Формы устройства детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальной группы и исследование форм их социального устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальную группу;
описать положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России;
рассмотреть государственные формы устройства и содержания детей-сирот;
рассмотреть семейные формы устройства детей-сирот.

Оглавление

Введение
Дети-сироты в современном российском обществе
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа
1.2 Положение детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
Формы устройства и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Государственные формы устройства детей-сирот
2.2 Семейные формы устройства детей-сирот
Выводы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей – алкоголиков.

Сейчас в России около 600 000детей  – сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот9.

Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет10.

Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным с мест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет11.

Таким образом, мы проанализировали статистические данные о количестве детей-сирот и выявили основные причины сиротства в России. Эта проблема решается на государственном уровне. Беда в том, что законы эти не всегда действуют. Не хватает приютов. Органы социальной опеки не справляются с их созданием. Беглецов, покинувших семьи и школы, но не совершивших правонарушений, помещать некуда, они бродяжничают. В стране существуют школы-интернаты, но функционируют они с большими проблемами. Всем миром признано, что молодежь, находясь на раннем этапе развития, нуждается в особой заботе и помощи в области физического, духовного, социального развития, а так же правовой защите. Чтобы определить пути решения проблемы сиротства, надо представлять особенности и виды государственного и семейного устройства этой категории населения.

 

 

  1. Формы устройства и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

2.1  Государственные  формы устройства детей-сирот

 

Государственные формы  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное  для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. Всего в стране 249 домов ребенка, в которых воспитывается 19,3 тысяч детей12.

Детский дом - государственное  образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для  воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной  жизни и трудовой деятельности. Они  обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Школа-интернат - государственное  учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот  школьного возраста, а также детей  из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько  типов интернатов:

- интернаты с общеобразовательной  программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

- вспомогательные интернаты  для детей с легкой степенью  олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

- интернаты для детей  с глубокой умственной отсталостью,  находящиеся в ведении Министерства  социальной защиты.

В последние годы стали  появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых  обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей13.

Приют - государственное  специализированное учреждение системы  социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.

Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Вид помощи, оказываемый  в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.

Приют диагностического типа является местом круглосуточного  пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

По статистическим данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа14.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий15.

Таким образом, несмотря на то, что в области государственных форм устройства детей-сирот, происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Очевиден тот факт, что воспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены к самостоятельной жизни. Следует пересмотреть систему воспитания детей; сделать обязательными программы подготовки к самостоятельной жизни; проводить работу, способствующую профессиональному  самоопределению выпускников. Необходимо создавать в детских домах и школах-интернатах условия, приближенные к семейным; делать больший упор на развитие социальной политики в области передачи детей-сирот в семью.

2.2 Семейные  формы устройства детей-сирот

 

Сегодня в России все  большее развитие получают разнообразные  формы передачи детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, в семьи граждан. Среди этих форм можно выделить усыновление (национальное и международное), опеку и попечительство, приемные и патронатные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни, где условия проживания приближены к семейным.

Усыновление – это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) личных и имущественных правоотношений, аналогичных существующим между биологическими родителями и детьми. В нашей стране существует как национальное, так и международное усыновление, его процедура определена Семейным кодексом РФ. Усыновленный ребенок может быть передан в семью только по решению суда. Существует ряд ограничений для потенциальных усыновителей по состоянию здоровья и по возрасту. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным должна быть не менее 16 лет (по решению суда она может быть сокращена). При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.

Необходимым условием для  усыновления является согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет. Отсутствие согласия должно рассматриваться судом как серьезное препятствие для усыновления. Вынесение решения об усыновлении вопреки желанию ребенка возможно, если только суд решит, что его возражение не обосновано и не станет препятствием к созданию нормальных отношений с усыновителями.

Следует отметить особенности  усыновления по сравнению с другими  формами семейного устройства:

не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может  быть усыновлен;

при усыновлении ребенок получает все права родного, в том числе право имущественного наследования, но теряет льготы, положенные ребенку-сироте;

у новых родителей  есть возможность присвоить ребенку  свою фамилию, поменять имя и отчество, а в некоторых случаях – и дату рождения;

сроки оформления усыновления  дольше, чем, например, установление опеки - из-за судебной процедуры;

государство не оказывает  усыновившей семье никакой дополнительной помощи, за исключением предоставления матери послеродового отпуска и  выплат в связи с рождением ребенка, если усыновляется младенец до трех месяцев;

органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей в течение, как минимум,  трех лет после  усыновления;

к кандидатам в усыновители  предъявляются жесткие требования - к их здоровью, возрасту, материальному положению, жилищным условиям.

Информация о работе Формы устройства детей-сирот