Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель исследования – характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальной группы и исследование форм их социального устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальную группу;
описать положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России;
рассмотреть государственные формы устройства и содержания детей-сирот;
рассмотреть семейные формы устройства детей-сирот.
Введение
Дети-сироты в современном российском обществе
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная группа
1.2 Положение детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
Формы устройства и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Государственные формы устройства детей-сирот
2.2 Семейные формы устройства детей-сирот
Выводы
Библиографический список
Усыновление детей иностранными гражданами допускается в тех случаях, когда не представляется возможным передать их в семьи россиян, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам независимо от их гражданства и места жительства. Так что приоритет при усыновлении детей с российским гражданством имеют россияне, постоянно проживающие на территории РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 10 марта 2005 г. № 123 «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи», министерству переданы полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей на территории РФ и контролю за их деятельностью, а также функции по организации и ведению федерального банка данных о детях, подлежащих семейному устройству.
Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся их родственниками, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных. Сведения о детях иностранцам – кандидатам в усыновители – предоставляют орган опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ и Минобрнауки РФ. Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда.
Контроль за постановкой усыновителей на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению. Консульские учреждения в конце календарного года направляют в министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении их прав и законных интересов.
Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Функции по опеке над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также самими органами опеки и попечительства.
В случае опеки со стороны граждан они принимают в семью ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а биологические родители не освобождаются от обязанности участвовать в его содержании. При этом опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и ответственности за ребенка.
Опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком под одной крышей. Исключение предусмотрено в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. Орган опеки и попечительства может разрешить им проживать отдельно, если это связано с получением образования или работой. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родными, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав.
По достижении ребенком 14-летнего возраста опека автоматически трансформируется в попечительство, которое, в свою очередь, прекращается при достижении им совершеннолетия или при вступлении в брак до 18 лет. Опека и попечительство также прекращаются в случае смерти опекуна или попечителя.
На содержание ребенка государство ежемесячно выплачивает средства, согласно нормативу, установленному в регионе.
Особенности опеки и попечительства:
более простое и быстрое оформление по сравнению с усыновлением, так как опека устанавливается решением главы местного самоуправления и не требует судебной процедуры;
к кандидату в опекуны предъявляются менее жесткие требования в части дохода и жилищных условий, не нужна справка об отсутствии судимости;
сохраняются выплаты на содержание ребенка, органы опеки содействуют организации его обучения, отдыха и лечения;
сохраняется право ребенка
на получение жилья после
в старшем возрасте опекаемый ребенок может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;
ребенок под опекой при появлении кандидата, желающего его усыновить, может быть передан в другую семью;
нет необходимости соблюдать тайну передачи ребенка под опеку;
сохраняются контакты с биологическими родственниками;
трудно сменить фамилию ребенка, невозможно изменить дату рождения.
Приемная семья16 – новая форма семейного устройства детей, совмещающая черты детского учреждения, опеки и усыновления. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание, называется приемным, а сама семья – приемной. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических.
Приемные родители – законные представители ребенка, они обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), имеют право защищать его права и интересы, в том числе в суде. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни, нести ответственность за него перед обществом.
Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка на воспитание, который заключается органом опеки и попечительства с приемными родителями.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и компенсации в соответствии с российским законодательством. За ним сохраняется право собственности на жилое помещение или пользования жилым помещением. При его отсутствии ребенок имеет право на предоставление жилья. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.
Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание контактов с биологическими родителями, родственниками, если это не противоречит его интересам и развитию. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения определяется органами опеки и попечительства. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игрушек, книг, а также предоставляются льготы, установленные законодательством субъектов РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот.
Инициатором создания детских домов семейного типа выступил Российский детский фонд. Его отличием от приемной семьи является численность детей: в детском доме семейного типа может быть до 12 детей, тогда как в приемной семье - до 8. Особенности приемной семьи и детского дома семейного типа:
приемным родителям выплачивается заработная плата;
семья получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка, выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели;
за ребенком сохраняются льготы на транспорт и жилье, отдых и лечение, и другие льготы, предусмотренные региональными законами;
за ребенком сохраняется возможность получения нового или дополнительного жилья, если в этом есть необходимость;
органами опеки осуществляют постоянный контроль за воспитанием ребенка и расходованием средств на его содержание;
при создании приемной семьи оформляется договор о передаче ребенка на воспитание (договор об оказании возмездных услуг), поэтому возникают сложности при оформлении ребенка в семью, проживающую в другом районе или городе, так как выплаты осуществляются из бюджета района, где был зарегистрирован ребенок.
Патронат - это форма воспитания ребенка (детей) в замещающей семье на условиях договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. На патронат передается ребенок, которому временно требуется заменяющая семья, или необходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса.
На федеральном уровне
отсутствует закон о
Патронат может осуществляться в форме патронатного воспитания и социального патроната до достижения несовершеннолетним 18-летнего возраста. Патронат может быть краткосрочным (от одного дня до шести месяцев) и долгосрочным (от шести месяцев и более).
Помещение ребенка на
долгосрочный патронат производится,
если не представляется возможным передать
его на усыновление. При передаче
на усыновление такого ребенка преимущественное
право усыновления предоставляе
Социальный патронат устанавливается в случае изъятия ребенка из семьи из-за непосредственной угрозы его жизни и здоровью; при этом он может быть незамедлительно устроен не в сиротское учреждение, а в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме устройства.
Патронатное воспитание – это профессиональная работа. Патронатный воспитатель должен быть готов к сотрудничеству со специалистами, к обсуждению проблем, а в случае необходимости и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка. Основные элементы патронатного воспитания:
поиск и отбор кандидатов в патронатные родители, их обучение;
подготовка ребенка к помещению в семью;
разработка плана по защите прав ребенка или любого другого документа, в котором бы содержались рекомендации патронатным родителям;
заключение договора между патронатными родителями, органами опеки и попечительства, уполномоченной службой - о разделении полномочий и ответственности за ребенка;
организация психолого-педагогического,
медико-социального сопровожден
Особенности патроната:
возможность поместить
в семью ребенка, который не имеет
статуса для опеки или
согласно договору, сторона, представляющая государство, организует обучение, отдых и лечение ребенка, оказывает помощь в его воспитании, решении психологических проблем; выплачивает целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.;
ребенок может быть изъят из патронатной семьи по решению сторон;
контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон;
обеспечивается постоянное сопровождение семьи и ребенка с момента поступления в семью и до изменения формы устройства или начала самостоятельной жизни;
на содержание ребенка выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу;
патронатному воспитателю начисляется зарплата и засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск, согласно трудовому законодательству;
экономический эффект - содержание ребенка на патронате обходится государству в 1,5-2 раза дешевле, чем в детском сиротском учреждении - даже с учетом затрат на уполномоченные службы.
1 Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. С. 163.
2 «Deinstitualisation of children-orphans in Russia and development of alternative family forms»
3 Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 19-22.
4 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ)
5 Письмо Министерства социальной защиты РФ от 25.01.95г. - №318/1-34
6 Словарь-справочник по социальной работе./под научн. Ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997- 424 с
7 Дети социального риска и их воспитание: учеб. Пособие для вузов/под науч. ред. Л. М. Шипициной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. С. 144.
8Платонова Н.М. Современное социальное сиротство в России: причины и возможности профилактики // ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2006. Т. 6. № 1. С. 41-44.
9 Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования России. 2005. №16. С. 3-10.
10 Рыкун А.Ю., Южанинов К.М. Профилактика социального сиротства: институцилнально-дискурсивный анализ//Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1. С. 72-95.
11 Положение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей в современной
России. URL: http://soc-work.ru/article/103
12 Основные типы детских учреждений и
форм устройства детей-сирот. URL: http://weneedyou.ru/content/
13 Государственные формы устройства. URL:
http://www.tsput.ru/res/other/
14 Дармоделин С. Безнадзорность детей в России // Педагогика.- 2001.- №5. с.3-8.
15 Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. - с.69-72.
16 Положение о приемной семье утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829.