Усыновление детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью магистерской работы является изучение вопроса о регулировании межгосударственного усыновления и усыновления на территории РФ, анализ проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск возможных решений возникших проблемных ситуаций. внесение практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию семейного и гражданского законодательства, правоприменительной практики.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач исследования:
1. исследовать особенности правового регулирования международного усыновления;
2. выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей российскими гражданами и иностранными гражданами;
3. изучить положения действующего законодательства о деятельности уполномоченных организаций по усыновлению детей на территории РФ и определить меры контроля за деятельностью указанных лиц;
4. внести предложения по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства и правоприменительной практики, связанных с усыновлением детей.

Файлы: 1 файл

Диплом Усыновление (удочерение) детей.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

          м) информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном  банке данных о детях. Основанием здесь могут быть: устройство ребенка  на воспитание в семью, возвращение  ребенка его родителям, достижение ребенком совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия, смерть ребенка.

          Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения  родителей, включает также в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан, установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.

 

          Глава 2. Основные положения  об усыновлении детей

          2.1 Процедура усыновления.

          Дела об усыновлении  рассматриваются судом в порядке  особого производства по правилам гл. 29 ГПК РФ47 (ст. ст. 269 - 274). Дела об усыновлении (удочерении) ребенка гражданами Российской Федерации подсудны районным судам по месту жительства или по месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК РФ). Форма и содержание заявления об усыновлении должны соответствовать как общим требованиям, предъявляемым ст. 131 ГПК РФ к исковому заявлению, так и требованиям ст. 270 ГПК РФ. В заявлении должны быть указаны сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, о наличии у них братьев и сестер, об их родителях, просьба о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемых детей, а также обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей и подтверждающие их доказательства. К заявлению должны быть приложены необходимые документы, перечень которых предусмотрен в ст. 271 ГПК РФ. Заявление об усыновлении ребенка не подлежит оплате государственной пошлиной (подп. 14 п. 1 ст. 333.36 НК РФ48). Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителей органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях - родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет (ст. 273 ГПК РФ). Обязательное участие в процессе самого заявителя (лица, желающего усыновить ребенка), представителя органа опеки и попечительства и прокурора выступает дополнительной гарантией правильного разрешения дел данной категории, затрагивающих существенные права и интересы детей. Невыполнение этого требования может повлечь отмену судебного решения. Обязательное участие в судебном процессе самого заявителя не исключает участия в нем его представителя (адвоката или иного лица). В необходимых случаях к участию в деле могут быть привлечены другие заинтересованные лица: родители ребенка, его родственники и даже сам ребенок, достигший возраста 10 лет. Вопрос о необходимости их вызова в судебное заседание должен быть решен судьей в порядке подготовки дела к судебному разбирательству с учетом конкретных обстоятельств и представленных документов. До принятия решения о вызове ребенка судья может обратиться с соответствующим запросом в орган опеки и попечительства, мнение которого чрезвычайно важно, поскольку присутствие ребенка в суде может неблагоприятно повлиять на него. Кроме того, если по состоянию здоровья ребенок, достигший возраста 14 лет, не может явиться в судебное заседание (например, ребенок является инвалидом с детства и ограничен в передвижении), суд с учетом интересов ребенка может выяснить его мнение относительно усыновления по месту его нахождения.

          Но, для обращения  в суд будущие усыновители  должны встать на учет в органах  опеки и попечительства. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК49), поскольку СК установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем. Помимо достижения возраста совершеннолетия усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, так и непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении ребенка. Данное требование к усыновителям обусловлено тем, что усыновление производится в интересах ребенка, а потому предполагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным качествам и условиям жизни должен обладать соответствующими возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка. В связи с этим закон устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей ставятся по соответствующим причинам под серьезные и веские сомнения. К лицам, которые не могут быть усыновителями, СК отнесены:

          а) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно  дееспособными; б) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; в) лица, ранее дискредитировавшие себя  как воспитатели, а именно: лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах; д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Данное ограничение не связано с виновным поведением кандидата в усыновители, а носит объективно обусловленный характер.

          Перечень  заболеваний, при  наличии которых  лицо не может усыновить  ребенка, принять  его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 54250 и включает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. Перечисленные заболевания необходимо учитывать суду при решении вопроса о том, не будет ли состояние здоровья заявителя, желающего усыновить ребенка, препятствовать надлежащему осуществлению им родительских прав и обязанностей (форма №164/у-96)51.

          К лицам, не имеющим  права быть усыновителями, также отнесены: а) лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, т. е. минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи; а также лица, не имеющие постоянного места жительства; лица, проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. Пригодность жилого помещения (жилого дома, квартиры, части жилого дома, квартиры, комнаты) для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством; лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

          Усыновителями могут  быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке  с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка (одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками. Однако не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке.

          Однако, с сентября 2012 года правила подготовки документов кандидатов в усыновители измениться. В Государственной Думе РФ разработан Законопроект в целях обеспечения более тщательного отбора кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также обеспечения прав детей в замещающих семьях52.

          В связи с этим разработчиками подготовлены изменения  в Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, предусматривающие введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Главной целью подготовки является оказание психолого-педагогической помощи, позволяющей обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка, помещенного в семью.

          Таким образом, согласно изменениям усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями, приемными  родителями могут быть лица, прошедшие  в установленном порядке соответствующую подготовку.

          Исключение предусматривается  для трех категорий граждан:

          1) для усыновителей (удочерителей), являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые  фактически уже воспитывают детей  и совместно с ними проживают;

          2) для усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей), приемных родителей - близких  родственников детей, оставшихся  без попечения родителей. При  этом под «близкими» родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 СК РФ;

          3) для лиц, которые  уже были усыновителями и в  отношении которых усыновление  не было отменено, а также лиц, которые были опекунами (попечителями) и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Указанные граждане имеют практический опыт воспитания приемных детей, в связи с чем освобождаются от необходимости прохождения обязательной подготовки.

          Кроме этого, проектом дополняется перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении (статья 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ), документом, подтверждающим прохождение подготовки лицом, желающим усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей.

          Законопроектом предусматривается, что иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено примерной программой, указанной в абзаце втором пункта 4 статьи 127 СК РФ. Полагаем, что указанное отступление от правила не совсем обоснованно. Действительно, иностранному гражданину удобнее пройти соответствующее обучение на территории своей страны. Но как удостовериться, что подготовка была достаточна для конкретного лица? Очевидно, что законодатель поторопился с подобной инициативой. Необходимо учитывать специфику российского менталитета, условия жизни ребенка, его привычки и характер общения к которому он привык на родине. Полагаем, подготовку, соответствующую интересам ребенка будущий усыновитель должен получить в родной стране усыновляемого. Таким образом, законодателю необходимо отказаться от указанных правил и привести их к единому стандарту.

          Проектом Закона предлагается дополнить СК РФ нормой, устанавливающей, что требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также форма свидетельства о прохождении указанной подготовки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ.

          Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  будут утверждаться непосредственно  программа и порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории субъекта Российской Федерации. При этом согласно проекту осуществлять подготовку граждан смогут как органы опеки и попечительства, так и организации, указанные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»53.

          По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, обеспечит права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи54.

          «…В первой половине XX в. чаще усыновляли детей в возрасте четырех-шести лет, так как с  точки зрения психологии считалось, что в этом возрасте уже виден характер ребенка и уровень его интеллекта. В 50-х гг. XX в., напротив, именно новорожденные стали объектом пристального внимания усыновителей, так как психологические исследования показали всю важность первых лет жизни и значимость эмоциональной привязанности, возникающей в как можно более ранний период жизни ребенка»55.

          Однако исключением  являются страны, где законодатель счел нужным установить максимально  возможный возраст для усыновления (удочерения) ребенка. Так, в Ирландии ребенок не должен быть старше семи лет. В Нидерландах в случае межгосударственного усыновления возраст ребенка не должен превышать шести лет. В большинстве стран критерий возраста рассматривается двояко: кроме требования достижения определенного возраста кандидата в усыновители требуется наличие разницы в возрасте между ним и ребенком. Так, в Испании и Дании она должна составлять 14 лет, в Бельгии и Франции - 15 лет, в Швейцарии - 16 лет, в Австрии, Италии, Нидерландах - 18 лет56.

Информация о работе Усыновление детей