Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа
Целью магистерской работы является изучение вопроса о регулировании межгосударственного усыновления и усыновления на территории РФ, анализ проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск возможных решений возникших проблемных ситуаций. внесение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию семейного и гражданского законодательства, правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач исследования:
1. исследовать особенности правового регулирования международного усыновления;
2. выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей российскими гражданами и иностранными гражданами;
3. изучить положения действующего законодательства о деятельности уполномоченных организаций по усыновлению детей на территории РФ и определить меры контроля за деятельностью указанных лиц;
4. внести предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства и правоприменительной практики, связанных с усыновлением детей.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что изменения в актовую запись о рождении Ш. органом загса были внесены на основании решения исполнительного комитета районного совета депутатов трудящихся от 17 июня 1960 г. и данное решение не отменено, суд отказал в удовлетворении исковых требований Ш. к отделу загса74.
Копия решения суда
об отмене усыновления ребенка в
течение трех дней со дня вступления
решения в законную силу должна быть
направлена судом в орган загса
по месту государственной
На практике встречаются порой и довольно нелепые случаи обращения в суд за отменой усыновления. Например: гражданин Ю. (брат) обратился в суд с иском к Ж. (сестра Ю.) и двум отделам загса с требованием о признании недействительными актовой записи об усыновлении, свидетельства о рождении. В обоснование иска Ю. указал, что факт удочерения Ж. у него вызывает сомнения в его законности, так как при подробном изучении свидетельства о рождении Ж., выданного 14 июня 1967 г., и копии актовой записи от 24 октября 1956 г. обнаружены нарушения Правил заполнения бланков записи актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432. Кроме того, при усыновлении Ж. не было дано согласие на это ее отца, при этом отец не был лишен родительских прав и не был признан безвестно отсутствующим.
Судом было установлено, что в соответствии с действующим на момент усыновления п. 66 Кодекса законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 г., принятого ВЦИК СНК СССР, в судебном порядке может быть возбужден иск от отмене усыновления любым лицом или учреждением, если этого требуют интересы ребенка. Из буквального толкования данного положения законодательства следует, что данный иск об отмене усыновления может быть предъявлен только в интересах ребенка, т.е. лица, не достигшего совершеннолетия. В данном случае удочеренная Ж. является совершеннолетней (на момент предъявления иска возраст составлял 55 лет). При этом иска об отмене усыновления (удочерения) не предъявлено, а заявлены лишь требования о признании недействительными актовой записи об удочерении и свидетельства, выданного на основании данной записи. Согласно п. 1 ст. 41 Закона государственная регистрация усыновления производится по заявлению усыновителей (усыновителя). Заявление может быть подано устно или в письменной форме. Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личность усыновителей (усыновителя).
Таким образом, закон относит к заинтересованным лицам при споре об усыновлении и внесении соответствующей записи об усыновлении (удочерении) самого усыновителя и усыновляемого. По смыслу закона с данным заявлением также может обратиться в суд прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, а также органы опеки и попечительства в соответствии со ст. 46 ГПК РФ. При этом закон не относит к числу лиц, уполномоченных на обращение в суд с оспариванием актовой записи об удочерении, свидетельства о рождении, иных лиц, в том числе и родственников, в данном случае брата. В удовлетворении исковых требований Ю. судом отказано, исходя из того, что Ю. не может являться надлежащим истцом по данному делу.
Очевидно,что обращение в суд продиктовано здесь желанием устранить усыновленную сестру из числа возможных наследников по закону75.
Отмена усыновления оказывает, несомненно, пагубное влияние на психику ребенка. Ведь его уже однажды предали, а теперь предательство повторилось. Необходимо разработать правовой механизм, позволяющий исключить такие случаи. В этой связи, следует согласиться с мнением Шершень Т.В., доцента кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного университета, кандидата юридических наук: «…анализ правоприменительной практики приводит к выводу о необходимости введения в российское семейное законодательство института «предусыновительной» опеки, который позволил бы свести на нет случаи возврата усыновленных детей из семьи в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»76.
В некоторых зарубежных странах такая практика уже есть. Например, в Израиле. Процедура усыновления в Израиле ступенчатая, и без первой стадии опекунства обойтись совершенно невозможно. То есть усыновители берут ребенка под опеку и спустя год социальные службы дают рекомендацию на усыновление или отказывают в ней77.
В Турции, при усыновлении ребенка кандидат в усыновители проходит еще более серьезное испытание: не менее года прожить в Турции с приемным малышом. Примерно столько времени требуется чиновникам на подготовку необходимых документов, а также проверку предоставленной соискателем информации. За этот год будущие родители должны обеспечивать ребенка всем необходимым. Лишь тогда органы опеки Турции подготовят все документы, а местный судья утвердит их, ребенка впишут в паспорт приемных родителей, и он сможет отправиться за пределы Турции78.
Полагаем, такая процедура позволяет компетентным органам принять обоснованное и объективное решение о соответствии усыновления интересам ребенка. В связи с изложенным, считаем необходимым дополнить Главу 19 Семейного кодекса РФ нормой об обязательном требовании нахождении будущего усыновителя на территории РФ не менее года вместе с ребенком (здесь подтверждается необходимость введения института «прелусыновительной» опеки).
Заключение
Российское
В соответствии с нормами Конвенции о правах ребенка Российская Федерация должна обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Пункт 5.1 Пекинских правил (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г.79) гласит, что система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего; судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания (п. 14.2 Правил); при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором (п. 17.1 Правил)80.
В соответствии со ст. 17
Конституции РФ в России признаются и
гарантируются права и свободы человека
и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права.
Материнство, отцовство и детство, семья
находятся под защитой государства, что
создает необходимые предпосылки для
нормального развития, воспитания и образования
детей (ст.
38 Конституции
РФ). Современная общественная политическая
ситуация в России потребовала пристального
внимания к проблемам семьи и детства.
Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию
подчеркнул: «Общество, в котором на деле
защищают права ребенка и уважают его
личное достоинство, не только добрее
и человечнее, это общество быстрее и лучше
развивается, имеет благоприятную, предсказуемую
перспективу»81.
В результате анализа законодательства, устанавливающего основания и последствия усыновления детей, существующей правоприменительной практики и имеющихся теоретических исследований в указанной области, выявлен ряд проблем правового регулирования отношений, являющихся объектом исследования. Сформулированы теоретические положения, призванные способствовать совершенствованию Семейного кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения по усыновлению детей.
Так, действующее законодательство не возлагает на организации, оказывающие услуги по усыновлению детей, обязанности осуществлять контроль за выполнением усыновителями своих обязанностей. Тогда как консульские учреждения в силу большого числа детей, передаваемых на усыновление из РФ, не смогут справиться с такой задачей в полном объеме. В связи с этим, представляется целесообразным возложить на указанные органы обязанность посещать семьи усыновителей и предоставлять отчет в Министерство Образования РФ (например, не реже двух раз в год с фото или видеозаписью посещения). Такая мера позволит контролировать деятельность усыновителей и предотвращать возможные случаи жестокого обращения с ребенком.
Законопроектом предусматривается, что иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено примерной программой, указанной в абзаце втором пункта 4 статьи 127 СК РФ. Полагаем, что указанное отступление от правила не совсем обоснованно. Действительно, иностранному гражданину удобнее пройти соответствующее обучение на территории своей страны. Но как удостовериться, что подготовка была достаточна для конкретного лица? Очевидно, что законодатель поторопился с подобной инициативой. Необходимо учитывать специфику российского менталитета, условия жизни ребенка, его привычки и характер общения к которому он привык на родине. Полагаем, подготовку, соответствующую интересам ребенка будущий усыновитель должен получить в родной стране усыновляемого. Таким образом, законодателю необходимо отказаться от указанных правил и привести их к единому стандарту.
В целях защиты интересов детей, оставшихся без попечения родителей, следует обратиться к опыту некоторых зарубежных стран и ввести для усыновителей российское семейное законодательство института «предусыновительной» опеки. Разумным сроком для определения возможности дальнейшего усыновления следует определить срок в двенадцать месяцев. Если по истечении указанного периода, намерения будущих усыновителей не изменяться, и они зарекомендуют себя как достойные кандидаты в усыновители ребенка, это будет основанием для усыновления ребенка. Предлагаемая мера позволит свести на нет случаи возврата усыновленных детей из семьи в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В связи с изложенным, считаем необходимым дополнить Главу 19 Семейного кодекса РФ нормой об обязательном требовании нахождении будущего усыновителя на территории РФ не менее года вместе с ребенком (здесь подтверждается необходимость введения института «прелусыновительной» опеки). Полагаем, такая процедура позволяет компетентным органам принять обоснованное и объективное решение о соответствии усыновления интересам ребенка.
Эффективная
работа по устройству
детей в семьи
невозможна без профилактики
семейного неблагополучия,
как в кровных, так и
в замещающих семьях,
которая может быть
осуществлена профессиональными
службами сопровождения
семей. Опыт создания
таких профессиональных
служб в России есть,
они создаются на базе
детских домов, психолого -
медикосоциальных центров,
служб социальной защиты
и т.д.82.
Между тем деятельность
профессиональных служб
по сопровождению семей
должна получить адекватное
законодательное регулирование,
предусматривающее
закрепление всех функций,
которые данные службы
де-факто выполняют:
отбор и подготовку
потенциальных родителей,
подготовку детей к
помещению в семью, обследование
семей, социально-психологическое
сопровождение детей
в семьях, мониторинг
жизнедеятельности
семьи и т.п. Необходимо
повсеместно наладить
работу по социальному
сопровождению социально
неблагополучных семей
с детьми, создав для
этого соответствующую
правовую базу.
По итогам исследования проблем, связанных с усыновлением детей, могут быть сформулированы следующие выводы и рекомендации: дети - будущее государства и общества. Если невозможно создать условия для полноценного развития ребенка в родной семье, необходимо создать такие условия в семье усыновителей, опекунов, попечителей и постепенно свести на нет размещение и воспитание детей в государственных учреждениях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае если не представляется возможным устроить ребенка на воспитание в приемную семью на родине, существует возможность усыновления ребенка иностранными гражданами.