Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа
Целью магистерской работы является изучение вопроса о регулировании межгосударственного усыновления и усыновления на территории РФ, анализ проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск возможных решений возникших проблемных ситуаций. внесение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию семейного и гражданского законодательства, правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач исследования:
1. исследовать особенности правового регулирования международного усыновления;
2. выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей российскими гражданами и иностранными гражданами;
3. изучить положения действующего законодательства о деятельности уполномоченных организаций по усыновлению детей на территории РФ и определить меры контроля за деятельностью указанных лиц;
4. внести предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства и правоприменительной практики, связанных с усыновлением детей.
Подводя итог вышесказанному, следует определить, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей». В ст.121 СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:
а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;
б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).
«…Усыновляемый
ребенок должен быть «квалифицированным»
сиротой, т.е. его правовая «пригодность»
для усыновления должна быть бесспорной,
чтобы избежать нарушения интересов
и законных прав как самого ребенка, так
и его родителей или иных лиц, имеющих
в соответствии с законом право на его
истребование от всякого третьего лица»39.
Общеизвестно, что именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии закреплен в числе основополагающих принципов семейного права и находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 54, 55, 63, 121 - 123). Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Усыновление (удочерение) занимает особое место среди «семейных» форм устройства детей, выступая в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. «…Усыновление (удочерение) является наиболее оптимальной и самой старейшей формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей»40.
Усыновление как приоритетная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, играет особую роль в механизме системы обеспечения прав и интересов детей и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Приоритет этой формы проистекает из самой сущности усыновления: усыновление - это единственная форма, которая (при отсутствии отмены усыновления) носит пожизненный характер; в силу усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновляемым детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ); даже тогда, когда ребенок уже устроен в семью (на условиях опеки (попечительства), в приемную или патронатную семью), при наличии лиц, желающих его усыновить, ребенок может быть передан на усыновление при соблюдении установленных в законе условий (ст. 131 СК РФ). Признавая усыновление приоритетной формой устройства ребенка, закон исходит из принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.
Следует отметить, что показатели усыновления в России в последние годы стабильны и вместе с тем явно существенно уступают показателям устройства детей под опеку и попечительство. Данные о формах устройства расположены в Приложении №1. Действительно, наблюдается существенный «перевес» в пользу именно опеки и попечительства. Усыновление, напротив, является одной из редких форм устройства детей. Полагаем, проблема кроется здесь в правовых последствиях, которые несет собой усыновление ребенка. Но, не забегая вперед, оставим выводы для подведения итогов исследования.
Семейный кодекс Российской Федерации отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В этих целях введен учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России. Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей при обязательном соблюдении двух условий: во-первых, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственников детей независимо от их гражданства и места жительства; во-вторых, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Исключение составляют только родственники ребенка, которые вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.
Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. Для этого ООП должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях.
Главным образом такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т. п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (ЖЭК, ДЭЗ, ТСЖ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах ЗАГСа по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или рождения детей. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Форма бланка заявления о рождении найденного ребенка (форма № 4), предусматривающая указание должностного положения и анкетных данных заявителя, утверждена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 127441. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос этих детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства42.
Проведение
Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т. д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возрасти, занятости по работе, стесненного материального положения и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, СК устанавливает обязанность всех граждан сообщать в ООП по месту фактического нахождения детей известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.
Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения низлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации). Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т. д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.
Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и иных граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, законодательно не подкреплена возможностью применения к ним каких-либо санкций за ее неисполнение.
ООП, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, беседы с окружающими ребенка лицами и т. п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у детей родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников, органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования и использования этого банка данных установлен ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»44.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, — это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Целями формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются: а) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; б) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ; в) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Так, например, с банком данных о детях можно ознакомиться на официальном сайте Министерства образования РФ: Усыновление в России Интернет проект Министерства Образования РФ Департамент воспитания и социализации детей на www.usynovite.ru.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит из региональных и федерального банка данных о детях. Их формирование осуществляется следующим образом. В том случае, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня первичной регистрации органом опеки и попечительства на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, ООП направляет сведения о нем региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории соответствующего субъекта РФ.
В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории. При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных — Министерству образования РФ, которым формируется федеральный банк данных о детях для последующего устройства ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает ООП от обязанности по устройству или организации устройства детей на воспитание и семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 21745. Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержден Приказом Минобрнауки РФ46.
В государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержится документированная информация о ребенке (анкета). Анкета включает следующую информацию: а) ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка; б) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы); в) состояние здоровья ребенка, физическое и умственное развитие; г) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности); д) этническое происхождение ребенка; е) причины отсутствия родительского попечения; ж) ФИО, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре состояние здоровья, место жительства и (или) место пребывания родителей; з) ФИО, пол, даты рождения, состояние здоровья, место жительства и (или) место пребывания несовершеннолетних братьев и сестер ребенка и других известных ООП совершеннолетних родственников ребенка, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять такого ребенка на воспитание в свои семьи; к) возможные формы устройства ребенка на воспитание в семью; л) информацию о мерах, предпринятых ООП, региональным оператором и федеральным оператором по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;