Формы устройства детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальной группы и исследование форм их социального устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальную группу;
описать положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России;
рассмотреть государственные формы устройства и содержания детей-сирот;
рассмотреть семейные формы устройства детей-сирот.

Оглавление

Введение
Дети-сироты в современном российском обществе
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа
1.2 Положение детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
Формы устройства и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Государственные формы устройства детей-сирот
2.2 Семейные формы устройства детей-сирот
Выводы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Усыновление детей иностранными гражданами допускается в тех  случаях, когда не представляется возможным передать их в семьи россиян, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам  независимо от их гражданства и места жительства. Так что приоритет при усыновлении детей с российским гражданством имеют россияне, постоянно проживающие на территории РФ.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 10 марта 2005 г. № 123 «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи», министерству переданы полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей на территории РФ и контролю за их деятельностью, а также функции по организации и ведению федерального банка данных о детях, подлежащих семейному устройству.

Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся их родственниками, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных. Сведения о детях иностранцам – кандидатам в усыновители – предоставляют орган опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ и Минобрнауки РФ. Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда.

Контроль за постановкой  усыновителей на учет в консульском  учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению. Консульские учреждения в конце календарного года направляют в министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении их прав и законных интересов.

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Функции по опеке над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также самими органами опеки и попечительства.

В случае опеки со стороны  граждан они принимают в семью ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а биологические родители не освобождаются от обязанности участвовать в его содержании. При этом опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и ответственности за ребенка.

Опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком под одной крышей. Исключение предусмотрено в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. Орган опеки и попечительства может разрешить им проживать отдельно, если это связано с получением образования или работой. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родными, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав.

По достижении ребенком 14-летнего возраста опека автоматически  трансформируется в попечительство, которое, в свою очередь, прекращается при достижении им совершеннолетия или при вступлении в брак до 18 лет. Опека и попечительство также прекращаются в случае смерти опекуна или попечителя.

На содержание ребенка  государство ежемесячно выплачивает средства, согласно нормативу, установленному в регионе.

Особенности опеки и  попечительства:

более простое и быстрое  оформление по сравнению с усыновлением, так как опека устанавливается  решением главы местного самоуправления и не требует судебной процедуры;

к кандидату в опекуны  предъявляются менее жесткие  требования в части дохода и жилищных условий, не нужна справка об отсутствии судимости;

сохраняются выплаты на содержание ребенка, органы опеки содействуют организации его обучения, отдыха и лечения;

сохраняется право ребенка  на получение жилья после достижении 18-летия - в случае его отсутствия;

в старшем возрасте опекаемый  ребенок может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;

ребенок под опекой при  появлении кандидата, желающего  его усыновить, может быть передан в другую семью;

нет необходимости соблюдать  тайну передачи ребенка под опеку;

сохраняются контакты с биологическими родственниками;

трудно сменить фамилию  ребенка, невозможно изменить дату рождения.

Приемная семья16 – новая форма семейного устройства детей, совмещающая черты детского учреждения, опеки и усыновления. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять  ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание, называется приемным, а сама семья – приемной. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических.

Приемные родители – законные представители ребенка, они обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), имеют право защищать его права и интересы, в том числе в суде. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни, нести ответственность за него перед обществом.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка  на воспитание, который заключается  органом опеки и попечительства с приемными родителями.

Ребенок, переданный в  приемную семью, сохраняет право  на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и компенсации в соответствии с российским законодательством. За ним сохраняется право собственности на жилое помещение или пользования жилым помещением. При его отсутствии ребенок имеет право на предоставление жилья. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок  в приемной семье имеет право на поддержание контактов с биологическими родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам и развитию. Контакты родителей с ребенком  допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения определяется органами опеки и попечительства. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игрушек, книг, а также предоставляются льготы, установленные законодательством субъектов РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот.

Инициатором создания детских домов семейного типа выступил Российский детский фонд. Его отличием от приемной семьи является численность детей: в детском доме семейного типа может быть до 12 детей, тогда как в приемной семье - до 8. Особенности приемной семьи и детского дома семейного типа:

приемным родителям  выплачивается заработная плата;

семья получает ежемесячные  выплаты на содержание ребенка, выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели;

за ребенком сохраняются  льготы на транспорт и жилье, отдых  и лечение, и другие льготы, предусмотренные  региональными законами;

за ребенком сохраняется  возможность получения нового или  дополнительного жилья, если в этом есть необходимость;

органами опеки осуществляют постоянный контроль за воспитанием ребенка и расходованием средств на его содержание;

при создании приемной семьи  оформляется договор о передаче ребенка на воспитание (договор об оказании возмездных услуг), поэтому  возникают сложности при оформлении ребенка в семью, проживающую в другом районе или городе, так как выплаты осуществляются из бюджета района, где был зарегистрирован ребенок.

Патронат - это форма воспитания ребенка (детей) в замещающей семье на условиях договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. На патронат передается ребенок, которому временно требуется заменяющая семья, или необходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса.

На федеральном уровне отсутствует закон о патронатном  воспитании. Поэтому многие субъекты РФ принимают собственные законы.

Патронат может осуществляться в форме патронатного воспитания и социального патроната до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста. Патронат может быть краткосрочным (от одного дня до шести месяцев) и долгосрочным (от шести месяцев и более).

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится, если не представляется возможным передать его на усыновление. При передаче на усыновление такого ребенка преимущественное право усыновления предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого он воспитывается.

Социальный патронат устанавливается в случае изъятия  ребенка из семьи из-за непосредственной угрозы его жизни и здоровью; при этом он может быть незамедлительно устроен не в сиротское учреждение, а в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме устройства.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа. Патронатный воспитатель должен быть готов к сотрудничеству со специалистами, к обсуждению проблем, а в случае необходимости и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка. Основные элементы патронатного воспитания:

поиск и отбор кандидатов в патронатные родители, их обучение;

подготовка ребенка  к помещению в семью;

разработка плана по защите прав ребенка или любого другого документа, в котором бы содержались рекомендации патронатным родителям;

заключение договора между патронатными родителями, органами опеки и попечительства, уполномоченной службой - о разделении полномочий и  ответственности за ребенка;

организация психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка и семьи  специалистами уполномоченной службы.

Особенности патроната:

возможность поместить  в семью ребенка, который не имеет  статуса для опеки или усыновления, и в противном случае обреченного попасть в приют или детский дом;

согласно договору, сторона, представляющая государство, организует обучение, отдых и лечение ребенка, оказывает помощь в его воспитании, решении психологических проблем; выплачивает целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.;

ребенок может быть изъят  из патронатной семьи по решению  сторон;

контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон;

обеспечивается постоянное сопровождение семьи и ребенка с момента поступления в семью и до изменения формы устройства или начала самостоятельной жизни;

на содержание ребенка  выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу;

патронатному воспитателю  начисляется зарплата и засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск, согласно трудовому законодательству;

экономический эффект - содержание ребенка на патронате обходится  государству в 1,5-2 раза дешевле, чем  в детском сиротском учреждении - даже с учетом затрат на уполномоченные службы.

1 Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. С. 163.

2 «Deinstitualisation of children-orphans in Russia and development of alternative family forms»

3 Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 19-22.

4 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ)

5 Письмо Министерства социальной защиты РФ от 25.01.95г. - №318/1-34

6 Словарь-справочник по социальной работе./под научн. Ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997- 424 с

7 Дети  социального риска и их  воспитание: учеб. Пособие для вузов/под науч. ред. Л. М. Шипициной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. С. 144.

8Платонова Н.М. Современное социальное сиротство в России: причины и возможности профилактики // ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2006. Т. 6. № 1. С. 41-44.

9 Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования России. 2005. №16. С. 3-10.

10 Рыкун А.Ю., Южанинов К.М. Профилактика социального сиротства: институцилнально-дискурсивный анализ//Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1. С. 72-95.

11 Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России. URL: http://soc-work.ru/article/103 

 

12 Основные типы детских учреждений и форм устройства детей-сирот. URL: http://weneedyou.ru/content/21/poleznaja-informacija/osnovnye-tipy-detskih-uchrezhdenii-i-form-ustroistva-detei-sirot.html

 

13 Государственные формы устройства. URL: http://www.tsput.ru/res/other/Bschool/Forms/forms2.htm

14 Дармоделин С. Безнадзорность детей в России // Педагогика.- 2001.- №5. с.3-8.

15 Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. - с.69-72.

16 Положение о приемной семье утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829.

 

 


Информация о работе Формы устройства детей-сирот