Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа
Целью магистерской работы является изучение вопроса о регулировании межгосударственного усыновления и усыновления на территории РФ, анализ проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск возможных решений возникших проблемных ситуаций. внесение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию семейного и гражданского законодательства, правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач исследования:
1. исследовать особенности правового регулирования международного усыновления;
2. выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей российскими гражданами и иностранными гражданами;
3. изучить положения действующего законодательства о деятельности уполномоченных организаций по усыновлению детей на территории РФ и определить меры контроля за деятельностью указанных лиц;
4. внести предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства и правоприменительной практики, связанных с усыновлением детей.
м) информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. Основанием здесь могут быть: устройство ребенка на воспитание в семью, возвращение ребенка его родителям, достижение ребенком совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия, смерть ребенка.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан, установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.
Глава 2. Основные положения об усыновлении детей
2.1 Процедура усыновления.
Дела об усыновлении
рассматриваются судом в
Но, для обращения в суд будущие усыновители должны встать на учет в органах опеки и попечительства. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК49), поскольку СК установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. Помимо достижения возраста совершеннолетия усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, так и непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении ребенка. Данное требование к усыновителям обусловлено тем, что усыновление производится в интересах ребенка, а потому предполагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным качествам и условиям жизни должен обладать соответствующими возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка. В связи с этим закон устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей ставятся по соответствующим причинам под серьезные и веские сомнения. К лицам, которые не могут быть усыновителями, СК отнесены:
а) лица, признанные
судом недееспособными или
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 54250 и включает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. Перечисленные заболевания необходимо учитывать суду при решении вопроса о том, не будет ли состояние здоровья заявителя, желающего усыновить ребенка, препятствовать надлежащему осуществлению им родительских прав и обязанностей (форма №164/у-96)51.
К лицам, не имеющим права быть усыновителями, также отнесены: а) лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, т. е. минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи; а также лица, не имеющие постоянного места жительства; лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. Пригодность жилого помещения (жилого дома, квартиры, части жилого дома, квартиры, комнаты) для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством; лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
Усыновителями могут быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка (одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками. Однако не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке.
Однако, с сентября 2012 года правила подготовки документов кандидатов в усыновители измениться. В Государственной Думе РФ разработан Законопроект в целях обеспечения более тщательного отбора кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также обеспечения прав детей в замещающих семьях52.
В связи с этим разработчиками подготовлены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, предусматривающие введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Главной целью подготовки является оказание психолого-педагогической помощи, позволяющей обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка, помещенного в семью.
Таким образом, согласно изменениям усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями, приемными родителями могут быть лица, прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку.
Исключение
1) для усыновителей
(удочерителей), являющихся отчимами
(мачехами) усыновляемых детей, которые
фактически уже воспитывают
2) для усыновителей
(удочерителей), опекунов (попечителей),
приемных родителей - близких
родственников детей,
3) для лиц, которые уже были усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые были опекунами (попечителями) и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Указанные граждане имеют практический опыт воспитания приемных детей, в связи с чем освобождаются от необходимости прохождения обязательной подготовки.
Кроме этого, проектом дополняется перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении (статья 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ), документом, подтверждающим прохождение подготовки лицом, желающим усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Законопроектом предусматривается, что иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено примерной программой, указанной в абзаце втором пункта 4 статьи 127 СК РФ. Полагаем, что указанное отступление от правила не совсем обоснованно. Действительно, иностранному гражданину удобнее пройти соответствующее обучение на территории своей страны. Но как удостовериться, что подготовка была достаточна для конкретного лица? Очевидно, что законодатель поторопился с подобной инициативой. Необходимо учитывать специфику российского менталитета, условия жизни ребенка, его привычки и характер общения к которому он привык на родине. Полагаем, подготовку, соответствующую интересам ребенка будущий усыновитель должен получить в родной стране усыновляемого. Таким образом, законодателю необходимо отказаться от указанных правил и привести их к единому стандарту.
Проектом Закона предлагается дополнить СК РФ нормой, устанавливающей, что требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также форма свидетельства о прохождении указанной подготовки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ.
Органами
По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, обеспечит права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи54.
«…В первой половине XX в. чаще усыновляли детей в возрасте четырех-шести лет, так как с точки зрения психологии считалось, что в этом возрасте уже виден характер ребенка и уровень его интеллекта. В 50-х гг. XX в., напротив, именно новорожденные стали объектом пристального внимания усыновителей, так как психологические исследования показали всю важность первых лет жизни и значимость эмоциональной привязанности, возникающей в как можно более ранний период жизни ребенка»55.
Однако исключением
являются страны, где законодатель
счел нужным установить максимально
возможный возраст для