Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа
Целью магистерской работы является изучение вопроса о регулировании межгосударственного усыновления и усыновления на территории РФ, анализ проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск возможных решений возникших проблемных ситуаций. внесение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию семейного и гражданского законодательства, правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач исследования:
1. исследовать особенности правового регулирования международного усыновления;
2. выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей российскими гражданами и иностранными гражданами;
3. изучить положения действующего законодательства о деятельности уполномоченных организаций по усыновлению детей на территории РФ и определить меры контроля за деятельностью указанных лиц;
4. внести предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства и правоприменительной практики, связанных с усыновлением детей.
Важно подчеркнуть, что в качестве обязательного устанавливалось требование сохранения усыновленными российского подданства и греко-российского вероисповедания. Таким образом, государство защищало своего маленького гражданина, оставляя ему гарантию на возвращение в свое государство14. Правила удостоверения судом соглашения частных лиц об усыновлении были введены в Устав гражданского судопроизводства Законом от 12 марта 1891 г. и применялись вплоть до 20-х гг. XX в.15.
Первый Семейный кодекс России послеоктябрьского периода16 не предусматривал усыновления. Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних. Осиротевших детей устраивали в различные детские учреждения, однако их продолжали брать в семью, используя главным образом правила, касающиеся опеки (попечительства).
Необходимость возрождения
института усыновления
Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны приняло массовый характер независимо от национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого. В целях усовершенствования законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Но только в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР подробно регламентировал отношения, связанные с усыновлением18.
Вопросы защиты прав человека (а значит, и детей) регулировались исключительно внутригосударственным правом до начала XX в.19
Отправной точкой в решении проблемы защиты прав детей-сирот можно считать Международный конгресс по охране детей, проходивший с 23 по 26 июля 1913 г. в г. Брюсселе. Важность этого конгресса заключается в том, что впервые государства собрались с целью обсудить проблемы, связанные с защитой детей. Ребенка признали существом, нуждающимся в особой охране и заботе20.
Следующим шагом стало принятие Лигой наций в 1924 г. Женевской декларации прав ребенка21. Следует упомянуть и такой важный документ, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г.22 Ее положения стали восприниматься в качестве правовых эталонов, которым должно следовать национальное законодательство. «…Не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием»23. И наконец, в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, в которой нашли закрепление как права любого человека применительно к ребенку, так и специальные права ребенка24.
В России новый этап защиты прав детей-сирот начался с принятия Конституции РФ25 в 1993г., занимающей главное место в правовой системе нашего государства, и Семейного кодекса РФ26 в 1995 г. (вступил в силу в1996г.)
Несколько слов хотелось
бы сказать о международном
Усыновление детей гражданами другого государства широко распространено во всем мире. Статья 21 Конвенции о правах ребенка гласит: «Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения является невозможным».
После окончания Второй мировой войны международное усыновление превратилось в масштабное явление. Вынужденная, или скорее насильственная, миграция в ходе военных действий и сразу после их окончания привела к интернационализации усыновления.
Следующий этап развития защиты прав детей приходится на окончание войны в Северной Корее, отличавшейся традиционной многодетностью. Корея, разделенная на два враждебных друг другу государства, продемонстрировала два разных подхода к решению проблемы сиротства. Северная Корея начала создавать все новые и новые сиротские учреждения, а Южная Корея, не отказываясь от строительства приютов, одновременно проводила большую работу по устройству детей в семьи. Многие ехали в Корею, чтобы усыновить детей, некоторые прибегали к помощи посредников, в качестве которых выступали сначала корейские граждане, а затем все чаще граждане США. «…За последние 50 лет более 160 тысяч детей покинули Южную Корею. Южная Корея давно имеет твердую репутацию «экспортера сирот». Тысячи детей покидали родину, усыновляясь преимущественно американцами и европейцами. Но так было до недавнего времени, когда правительство серьезно задумалось над тем, как подвигнуть своих граждан на усыновление детей. С недавнего времени власти стали материально стимулировать соотечественников, которые берут в семью приемное дитя. Так, ежемесячно на каждое усыновленного ребенка полагается пособие в размере около ста долларов. Такая политика уже дает результаты. Статистика 22 официальных агентств по усыновлению показывает, что с 2007 года число усыновленных детей самими корейцами превышает количество ребятишек, отправляющихся к новым родителям за границу. Например, в 2009 году корейцы усыновили 1314 детей, а иностранцы 1125. В Южной Корее разрабатывается новый законопроект, который ужесточит процесс передачи ребенка зарубежным приемным родителям»27.
В середине 60-х гг. XX в. были созданы первые в мире специализированные агентства по организации усыновления детей-иностранцев. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации отнесено к компетенции органов опеки и попечительства, а при определенных обстоятельствах устройство в семью таких детей организует орган исполнительной власти субъекта РФ или федеральный орган исполнительной власти. Поэтому как противоправную следует расценивать деятельность других органов и учреждений, в том числе и тех, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и др.), общественных организаций, благотворительных и иных фондов, а также граждан (физических лиц) по выявлению и подбору детей для передачи их на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей. Министерство образования возлагает обязанность проведения мониторинга эффективности развития семейных форм устройства детей-сирот. Так, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан обязаны предоставлять ежегодный отчет о проведенной работе. В связи с этим Департамент обязал ООП направить не позднее 14 ноября 2011 г. в установленном порядке, а также по электронной почте сведения об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи согласно прилагаемой анкете28.
На территории РФ разрешена деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории РФ только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, т. е. извлечение дохода29.
Полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за их деятельностью возложены на Министерство образования РФ. На сайте Министерства образования РФ размещены сведения о представительствах иностранных организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации. Представлены: список агентств, их адреса в «своих» странах, Ф.И.О. руководителей представительств в Российской Федерации, контактная информация, ссылки на сайты, а так же сроки окончания аккредитации. На сайте предусматривается возможность направления отзывов о деятельности каждого из этих агентств по электронной почте (отзывы могут размещаться непосредственно на сайте — возможно, с предварительным просмотром уполномоченными лицами (администраторами) и модераторами портала). Представительства иностранных организаций по усыновлению детей на территории РФ обязаны направлять в Министерство образования и науки РФ ежегодный отчет о своей деятельности30. Представительства иностранных организаций по усыновлению детей на территории РФ аккредитуются сроком на один год. Однако, по сведениям компетентных источников, наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления31. Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед обществом, требуют неотложного разрешения - принятия грамотных мер по борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и принятие решений по установлению усыновления.
Страны СНГ (в том числе Российская Федерация) заключили между собой договоры о сотрудничестве в сфере усыновления детей. Например, в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам32 в ст. 40 содержаться следующие указания: усыновление или его отмена осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное. Если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, то при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является. Конвенцию подписали, а затем ратифицировали на своей территории: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина и конечно, РФ33.
Следует заметить, что действующее законодательство не возлагает на организации, оказывающие услуги по усыновлению детей, обязанности осуществлять контроль за выполнением усыновителями своих обязанностей. Тогда как консульские учреждения в силу большого числа детей, передаваемых на усыновление из РФ не смогут справиться с такой задачей в полном объеме. В связи с этим, представляется целесообразным возложить на указанные органы обязанность посещать семьи усыновителей и предоставлять отчет в Министерство Образования РФ (например, не реже двух раз в год с фото или видеозаписью посещения). Такая мера позволит контролировать деятельность усыновителей и предотвращать возможные случаи жестокого обращения с ребенком.
Одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Его сущность отчетливо проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Среди семейных форм устройства детей особое место занимает усыновление (удочерение), которое рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ). Дети сами по себе уязвимы и нуждаются в заботе и защите, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особенно.
Каждый год в
РФ выявляют и ставят на учет детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
около ста тысяч детей. Такие цифры представлены
на официальном сайте Министерства образования
РФ: www.monitorsirota2011@yandex.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»34. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. В нем же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Расходы на реализацию мер, производятся за счет средств федерального и бюджетов субъектов РФ.
Кроме того, основным нормативным актом, регулирующим правоотношения по предоставлению государственных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, является Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172 (ред. от 12.02.2011) «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы"35, в редакции Постановления Правительства РФ от 12.02.2011 № 72 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172»36, в котором было принято решение о перераспределении средств, в том числе на детей – сирот.
Несмотря на серьезную социальную политику государства, проблема сиротства не решена в России до настоящего времени. В подавляющем большинстве случаев, дети остаются без родительского попечения при живых родителях вследствие лишения обоих или единственного родителя родительских прав, ограничения родителей в родительских правах, отсутствия родителей и невозможности установления их места нахождения и в других самых разных жизненных ситуациях. О сохранении тревожной тенденции свидетельствуют цифры: в нашей стране по данным Министерства образования около одного миллиона детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети размещены в следующих учреждениях: 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков37. Данные со ссылкой на Федеральную службу государственной статистики были озвучены председателем Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Е. Мизулиной 15 мая 2011 г. в ходе парламентских слушаний на тему «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»38.