Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель исследования – характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальной группы и исследование форм их социального устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальную группу;
описать положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России;
рассмотреть государственные формы устройства и содержания детей-сирот;
рассмотреть семейные формы устройства детей-сирот.
Введение
Дети-сироты в современном российском обществе
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа
1.2 Положение детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
Формы устройства и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Государственные формы устройства детей-сирот
2.2 Семейные формы устройства детей-сирот
Выводы
Библиографический список
Содержание
Введение
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа
1.2 Положение детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
2.1 Государственные формы устройства детей-сирот
2.2 Семейные формы устройства детей-сирот
Выводы
Библиографический список
Введение
Исторически сложилось, что дети - особый объект социальной работы. Они несамостоятельны, зависимы, что повышает их потребность в помощи. Особенно это касается детей, лишившихся попечения родителей. Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей-сирот.
В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России назвать вряд ли возможно. Например, по данным И.Б. Назаровой, в 2008 г. число официально учтенных социальными службами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равнялось 662,5 тыс. человек. Все они, в основном, были устроены в учреждения интернатного типа. По некоторым подсчётам, в 2007г. оно составляло от 500 до 700 тыс. человек. В 2009 г., по данным Главного контрольного управления при Президенте РФ, эта цифра равнялась уже 867 тыс. 800 человек.
По данным исследователей данной проблемы, 40% детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни. Анализ работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что система воспитания в этих учреждениях не готовит детей к самостоятельной жизни, и их воспитанники испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру1.
Государством создана целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид.
Актуальность темы заключается в стремительном росте детей - сирот и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества.
По данным доклада уполномоченного по правам ребёнка города Москвы, председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации Алексея Голованя (Париж, 22 октября 2008 года) на 1 января 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот(2/3 из них попадают под разряд «социальные сироты»)2. Для сравнения, после Второй мировой войны сирот во всем СССР было около 600 тысяч. Особую тревогу вызывает то, что на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год).
Академик РАН В.И. Жуков отмечает, что массовое распространение социального сиротства, увеличение количества детей, брошенных родителями либо отобранных у них, является одной из важнейших характеристик демографической ситуации в современной России. Однако многие исследователи отмечают заниженность этих данных и считают, что в России проживает около 2,5 млн. беспризорных детей3. Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.
Теоретико-методологической основой данной курсовой работы явились работы
Объект исследования - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа.
Предмет исследования – семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования – характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальной группы и исследование форм их социального устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования данной курсовой для дальнейшего изучения детей-сирот как социальной группы и наиболее благоприятных форм устройства.
Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка.
1 Дети-сироты в современном российском обществе
1.1 Понятие «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Для оказания адресной помощи Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» использует несколько понятий детей-сирот.
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.
Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях, когда
имеется документ, подтверждающий лишение
ребенка родительского
Среди социальных сирот особую группу составляют «отказные» дети, от которых родители отказываются чаще всего еще в роддоме, а также после выявления у ребенка физических или умственных аномалий (общая доля таких случаев составляет 60%). К самым распространенным причинам отказа от ребенка относятся и сложные материальные и бытовые условия (20%). Отказ родителей от тяжелобольного ребенка чаще всего вызван необходимостью его устройства на полное государственное попечение.
Согласно словарю-справочнику под редакцией Е.И. Холостовой, сиротство - «социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относятся также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях»6.
Изменилась модель воспитания и образования детей. Акцент делается в меньшей степени на послушание родителям и в большей на автономию детей. Отсюда появляется еще одно понятие. Скрытое сиротство - дети, родители которых не уделяют своим детям достаточного внимания, в силу чрезмерной трудовой занятости и необходимости решения проблем физического выживания семьи7.
Последняя группа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Таким образом, дети-сироты это дети, у которых нет родителей по ряду причин: смерть родителей, «отказничество» от детей, уклонение от воспитания и ухода за детьми и т.д. Одной из основных задач социальной политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в детских организациях, за счет развития различных семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Этот процесс во всем мире называется деинституционализацией детей-сирот. Для того чтобы процесс деинституционализации был эффективным, прежде всего, необходимо стимулирование развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания8.