российского ребенка, необходимо установить дополнительные требования. С учетом вышеизложенного, иностранный гражданин, по установлении опеки (попечительства) над ребенком, обязан проживать с ним на территории РФ не менее двенадцати месяцев со дня установления опеки и только после истечения указанного срока допустимо усыновление российского гражданина иностранным усыновителем. В связи с изложенным, предлагается дополнить п.2 ст.125 Семейного кодекса РФ абзацем следующего содержания: «…иностранный гражданин, по установлении опеки (попечительства) над ребенком, обязан проживать с ним на территории РФ не менее двенадцати месяцев со дня установления опеки. По истечении указанного срока органы опеки и попечительства дают заключение о соответствии (или несоответствии) усыновления российского ребенка иностранным усыновителем».

          Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованный нормативно-правовых актов и литературы, приложений.

          Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права Саратовской государственной юридической академии. Основные теоретические выводы и положения нашли отражение в опубликованных работах: Уразова Е.А. «Усыновление (удочерение) детей» // Сборник научных трудов студентов СГАП. 2011. Вып. 1. С. 56-59.

 

           Глава 1. Понятие «усыновление». Нормативно – правовое регулирование усыновления детей.

          1.1 Развитие законодательства об усыновлении детей. Современные международно – правовые нормы и национальное законодательство РФ.

          Усыновление – как  форма устройства детей явление  далеко не современное. Напротив, в России оно имеет длительную историю развития. «…Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. Когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти»12. Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и не отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало иметь предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей.

          В период реформ Петра I, так же как и в эпоху царствования Екатерины II, усыновлению внимания не уделялось. Законодательство, посвященное этой проблеме, стало развиваться в XIX в. 11 октября 1803 г. был издан Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». С середины XIX в. стали появляться правила по усыновлению, в том числе те, которые позволяли усыновлять не только сирот. Но в случае если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление13.

          Законодательство 1830 - 1846 гг. уже предусматривало более  широкие возможности: усыновлять могли  не только российские подданные, но и  иностранцы. В 1839 г. право усыновлять подкидышей или не помнящих своего родства было предоставлено российским подданным мещанского и сельского звания. Иностранцам разрешалось усыновлять только определенных детей: подкидышей, т.е. брошенных детей, от которых отказались родители; детей, не помнящих своего родства (в эту группу могли попадать дети, которые при каких-то чрезвычайных ситуациях потеряли родителей, дети, страдавшие психическими расстройствами).

Информация о работе Усыновление детей